В марте Дмитрий Черняков начинает репетиции "Снегурочки" Римского-Корсакова в парижской Опера Бастий. Режиссер отводит партитуре место в одном ряду с такими всемирно известными шедеврами как "Дон Жуан", "Травиата" или "Лоэнгрин". На титульную партию приглашена Аида Гарифуллина. 23 февраля певица дебютировала в Большом зале консерватории с сольной программой. Выступление во многом пролило свет на выбор Чернякова.
Фото: Simon Fowler
После триумфального выступления в 2013 году на престижном конкурсе вокалистов Operalia (инициатор – Пласидо Доминго) в руках Аиды оказались ключи от самых авторитетных оперных домов мира: их руководители, воодушевленные безукоризненным исполнением Гарифуллиной вальса-ариетты Джульетты из оперы Шарля Гуно "Ромео и Джульетта", передали победительнице целый пакет предложений о сотрудничестве. Вчерашняя дебютантка упрочила свои позиции в классическом жанре, заявив о себе как о гибком музыканте с желанием работать много и продуктивно. Весь комплекс качеств, присущий оперной певице топ-класса, покорил и самого Доминго. Собственный конкурс для него – еще и эффективный инструмент в поиске новых сценических тандемов. Свежих и привлекательных для обеих сторон. Встав за пульт оркестра Венской оперы в текущем сезоне, он поддержал дебют Гарифуллиной в партии Джульетты.
Контракт с британским лейблом Decca Classics окончательно перевел "казанскую певчую птицу" из разряда подающих надежды в число самодостаточных, коммерчески интересных проектов. Первая студийная запись Гарифуллиной "Aida" (c 3 февраля на itunes) – это галерея лирических образов, созданных преимущественно русскими классиками, неотъемлемая часть арсенала русскоязычного оперного солиста. Фрагменты этого репертуара вошли в программу концерта в Москве. Арии и романсы подбирали с особой тщательностью. Экзамен на творческую зрелость перед принципиальной публикой Большого зала консерватории состоял из трех блоков: русская музыка, чешская национальная школа и жемчужины итальянского бельканто.
Европейская критика не может отказать себе в удовольствии равнять российских оперных исполнительниц на Анну Нетребко, но Гарифуллина исповедует совсем иное существование в формате концерта. Удивительное хладнокровие молодой певицы, ее собранность, неравнозначная отстраненности, – первое, что бросается в глаза. Ее глянцевая красота отступает в тень перед спокойной статичностью, заставляющей фокусировать внимание на самой музыке. Изысканно обольстительный, но чуть холодный образ Шемаханской царицы с завораживающими, аккуратно исполненными ниспадающими хроматическими ходами – идеальное выражение темперамента певицы (партия попала в репертуар Аиды с подачи Валерия Гергиева). Та же эмоциональная лаконичность легко уловима в арии Снегурочки. Обладательница тонкого, сияющего лирико-колоратурного сопрано следует за рисунком роли наивной, хрупкой снежной девы и умело сочетает мелкую технику с полнотой голоса. Стройность и изящность фраз, красота и ровность тембрового звучания в союзе с технической отточенностью – те безусловные достоинства, которые Гарифуллина умеет преподнести.
Исполнительский ансамбль дебютного сольника Гарифуллиной также сложился удачно. Немец Йохен Ридер (московская публика помнит его выступление c Йонасом Кауфманом и ГАСО в 2013 году) обладает репутацией музыканта, умеющего организовать диалог между оркестром и вокалистом. Концерты подобного формата – визитная карточка дирижера. Неизвестно, какое впечатление произвела бы его работа с крупной формой за пультом практически незнакомого ему Госоркестра имени Светланова, но в компактных пьесах он выглядел убедительно. В атмосфере творческого кипения родилось несколько замечательных оркестровых номеров. Дирижер стратегически верно определил сильные стороны коллектива и смог оптимально их использовать как в аккомпанементе, так и в музыке без голоса. Нужно отдать должное и самим артистам ГАСО – эффектная концертная увертюра Антонина Дворжака "Карнавал" (1891) с ее вихреподобной, синкопированной главной темой, напоминающей "Славянские танцы" того же автора, прозвучала феерически.
Итальянский репертуар можно расценить как заявку на серьезные будущие планы. Артистический потенциал Аиды только начинает раскрываться, и впереди у нее такие большие партии, как Джильда в "Риголетто" (Венская опера, июнь этого года) и Мюзетта в "Богеме" (Национальная парижская опера, декабрь).