Весенние месяцы традиционно богаты музыкальными фестивалями. Здесь и очередное приношение Мстиславу Ростроповичу, и поражающий не только программами, но и логистической пунктуальностью "Пасхальный фестиваль" Валерия Гергиева. Московская филармония продолжает расширять сотрудничество с иностранными оркестрами, а Пермская опера не прочь отпустить на сольный концерт Надежду Павлову. Об этих и других событиях, которые должны посетить уважающие себя меломаны этой весной, в материале m24.ru.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Оперы Белы Бартока и Игоря Стравинского в постановке Римаса Туминаса
Римасу Туминасу по предварительным итогам сезона уже можно присвоить чемпионский титул по количеству постановок "Царя Эдипа" за год. Первое обращение режиссера к трагедии Софокла произошло не в родной Литве и не в Театре имени Вахтангова, а в Греции. В действующем амфитеатре Эпидавре лидер вахтанговцев осуществил первый подход к древнегреческому литературному памятнику. Для этого спектакля сценограф Адомас Яцовскис придумал гениально простые декорации, центральным звеном которых стала массивная опрокинутая труба. Она же была перенесена в московскую постановку с Виктором Добронравовым и Людмилой Максаковой в главных ролях. Этот емкий и функциональный элемент-символ так полюбился Туминасу, что режиссер, кажется, был бы рад и в третьего – уже оперного – "Эдипа" Стравинского перенести это удачное художественное решение. Призванный в сообщники Яцовскис услышал режиссера правильно и поместил в центр сцены гигантскую полуразрушенную голову в духе Игоря Миторая.
"Замок герцога Синяя Борода" ‒ первая в России сценическая версия единственной оперы Бартока. Туминасу, кажется, эта история очень близка. На презентации обеих опер он рассказал, что связал либретто с простой литовской притчей о том, как двое возлюбленных решили не общаться, а выплеснуть все свои чувства на страницах дневника. Обменявшись литературными результатами, пара рассталась навсегда. "Нужно оставлять пространство для тайны и не стремиться знать все о человеке, которого ты любишь", ‒ резюмировал режиссер.
Фото: facebook.com/stanislavskymusic
Место: Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Фестиваль Мстислава Ростроповича
К 90-летию со дня рождения Мстислава Ростроповича его дочь Ольга направила все усилия, чтобы без потерь осуществить концепцию VIII фестиваля. Идея заключалась в том, чтобы обозначить взаимосвязь культур тех стран, которые занимали особое значение в жизни и творчестве великого музыканта, – России, США, Франции и Японии. Ольге Мстиславовне удалось невозможное – впервые с 1993 года в Москву приедет Национальный симфонический оркестр из Вашингтона. Мстислав Ростропович возглавлял этот коллектив более 17 лет и именно с ним триумфально вернулся в Россию в начале 90-х. Учитывая непростую международную обстановку, это событие лишний раз доказывает, что политические разногласия не помеха международным музыкальным коммуникациям. На фестивале оркестр выступит под управлением своего музыкального руководителя Кристофа Эшенбаха.
Фото: ТАСС/Александр Неменов
Место: Большой зал консерватории
Артисты Пермского театра оперы и балета в Доме музыки
Этого концерта в Москве ждали почти год, и интерес к нему не меньше, чем к визитам самого худрука Пермского оперного. Протеже Теодора Курентзиса Надежда Павлова попала в число самых интересных вокалисток после триумфальной "Травиаты", осуществленной Робертом Уилсоном в Перми. Журналисты, казалось, устроили соревнование, кто подберет наиболее яркие краски, чтобы литературно передать драматическую игру актрисы и ее вокальное богатство в партии Виолетты.
Теперь Надежда Павлова приедет уже в статусе самостоятельного исполнителя, способного удивить искушенного московского меломана даже в самых известных ариях из опер Верди. Кстати, Павлова входит в число номинантов на "Золотую маску" этого года.
Фото: facebook.com/PermOpera
Место: Камерный зал Дома музыки
Оратория "Мессия" Генделя в исполнении ансамбля "Матеус"
Ансамбль "Матеус" уже не первый сезон приобщает филармоническую публику к раритетам старинной музыки. В прошлый раз коллектив под руководством Жана-Кристофа Спинози радовал оперой Генделя "Ксеркс" с витиеватым и даже дотошным либретто. Этой весной французы сыграют масштабную и самую популярную музыкальную фреску Генделя – ораторию "Мессия". Парадоксально, что несмотря на библейский сюжет, оратория была отторгнута церковью, практически не исполнялась под сводами храмов, но была востребована светской публикой. Существует множество авторских вариантов "Мессии", что связано с конкретными солистами, которым довелось петь партии в этом произведении при жизни Генделя.
Фото: meloman.ru
Место: Концертный зал имени Чайковского
Общедоступный концерт Даниила Трифонова и Валерия Гергиева на Поклонной горе
Обладатель гран-при XIV конкурса имени Чайковского, Даниил Трифонов – уже сложившийся музыкант. Несмотря на то, что пианист большую часть артистического графика посвящает европейским странам и США, о своих корнях он помнит и без колебаний принимает приглашения от российских музыкальных фестивалей. Многие годы солистом в концерте оркестра Мариинского театра на Поклонной горе оставался Денис Мацуев. В этом году придет молодая смена. Трифонов также выступит днем раньше в Московской филармонии.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Место: Поклонная гора