Фото: facebook.com/Leonard-Bernstein
Дирижер Леонард Бернстайн обладал известностью рок-звезды. История музыки знает только одного человека дирижерской профессии, который смог бы конкурировать с ним в популярности – Артуро Тосканини.
По результатам опроса, проведенного в 2010 году ведущим британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine, Бернстайн занял вторую строчку в рейтинге ста дирижеров из разных стран, среди которых были такие музыканты, как Колин Дэвис, Валерий Гергиев, Густаво Дудамель, Марис Янсонс.
К сожалению, имя Бернстайна практически забыто российским культурным обществом, равно как и его достижения, безусловно, заслуживающие внимания.
Ипостась: дирижер
Фото: wikimedia.org
В музыкальный мир Лео Бернстайн ворвался, как вихрь, внезапно, мощно. В свои 25 он попал на первую страницу "Нью-Йорк Таймс" после того, как заменил заболевшего Бруно Вальтера в концерте 14 ноября 1943 года.
Масштабная трансляция, которую фактически спас энергичный ассистент дирижера, охватывала всю страну. На следующий день пресса осыпала Бернстайна, вчерашнего стажера похвалами, приписывая ему гениальность. Триумфальное выступление в один миг заставило говорить о нем как об одном из самых перспективных музыкантов современности.
Однако прежде чем он получил пост руководителя оркестра – Нью-Йоркского филармонического, прошло 15 лет. Ни к одному из дирижеров – и об этом говорил сам Бернстайн – оркестранты не обращались по уменьшительному имени. "Музыканты называют меня Ленни. Если бы это было проявление неуважения, то мы вряд ли смогли бы проработать большего одного сезона", – считал Бернстайн.
Публика с интересом наблюдала за его публичной активностью, и это сказывалось на коммерческой составляющей творческого процесса: число продаваемых абонементов при Ленни Бернстайне утроилось, и этому способствовал, в том числе, решительный шаг музыканта – он обеспечил свободный доступ для публики, желающей поприсутствовать на генеральных репетициях.
Бернстайн чувствовал себя лектором-проповедником. "Объясняя, что такое сонатная форма, он напевал мотивы "Beatles", – пишет о дирижере Норман Лебрехт в бестселлере "Маэстро миф". Этот герой привлекал своей харизмой, воодушевлением, с которым подходил к любым аспектам своей профессии. Артистическая натура уготавливала залу эффектные подарки, действовавшие лучше любой рекламы: однажды в шутку он дирижировал оркестром только взглядами.
Ипостась: композитор
Несмотря на свою приверженность академизму, Бернстайн-композитор сделал себе имя с помощью четырех мюзиклов – "Увольнение в город", "Кандид", "Чудесный город", "Вестсайдская история". Премьера первого из них состоялась в 1944 году, а в 1950-м Бернстайн получил "Оскар" за саундтрек к одноименному фильму.
Как композитор Лео прекрасно понимал, к чему публика окажется наиболее чувствительна: все оттенки американской музыкальной культуры с ее ковбойскими и негритянскими мотивами, мексиканским колоритом, зажигательным джазом – все это фиксировалось в партитуре мюзикла и неизменно оказывалось востребованным бродвейским сообществом.
Однако Бернстайн стремился сохранить интеллектуального зрителя. В "Кандиде" композитор интерпретировал сюжет Вольтера, а в "Вестсайдской истории" – самую печальную на свете повесть Ромео и Джульетты, только перенес ее на американскую почву, обострив тему расовых столкновений. Бернстайн был главной кассовой фигурой Бродвея.
Фото: facebook.com/Leonard-Bernstein
Ипостась: просветитель
Без участия Бернстайна невозможно представить судьбу музыкального наследия Густава Малера. Активный американец, по сути, стал его первооткрывателем для нового поколения. Он подружился с Альмой Малер и первым осуществил запись всего цикла симфоний.
В 1973 году Бернстайн прочитал в Гарварде ряд лекций, касающихся места Малера в актуальном искусстве. "Наш век – век смерти, а Малер – музыкальный пророк его", – проповедовал Ленни.
"Он уникален. Он и яростный, и изнеженный, мягкий и вопиющий, изящный и неотделанный, объективный и сентиментальный, дерзкий, застенчивый, грандиозный, самоуничижающийся, уверенный, непрочный, зависимый", – писал Бернстайн в очерке, опубликованном в журнале High Fidelity в 1967 году. Он считал, что время Малера придет.
Найдется ли в XXI веке такой же страстный, въедливый последователь Бернстайна, который сможет восстановить справедливость по отношению к его собственному композиторскому наследию, – вопрос открытый.