Новости

Новости

20 февраля 2014, 12:08

Культура

Кельтская арфа - магия бардов, свобода слова и очищение души

Флаг Ирландии. Фото: flagspot.net

17 марта во всем мире, в том числе и в столице, отмечают День Святого Патрика. Символами праздника являются трилистник, лепреконы, ирландские флаги и музыкальные фестивали. Однако немногие знают, что самым старейшим музыкальным инструментом кельтов - потомками которых являются ирландцы, шотландцы, бретонцы - считается арфа. Причем в Ирландии раньше не только чеканили монеты с изображением арфы, но и изображали ее на национальном флаге. Для ирландцев этот инструмент - символ борьбы за свободу и независимость.

Согласно кельтской мифологии этот инструмент появился благодаря богу Дагде, который мог менять с помощью своей Золотой арфы времена года, играя на ней различные мелодии. Они заставляли людей плакать и смеяться, наполняли душу гармонией и очищали ее, вознося к самым небесам.

Фото: worldharp.net

Основное отличие кельтской арфы в том, что звучание струн изменяется не педальным механизмом, как у оркестровых инструментов, а специальные рычажками - леверсами. Поэтому еще одно их название - леверсные арфы.

Акустические кельтские арфы бывают разного размера - от полноразмерных (floor) до коленных (lap). Также существует электроакустика (акустические арфы с резонатором и установленным звукоснимателем) и электро-арфы, у которых отсутствует резонатор, и звук снимается непосредственно со струн. Размера они тоже могут быть любого.

Вживую послушать этот прекрасный инструмент можно не только на концертах, но и на фестивалях. Среди мировых стоит отметить Harp Festival в Шотландии, Cairde Na Cruite в Ирландии, Somerset Folk Harp Festival в Нью-Джерси, а также Festival Interceltique de Lorient во Франции.

В России проводится незаслуженно обделенный вниманием широкой публики фестиваль "АрфаVita". На каждый фестиваль организаторы стараются пригласить хотя бы одного известного исполнителя из-за границы. Это, по-моему, очень важно - видеть не только мастерство рук, но и наблюдать то, что называется "подачей", общение опытного музыканта с аудиторией - Филипп Барский

В России два раза в год проходит фестиваль кельтской арфы "АрфаVita": весной в Питере и осенью в Москве. Более того, при достаточном желании жители столицы могут обучиться игре в Московской школе кельтской арфы.

Фото: Предоставлено Ольгой Пацук

M24.ru узнал у музыкантов - основательницы Московской школы кельтской арфы Ольги Пацук, директора первой Школы кельтской арфы в Петербурге и одного из организаторов "Арфаvita" Аси Сергеевой, участника проектов Algambra и Presence Филиппа Барского, основательницы группы Meldis Анастасии Паписовой, одной из первых самостоятельно освоивших кельтскую арфу в России, и Елены Даниленко - причины, по которым они выбрали кельтскую арфу, условия, необходимые для быстрого обучения игре, а также об их любимых исполнителях и композициях с арфой.

- Когда и как вы познакомились с кельтской арфой? Чем привлек инструмент?

Мое знакомство произошло давно, в начале 90-х годов. В 1992-1993 годах я ходила в Нескучный сад, где собирались любители ролевых игр. Среди них был парень Андрей, который снабжал нас кассетами с разной музыкой. Мне попалась кассета с арфистом Alan Stivell и группой Clannad, и я сильно захотела научиться играть на кельтской арфе.

Тогда у нас в МГУ появился интернет, и я посмотрела, как она выглядит. Затем дала деньги другу из Гнесинки, который поехал в Европу, чтобы тот купил мне инструмент. И он вернулся под День Святого Патрика с коленной арфой, это было в 1998 году.

Анастасия Паписова
Арфистка

Музыка - моя профессия, я закончила ГМПИ имени Ипполитова-Иванова по классической арфе. На одном из фестивалей, посвященных классической же арфе, увидела выступление коллектива Clann Lir. Тогда в нем играла замечательная арфистка Нина Гвамичава, ныне солистка оркестра "Новая Россия". Это было мое первое знакомство с кельтской арфой, и этот инструмент и музыка, которую исполняла группа, покорили мое сердце.

Тогда, в середине 90-х, кельтская арфа была для России в диковинку - не было известных исполнителей, не было возможности приобрести инструмент в нашей стране. И долгое время кельтская арфа оставалась для меня недостижимой мечтой, пока в Москве не открылось представительство французской фирмы, производящей кельтские арфы.

Ольга Пацук
Арфистка

Это было давно, сейчас уже трудно вспомнить. Я тогда училась на оркестровой арфе и в дальнейшем планировала играть именно на ней. Впервые я увидела и попробовала поиграть на такой арфе на концерте Натальи “Хелависы” О’Шей где-то в начале 2000-х.

Кельтская арфа поразила меня именно компактностью и легкостью - это была арфа, которую при определенных усилиях можно возить с собой. Звучание меня тогда не слишком зацепило, но интерес возник, и постепенно я перебралась с оркестровых арф на леверсные. Сейчас просто обожаю их!

Ася Сергеева
Арфистка

В 1994 году услышал кельтскую арфу на кассетах Лорины Маккеннит (Loreena McKennitt) и Патрика Болла (Patrick Ball). От инструмента и гармоний возникло четкое ощущение, что это мое, предельно близкое. Как на ней играть, я не представлял, но уже тогда возникло желание раздобыть инструмент. Сначала я думал сделать его самостоятельно по чертежам, но до реальной попытки не дошло. Через десять лет, в 2005 году, я купил свою первую арфу.

Играть учился сам, друзья-арфисты несколько раз показывали, как надо ставить руки, но в результате я ни за какими уроками не обращался (возможно, зря) и выработал некую собственную манеру, напоминающую гибрид кельтской и латиноамериканской арфовых традиций. Сейчас мне кажется, что кельтская арфа - это не только очень красивый инструмент, но и очень простой в освоении. Думаю, они должны быть в каждой музыкальной (и не только) школе.

Филипп Барский
Арфист

С кельтской или леверсной арфой познакомилась по записям Meldis и Элизбара - это одни из первых исполнителей на российской сцене, играющие на этом инструменте. Было это в 2010 году.
Елена Даниленко
Арфистка

Фото: Предоставлено Филиппом Барским

- Какие у вас сейчас есть арфы?

У меня сейчас три арфы, и я не покупаю их для коллекции, каждая нужна мне для определенных целей. Например, электро-арфа нужна для того, чтобы играть в помещениях, пабах, концертных площадках, так как правильно настроить акустический инструмент достаточно сложно. Но и для того, чтобы звучание электро-арфы было похоже на акустическое, нужна хорошая работа звукорежиссера.

Акустическую арфу мы берем туда, где не нужно подключаться, например, на акустические концерты. Недавно я приобрела коленную арфу весом около двух килограмм – она удобна для игры на сейшенах, в гостях у друзей.

Анастасия Паписова
Арфистка

Сейчас у меня кельтская арфа фирмы Camac, модель Azilis, на мой взгляд, лучший концертный инструмент этой фирмы. Ну и классическая оркестровая арфа тоже есть, советская, производства ленинградской фабрики имени Луначарского.
Ольга Пацук
Арфистка

Сейчас у меня две основные арфы: 27-струнная маленькая походная арфочка Bardic от французской фирмы Camac и огромная 34-струнная Turia от украинского мастера Сергея Онищука. Сергей был моим учеником-арфистом и сделал этот невероятный инструмент фактически в подарок за обучение. Это одна из самых “фэнтезийных” арф, которые я когда-либо видела.
Ася Сергеева
Арфистка

В настоящий момент у меня две модели: побольше - Stoney End "Sara" (29 струн, нижняя - фа большой октавы) и поменьше - R-Harps "Gothic 23" (23 струны, нижняя - фа малой октавы). Обе арфы американского производства. Сейчас я собираюсь приобрести более крупный инструмент, "Merlin" от R-Harps (35 струн, нижняя - си контроктавы).

Кроме того, я использую системы звукоусиления - я сделал оба свои инструмента электроакустическими, а Merlin уже идет со штатным звукоснимателем. На Stoney End у меня установлен пьезоакустический звукосниматель K&K Big twin, его можно включать прямо в гитарный вход. На маленькой R-Harps - ленточный конденсаторный микрофон от AMG C-Ducer. У каждого из них свои особенности и оба требуют значительной обработки для достижения относительно ровного и мягкого звучания.

На всех "электронных" концертах я пользуюсь для этих целей своим компьютером со звуковой картой, поскольку штатные пульты обычно не обладают столь широкими возможностями. Электро-арфе, я считаю, необходим хороший параметрический эквалайзер, иногда нужна компрессия, и в большинстве случаев пространственная обработка, реверберация.

Филипп Барский
Арфист

Сейчас у меня Limerick американской фирмы HarpKit. Это коленная арфа, то есть при игре она ставится не на пол, а на колени - из-за своего компактного размера. На ней 27 струн и 27 леверсов (рычагов, поднимающих строй струны на полтона).
Елена Даниленко
Арфистка

Фото: Предоставлено Еленой Даниленко

- В каких проектах участвуете?

Cейчас я участвую в группе Meldis, основанной в 2006 году. За это время мы выпустили четыре альбома. Раньше у меня были другие проекты, например, с Олегом Сакмаровым из "Аквариума". Сейчас я еще работаю химиком, преподаю в МГУ, так что времени в обрез.
Анастасия Паписова
Арфистка

Я играю в группе FolkLarkBand, еще у меня есть Московская школа кельтской арфы, где я обучаю всех желающих игре на этом замечательном инструменте. Из моих "подросших" учеников уже сложился ансамбль, вместе с которым я также выступаю. Сейчас в нем семь арфистов, и мы продолжаем расти. Также есть совместный проект с актрисой Алисой Гребенщиковой - литературно-музыкальные вечера.

Мой новый проект - Argenta, в котором мы движемся в сторону блюза и популярной музыки. Так что возможности у кельтской арфы большие, не ограниченные исполнением только традиционного фолка.

Ольга Пацук
Арфистка

Я являюсь основателем первой российской Школы кельтской арфы, которая находится в Санкт-Петербурге. У меня нет постоянного сольного проекта, чаще всего я подбираю себе команду под конкретное мероприятие. Ну или наоборот - друзья зовут меня поиграть с ними. Очень понравилось играть с гусляршей Олей Глазовой, с дудукистом Аргишти, с прекрасным игроком на ирландских бузуках Романом Стансковым, волынщиком Александром Караваевым, с проектом Azimuth R и группой “Ловец Духов”...можно долго перечислять.
Ася Сергеева
Арфистка

Во-первых, это мои сольные работы и концерты - с различными друзьями и коллегами-музыкантами, либо в одиночку. Во-вторых, есть несколько составов, с которыми я выступаю систематически. Прежде всего, наш нью-эйдж проект Presence и этно-инструментальная группа Algambra.

За 2013-й год мне довелось сыграть серию концертов с группой Theodor Bastard, программа наших выступлений частично записана на видео-концерт в студии "Добролет". Кроме того, развивается наше сотрудничество с группой "Намгар" и певицей Инной Бондарь.

Параллельно я занимаюсь музыкой для кино - пока что это только ВГИКовские короткометражки, но в будущем я надеюсь выйти на нечто большее. Около 10 лет назад я еще писал музыку для компьютерных игр и презентаций, но сейчас отошел от этой сферы.

Филипп Барский
Арфист

В проектах сейчас не участвую, временно "пересаживалась" на классическую арфу, но сейчас решила вернуться обратно, так сказать, к истокам. Что будет дальше - увидим.
Елена Даниленко
Арфистка

Фото: Предоставлено Ольгой Пацук

- Где выступали и где больше всего нравится играть?

Выступаю я и в клубах, и в концертных залах, и на фестивалях различной тематики. Вместе с группой FolkLarkBand побывали и на Украине, и в Прибалтике, этим летом планируем гастроли в Европе. Выступать люблю везде, где публика доброжелательная и отзывчивая.
Ольга Пацук
Арфистка

Я очень питерский - в прямом смысле слова - музыкант, обожаю играть в своем городе, облазила практически все площадки - от “Авроры” и “Зала Ожидания” (на фестивалях - прим.ред.) до уютных маленьких полудомашних кафе. Если говорить о самых любимых площадках - это кафе “Моцарт” на Кронверкском проспекте и арт-кафе “Книги и кофе” неподалеку от Летнего сада - восхитительные места со своей публикой и атмосферой.
Ася Сергеева
Арфистка

Сложно перечислить, на самом деле. Начинал выступать в чайных клубах, а потом пошли залы побольше, разные города, иногда попадал в места довольно экзотические. Приятнее всего играть там, где хороший звук и не курят. Лучше всего условия в небольших театрах - по моему опыту, в них все способствует хорошему контакту музыкантов со слушателями.

В Москве одним из наиболее интересных небольших залов является культурный центр "ДОМ", а в Санкт-Петербурге - известные всем "Книги и кофе". Еще мне очень понравилось в Томске, там есть маленький театр "2+ку", принадлежащий мастеру-кукловоду Владимиру Захарову. Если там будете - постарайтесь попасть на представление!

Филипп Барский
Арфист

Самым запоминающимся был концерт несколько лет назад перед солдатами-срочниками. Публика на удивление была благодарная, а ребята после концерта подходили и спрашивали об арфе и "почему она такая маленькая".
Нравится играть там, где люди понимают "магию" этого инструмента. Ведь он действительно звучит волшебно.
Елена Даниленко
Арфистка

Фото: worldharp.net

- С какого инструмента лучше начинать играть?

Можно начинать с любого инструмента, главное чтобы он был!
Анастасия Паписова
Арфистка

Арфа - дорогой инструмент, это нужно знать начинающему. Не бывает годных арф задешево, рабочие инструменты - это от 60 тысяч рублей и выше. Я рекомендую не менее 26-27 струн для начала - этого мало, чтобы играть что-то серьезное, но вполне достаточно, чтобы понять, что такое арфа. Инструменты с диапазоном меньше 20 струн - игрушка, сувенир.

Также нужно обратить внимание на форму инструмента - он должен быть действительно похож на арфу. То есть иметь расширяющийся к низу резонатор и более-менее стандартное расстояние между струнами. Это важный момент, так как некоторые фирмы и мастера продают такие "нетрадиционные" арфы, позиционируя их как инструмент для начинающих, но отработать правильную постановку рук на таких арфах практически невозможно, да и звучат они, мягко говоря, не слишком хорошо. Эти инструменты подойдут скорее как тревел-вариант, тренажер для уже играющего арфиста, чем для новичка. Все остальное зависит от вкуса и, что немаловажно, финансов музыканта.

Ольга Пацук
Арфистка

Стоит начинать с добротного инструмента с качественными отрегулированными леверсами и возможностью держать арфу коленями, не заваливая на себя. Как учебные, мне очень нравятся Bardic-27 от Camac, 29-струнные Study Сергея Онищука, 26 и 29-струнные модели Stoney End, Salvi из учебной серии, линейка Allegro от Dusty Strings - это из того, что сразу приходит в голову.
Ася Сергеева
Арфистка

Инструмент должен быть прежде всего исправным (хорошие детали, сборка, леверсы) и иметь не менее 3-4 октав диапазона. Лучше, чтобы сразу были установлены леверсы (рычажки для переключения тональности) на все струны.

Категорически не рекомендую распространившиеся повсеместно инструменты производства Пакистана - порой их выдают за производство Канады, Германии или иных стран, в которые они были изначально привезены. Гораздо лучше, я считаю, поддерживать отечественных производителей или мастеров из ближайшего зарубежья, таких как Сергей Онищук. У него есть замечательные серии для начинающих и просто для тех, кто хочет себе компактный, но при этом совершенно настоящий, "играбельный" инструмент.

Филипп Барский
Арфист

Начинать нужно, по возможности, с хорошего инструмента. Другое дело, что это действительно недешево. Но самое минимальное требование - чтобы на арфе было не менее 22, а лучше не менее 27 струн. Этого диапазона на первое время достаточно.

И еще совет - по возможности, не учиться играть самому, лучше хотя бы первые несколько месяцев ходить к преподавателю, чтобы поставить руки и понять основные принципы звукоизвлечения.

Елена Даниленко
Арфистка

Фото: Страница фестиваля "Арфаvita" "Вконтакте"

- Важно ли музыкальное образование?

Все зависит от того, есть ли у человека способности. Если есть, то он научится, в другом случае он тоже научится, но для него обучение будет казаться адом. Нужно лишь желание, энтузиазм и упорство. Сейчас многие взрослые учатся у классических музыкантов таким азам, как постановка рук.
Анастасия Паписова
Арфистка

Музыкальное образование, особенно полученное в детстве - ценнейший багаж, и здорово помогает в освоении арфы. Но если его нет, не стоит расстраиваться - теоретическими знаниями, необходимыми для игре на арфе, способен овладеть каждый.
Ольга Пацук
Арфистка

Для того, что бы учиться? Нет, не всегда. Оно может упростить понимание некоторых вещей, ускорить прогресс на отдельных участках, но трудолюбие и энтузиазм в тысячи раз важнее.
Ася Сергеева
Арфистка

В той или иной форме знание основ музыкальной грамотности не помешает. Поскольку я сам не имею формального музыкального образования, мне сложно судить о том, что я мог приобрести или потерять, получив его. Очень многое пришлось и все еще приходится добирать стихийно, по друзьям или в сети.

Мне помогают что-то вроде музыкальной интуиции и детский опыт занятий на фортепиано. Хороший педагог, я думаю, будет полезен каждому! В качестве базы, конечно, стоит изучить основы игры на фортепиано, а также что-нибудь вроде сольфеджио.

Развивайте слух любыми доступными методами - сегодня это важнее, чем умение пользоваться нотами, особенно если речь идет о народной традиции и ее производных. По-хорошему, стоит попробовать разные инструменты - клавишные, ударные, струнные, духовые. Необязательно достигать совершенства, но понять общие принципы игры каждого из этих классов инструментов очень полезно для дальнейших занятий музыкой, даже если потом сосредоточиться на чем-то одном.

Филипп Барский
Арфист

Если скажу, что музыкальное образование неважно - это будет ложь. При освоении любого нового музыкального инструмента, не только арфы, образование - это достаточно серьезное подспорье.

Однако я знаю очень много людей, которые начали свой музыкальный путь уже в сознательном возрасте и именно с арфы, при этом добились определенных успехов. Главное - желание и любовь к инструменту, дальше все пойдет само!

Елена Даниленко
Арфистка

Deborah Henson-Conant. Фото: hipharp.com

- Назовите любимых арфистов

Музыкантов-арфистов по всему миру очень много. В Аргентине есть арфист Athy, также Дебора Хенсон-Конант (Deborah Henson-Conant) играет на арфе блюз и джаз. Один из моих учителей Эдмар Кастанеда играет на парагвайской арфе, да так, будто бы на двух гитарах фламенко одновременно.
Анастасия Паписова
Арфистка

Catriona McKay

Savourna Stivenson

Deborah Henson-Conant

Ольга Пацук
Арфистка

Тут можно очень долго говорить. Но мой личный топ - шотландские арфистки Катрина МакКей и Савурна Стивенсон - невероятно техничные и с выдающимся музыкальным воображением, ирландские арфисты Мойра ни Хахэсей, Лиша Келли и Майкл Руни - все трое очень разные, но каждый - глубокий знаток традиционной музыки, тончайший интерпретатор.

Из американских арфистов - Ким Робертсон , опять-таки, очень интересное видение арфовой музыки и подходов к ней. Хотелось бы также упомянуть крутых американских джазовых арфистов Дороти Эшби и Лори Эндрюс, но они предпочитают оркестровую арфу. Также отдельно стоит упомянуть музыканта Альфредо Ортиса, играющего на парагвайской арфе - народном латиноамериканском инструменте, троюродном брате наших кельтских арф. То, как он играет - просто сносит крышу, совсем другая арфовая музыка!

Ася Сергеева
Арфистка

Я слушал и продолжаю слушать регулярно: Andreas Vollenweider, Vincenzo Zitello, Patrick Ball (его альбомы с музыкой О'Кэролана). Реже: Grainne Hambly, Kim Robertson, Gwenael Kerleo, Laoise Kelly. Редко: Savourna Stevenson, Aryeh Frankfurter и некоторые другие, которые попадаются на Youtube, но я не всегда запоминаю имена. Не совсем арфа, конечно, но я знаю, что на многих очень повлияла Loreena McKennitt. На самом деле я не так часто слушаю именно кельтскую арфу и "кельтскую музыку".
Филипп Барский
Арфист

Мне очень нравится Athy - это аргентинский арфист, у него очень интересная манера исполнения, да и выглядит он, прямо скажем, нестандартно - эдакий плейбой за арфой. Luc Van Laere из Бельгии играет и на классической, и на кельтской арфе - у него просто космические композиции. Имела честь общаться с ним лично - очень приятный человек. Ну и конечно, Debora Henson-Conant - живая легенда всех арфистов.
Елена Даниленко
Арфистка

Athy. Фото: Страница музыканта в Facebook

- Топ-5 любимых композиций с арфой

Alan Stivell – Tri Martolod

Lisa Lynne – Fields of Gold

Savourna Stevenson – Talking Flower Heads

Анастасия Паписова
Арфистка

Топ-5 не назову, но №1 для меня всегда будет The Nightingale Деборы Хенсон-Конант - первое произведение, которое я сыграла на кельтской арфе
Ольга Пацук
Арфистка

Catriona McKay - Isflack

Savourna Stevenson - Blue Orchid

Michael Rooney - Old Maids Of Galway / The Rookery Road

Maire Ni Chathasaigh - Big Sciota

Alfredo Ortiz - South American Suite for Harp and Orchestra

Ася Сергеева
Арфистка

Очень сложно ответить. Навскидку напишу пять вещей от двоих любимых электро-арфистов. Замечу, что Андреас Фоленвайдер играет не на кельтской арфе, а на оркестровой (педальной), которую он сам модифицировал до электрической.

Vincenzo Zittello: Amphorae, Aljamia

Andreas Vollenweider: Mandragora, Moon Dance, Belladonna

Филипп Барский
Арфист

Athy – Nostalgia con variaciones

Deborah Henson-Conant – The Nightingale

Alizbar – Dwarves' songs in hobbit's hole

Luc Vanlaere – Suivez le Grand Cailliou

Luc Vanlaere – Une Harpe a Pari

Елена Даниленко
Арфистка

Дмитрий Кокоулин

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика