Фото: пресс-служба концертного агентства
11 марта на сцене Crocus City Hall выступят музыканты, чьи имена напрямую связаны с Deep Purple, – Дон Эйри и Ник Симпер. Колумнист M24.ru Алексей Байков выяснял, почему в России старые группы собирают полные залы, когда у себя на родине они уже никому не известны.
Все-таки наши музыкальные вкусы если и изменились за прошедшие 20 с лишним лет, то ничтожно мало. Идешь себе по раскисшим московским улицам, поднимаешь глаза от тонущих в серой хляби ботинок и натыкаешься на огромный билборд: "Scorpions. В честь 50-летия". Почему-то вспоминается известное интервью Ларса Ульриха по итогам "Монстров рока’91": "А вы говорите: Metallica, Bon Jovi, Guns N' Roses... Scorpions – вот что в России главнее всех других команд, вместе взятых!". С того дня прошло почти 24 года, а значит, существуют все-таки вечные ценности!
Scorpions. Фото: Федор Савинцев, ТАСС
Открываем сайт Crocus City Hall и смотрим расписание на ближайшие месяцы… В воздухе повисает прямо-таки отчетливый запах нафталина. "От нас" афишу заполняют собой всевозможные Малинины, Лещенки и Винокуры, "от них" уже отыграли Uriah Heep, готовятся концерты Smokie (у этих тоже 50-летний юбилей), Дона Эйри и Ника Симпера, а также Electric Light Orchestra. Не хватает разве что Градского… Кстати, а вот и он, поставлен на один месяц с группой – имитатором Queen.
Как сказал поэт, "если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Если не самый дешевый по аренде московский зал выпускает на свою сцену музыкантов, о существовании которых на их родине помнят разве что пенсионеры, – значит, и его дирекция и концертный промоутер уверены в том, что зал будет полон. Пресловутый винтаж, как и осетрина, бывает всего двух степеней свежести: нестареющая классика и обыкновенное старье. Когда в том же Crocus City Hall будет выступать Роберт Плант – это понятно и даже поддается рациональному объяснению. В конце концов, если большинство нынешних меломанов и не орошают слезами умиления двойной винил Led Zeppelin II/III издания "Продюсерского центра рок-н-ролльных приходов" Андрея Тропилло, то все равно многие еще помнят, что это за группа и что она сделала для развития всей мировой рок-музыки. К тому же бывший златокудрый бог и голос "Цеппелинов" не занимается привычной для рок-звезд из прошлого самоэксплуатацией, а движется вперед. Только в прошлом году у него вышел новый альбом Lullaby and the Ceaseless Roar, получивший отличную критику за сочетание легкой ностальгии по цеппелиновской классике с фолком и такими современными музыкальными стилями, как трип-хоп и worldbeat.
С Плантом все понятно, а вот кто такие Симпер и Эйри? Очень просто: это участники уже примелькавшихся у нас Deep Purple, бывший и настоящий. Собственно, об этом и повествует афиша большими лиловыми буквами: The Deep Purple members. Симпер был даже не одним из основателей группы, как об этом пишут в некоторых рок-энциклопедиях, – его взяли на место Дэйва Кертисса и выгнали прямо перед записью Concerto for Group and Orchestra, чтобы освободить место для Роджера Гловера. С тех пор он успел поиграть в аккомпанирующей группе Марши Хант (Диона из мюзикла Hair), в малоизвестном проекте Ричи Блэкмора Lord Sutch & Heavy Friends, записать пластинку с блюзменом Роско Гордоном и два раза поучаствовать в проекте Quatermass II, похоже, никому не известном за пределами Британии. Между делом он еще и пытался сформировать свой собственный состав, но раз за разом терпел неудачу. Самым известным среди его проектов считается Warhorse – группа, собранная по горячим следам Deep Purple и рубившая все тот же прогрессив. Знаменита она в основном тем, что в ней какое-то время играл Рик Уэйкман. В Москву Ник Симпер привезет свою уже шестую по счету команду Nick Simper & The Nasty Habits, с которой он вроде как дал прощальный тур еще в 2013 году.
Дон Эйри, наоборот, из текущего состава "Дипов" пришел на смену Джону Лорду, когда тот решил окончательно забросить попытки реанимации трупа динозавра ради своих симфонических штудий. А до этого он играл с Кози Пауэллом в британской фьюжн-группе Colosseum II, в Rainbow, с Оззи Осборном, Гэри Муром, в Jethro Tull, с Брайаном Мэем и Judas Priest. Участвовал в записи альбомов Эндрю Ллойда Веббера, Whitesnake, UFO, Брюса Дикинсона и Мики Муди. Одним словом, высококлассный сессионник с богатой биографией, но при этом лишенный творческой жилки; его первый и последний сольный альбом К2 (1989) полностью провалился в продаже.
Скоро они вместе выйдут на сцену Crocus City Hall просто потому, что продюсер уверен: большие лиловые буквы Deep Purple соберут им в Москве полный зал. А почему бы не устроить там же концерт, к примеру, Пита Беста с Билли Престоном (участвовал в записи материала, из которого был собран альбом Let It Be) и не написать на афише аршинным шрифтом: ex-Beatles? Жаль, Престон уже умер, а так идея хороша.
Фото: пресс-служба концертного агентства
Smokie…Ну тут остается руками развести. Судя по всему, слава этого британского аналога ВИА "Лейся песня" на постсоветском пространстве не померкнет никогда. Со времен своего первого приезда – в 1991 году – и по сей день они истоптали уже практически все более или менее значимые подмостки в России, Белоруссии и на Украине. Отдельный чес периодически устраивает еще и Крис Норман с сольной программой из песен, написанных для него Дитером Боленом. Собственно, участники группы и не скрывают тот факт, что основные деньги они зарабатывают именно здесь, в то время как в родной Британии и в США о них уже практически никто не помнит.
А разгадка одна – в советские времена Smokie входили в число немногих легальных западных групп, пластинки которых регулярно выпускала "Мелодия" и которых ставили в эфирах всесоюзного радио. Это "Роллингов", T-Rex и тех же Led Zeppelin приходилось переписывать с катушек у друзей или покупать за бешеные деньги у спекулянтов, а всевозможный западный попс второй свежести всегда был доступен. Особой популярностью пользовалась песня What Can I Do, название которой живой русский ум мгновенно перевел как "Водки найду". Теперь группа исполняет ее только в России, заводя аудиторию разудалым кабацким зарядом: "Jeen? – No-o-o! – Beer? – No-o-o! – Vodka? – Ye-e-e-s!" Ночной ларек, ночной ларек, а зимний вечер так жесток…
Второй – уже российский – выхлоп смокомании произошел после того, как Михаил Башаков и группа "Конец фильма" изваяли "русскую локализацию" песни Living Next Door to Alice. Да-да, ту самую "А что это за девочка и где она живет?" – в начале 2000-х она звучала буквально из каждого утюга. Так что уж кому-кому, а Smokie-то точно пустой Crocus City Hall не грозит ни при каких обстоятельствах.
Smokie. Фото: Антон Новодережкин, ТАСС
В отличие от "копченых" Electric Light Orchestra – это действительно первоклассный поп-рок, в записях которого не гнушались принимать участие даже Джордж Харрисон с Ринго Старром. Только вот, как говорят в интернете, ELO "уже не торт": ни одного нового альбома с 2001 года, не считая пересведения Джеффом Линном старых хитов. К тому же нас снова слегка обманывают. На сцену Crocus City Hall собирается выйти группа, в которой от классического состава остались только два человека: собственно Джефф Линн и Ричард Тэнди, а все остальные – это нанятые сессионные "варяги" под официальным названием Jeff Lynne’s ELO. Впрочем, в данном конкретном случае реанимация получилась более чем успешной и в родной Англии. ELO 2.0 собрал полные залы.
Все-таки перед нами в высшей степени загадочный феномен: музыкальные пристрастия огромной страны практически застыли на месте и не менялись 24 года. С чем связан подобный консерватизм? Ведь едут же в Москву примерно в то же самое время Dead by April, In Extremo, Eluveitie и 30 Seconds to Mars – живые и интересные команды, которые работают "здесь и сейчас", а не эксплуатируют хит-парады 1970-х. Но кому-то интереснее копаться в нафталине.
Алексей Байков