Музей современного искусства "Гараж" открывает третий летний сезон. В этот раз кураторы подготовили сразу четыре новых выставки, большую кинопрограмму Garage Screen, а также концерты, открытые лекции и творческие встречи.
Фото: instagram.com/garagemca
"Худпром Конго: живопись для народа"
Выставка "Худпром Конго" – максимально полный обзор искусства африканских художников. Тот случай, когда через искусство можно узнать историю целой страны: всю первую половину XX века Конго оставалась колонией Бельгии, и местные художники, пытаясь подстроиться под вкусы заказчика, создавали произведения искусства, парадоксальным образом объединяющие европейские и национальные мотивы. С одной стороны, они стремились освоить новые техники и подражать европейцам, чтобы соответствовать международному уровню современного искусства. С другой, понимая, что бельгийским колонизаторам интересны их фольклорные традиции, художники начинали массово штамповать этнические узоры.
В экспозиции представлен уникальный фотоальбом, созданный чуть меньше столетия назад, в котором на парных снимках запечатлены бельгийцы и конголезцы за одинаковыми занятиями – своего рода попытка доказать, что образ жизни африканцев абсолютно соответствует европейскому. Это было, разумеется, не так: фотографии были постановочными, а реквизит – бутафорским. И хотя Конго уже полвека является свободной страной, его жители до сих пор этого, кажется, не осознали, а художники все еще пытаются "догнать" капризные и постоянно меняющиеся вкусы европейцев.
Фотогалерея
"Дэвид Аджайе: форма, масса, материал"
Одна из самых эффектных выставок летней программы – выставка проектов архитектора Дэвида Аджайе. В экспозиции представлено более 20 макетов зданий, спроектированных Аджайе в разных странах мира. Его работы есть и в Москве, например, здание Московской школы управления в "Сколково", напоминающее супрематические композиции Малевича, воспроизведенные в объеме.
Одна из главных идей Аджайе заключается в том, чтобы через архитектуру изменить отношение... к библиотекам. В лондонском проекте Idea Store, макет которого также можно увидеть в "Гараже", он оставил открытым пространство первого этажа, объединив его с прилегающей рыночной площадью. Аджайе стирает границы, делая архитектуру "дружелюбной": "Для меня архитектура коллективного взаимодействия, – говорит он, – это публичная сфера, площадка для создания архетипов, которые меняют общество".
7 июня куратор "Гаража" Кейт Фаул проведет в "Гараже" открытое интервью с Дэвидом Аджайе. Вход бесплатный.
Фото предоставлено пресс-службой Музея "Гараж"
"Холин и Сапгир. На правах рукописи"
Иллюстрация предоставлено пресс-службой Музея "Гараж"
"Гараж" представляет экспозицию новых архивных поступлений. Недавно музею была передана коллекция рисунков и рукописей советских поэтов-диссидентов Игоря Холина и Генриха Сапгира – ярких представителей неофициального искусства "Лианозовской группы", андеграундного творческого объединения 1950-х годов.
Как и большинство художников "Лианозовской группы", Холин и Сапгир вынуждены были вести двойную творческую жизнь, поэтому их поэтические эксперименты оставались известны очень узкому окружению, в то время широкой аудитории их имена могут быть знакомы по детской литературе: вместе с Виктором Пивоваровым и Эриком Булатовым они иллюстрировали книги сказок. Сапгир публиковался как детский автор и написал сценарии к мультфильмам "Паровозик из Ромашково", "Серебряное копытце" и многим другим.
Рэймонд Петтибон "Облако ложного прочтения"
Выставка Петтибона может показаться довольно сложной для восприятия: в экспозиции 400 графических рисунков с надписями и текстами, вырванными из контекста. На самом деле в этой "непонятности" и неочевидности связей между текстом и изображением и заключается смысл проекта: примерно так в нашей голове хранится информация и цитаты, источники которых мы уже не помним. Но подход Петтибона чуть сложнее, чем критика клипового созднания современного общества. Свой подход он выработал еще в 1980-е, а его произведения повлияли на формирование целых поколений молодежи. Кстати, самую большую и красочную работу, которая встречает посетителей третьего этажа музея, художник создавал непосредственно в "Гараже", а цитата к ней была взята из Александра Поупа.
Фото предоставлено пресс-службой Музея "Гараж"
Концерты и Garage Screen
Летний кинотеатр в этом году занял место на площади Искусств перед "Гаражом", а на крыше появился павильон с кафе, перед которым в жаркие летние дни будут проводиться занятия йогой. Программа кинопоказов будет включать 121 фильм, их расписание появится позже на сайте музея и в Facebook. Ретроспектива Эрика Ромера, одного из ключевых режиссеров французской "новой волны", стартует уже 8 июня.
Ближайший концерт в рамках программы Mosaic Music состоится 19 июня. В "Гараже" выступит электронщик Flying Lotus, известный своей биографией не меньше, чем битами и сложными ритмами: его бабушка писала песни для Дайаны Росс, а ее сестра Элис Колтрейн была известной пианисткой и женой великого саксофониста Джона Колтрейна.