Фото: Klaus Rudolph, предоставлено пресс-службой
25, 26 и 27 марта в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского
и Вл.И. Немировича-Данченко состоится премьерный показ первой российской мультимедиа-оперы — "По ту сторону тени" Владимира Тарнополького. Она была написана в 2006 году по заказу Бетховенского фестиваля и Боннской оперы.
В основе оперы лежит "Притча о пещере" Платона и легенда Плиния старшего о происхождении живописи.
Платон представлял мир, в котором живет человек, как пещеру, а всех людей – как узников, сидящих в ней. Они видят стену, на которую отблески света извне отбрасывают тени. Эти тени пленники принимают за истинный мир. Своей притчей Платон иллюстрирует мысль о разнице между миром видимых явлений и истинных идей.
В легенде Плиния тень – это прообраз живописи. Желая сохранить образ возлюбленного, отправляющегося на войну, девушка обводит углем контур его тени. Так рождается живопись.
"Обе эти притчи основываются на различных интерпретациях феномена тени. Для Платона тень – это знак мира идей (Эйдосов) в мире видимого. Для Плиния тень – это посредник между миром видимого и миром искусства. В своем сценарии я попытался столкнуть эти два подхода, дать их в развитии и взаимопересечении. В этом "трехуровневом мироздании" (мир идей – видимый мир – мир искусств) именно Искусства, вопреки Платону, могут освободить пленников платоновской пещеры, показав им путь к Свету. И в противоположность Плинию, тень, живопись, искусства – нечто гораздо большее, чем только лишь оптические или акустические феномены", - рассказывает Владимир Тарнопольский.
Фото: Klaus Rudolph, предоставлено пресс-службой
Композиция оперы основывается на параллельном развитии двух линий. Искусства представлены женским трио, Пленники пещеры – мужским трио. Визуальным прообразом женского трио стала античная скульптура "Три Грации", а мужского – скульптурная группа Родена "Тени" (из композиции "Врата ада" по Данте).
В основе либретто лежат фрагменты текстов из "Божественной комедии" Данте, "Споре искусств о первенстве" Леонардо, "Гимна Солнцу" Эхнатона и другие классические источники.
Опера "По ту сторону тени" станет первой российской мультимедиа-оперой. В ней задействованы новейшие мультимедиа-технологии, работающие в реальном времени, что позволяет выстроить своеобразную триаду: музыка задает хореографическое движение – хореографическое движение трансформируется в интерактивное видео – интерактивное видео меняет структуру декораций.
Сочинения Тарнопольского исполняются на крупнейших международных фестивалях современной музыки Европы и США. Удостоен премий Дмитрия Шостаковича, Пауля Хиндемита, Rostrum. Член Саксонской академии искусств.