Фото: ИТАР-ТАСС
В субботу, 28 сентября, в клубе "Известия Hall" выступит со средневековым шоу немецкий нью-эйдж коллектив Gregorian. Ведущий программы "Утро" Иван Распопов вспоминает любимую композицию группы и спрашивает: why I feel so sad, so sad?
В далекие времена моей юности, в начале 90-х, в эфире радиостанций, которые можно было пересчитать по пальцам одной руки, звучала удивительная композиция, приводившая меня в неописуемый восторг. Впрочем, нет, сначала я услышал ее на кассете - и тут же влюбился, точнее, загрустил. Ничего странного тут нет, потому как музыкальная тема так и называлась - So sad. В припеве задавался вовсе не риторический для многих молодых людей вопрос: "Tell me why I feel so sad, so sad?" А перевести его на русский язык можно было примерно так: "И вроде жив и здоров, из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?" И, хоть эта композиция магического зарубежного ансамбля не была похожа на "Печаль" Цоя по манере исполнения, по настроению, что называется, совпадала один в один.
Enigma становилась все популярнее, и эта ее композиция мне нравилась, пожалуй, больше других. А позже я узнал, что это и не Enigma вовсе, а еще более таинственный коллектив. Как потом оказалось, ошибка моя была вполне закономерной. Дело в том, что Gregorian, которым принадлежит удивительная песня, создал Франк Петерсон - один из основателей проекта Enigma. Многим он известен как продюсер Сары Брайтман, другим - как мультиинструменталист, который "на ты" обращается с гитарой, фортепьяно, ударными, да хоть с маракасами. Его продюсерского и музыкального таланта достаточно, чтобы взять любой мировой хит и сделать его еще лучше.
Фото: ИТАР-ТАСС
Франк начал учиться играть на фортепьяно в 4 года, а, когда подрос, начал продавать музыкальное оборудование в специализированном магазинчике для очень продвинутых музыкантов. Там он, нахально пользуясь служебным положением, всучил демо-тейп Майклу Крету. Этот тогда еще не сильно знаменитый продюсер ухватился за талантливого молодого человека и ближайшие 5 лет Франк проработал клавишником у Сандры, бывшей солистки группы Arabesque. Тогда исполнительница хита Maria Magdalena только начинала сольную карьеру.
В 1987 году служебный роман Майкла Крету и Сандры перерос в свадьбу, а в 1989 году супруги уехали на Ибицу. Поехали они не одни, а с Франком Петерсоном. Чем они там занимались, мы точно не знаем, но факт остается фактом: именно там Франк и Майкл создали удивительнейшую группу Enigma (видимо, Сандра занимала "должность" музы, раз вдохновила их на такое космическое дело). Там же записали первый альбом McMxc A.D., который вышел в свет в 1990 году. Франк Петерсон был соавтором наиболее известной и удачной композиции альбома - Sadeness.
Вскоре друзья и коллеги расстались. Супружескую пару Франк оставил на острове, а сам вернулся в Гамбург, чтобы создать что-то свое. И создал: первый альбом Gregorian вышел в 1991 году и назывался Satisfaction (чувствуете, "грусть, печаль, тоску" они перетаскивали из проекта в проект, из названия в название). Первый сингл So sad, который так полюбился мне в свое время, сравнялся по продажам с Sadeness. При записи здесь использовались грегорианские псалмы. У группы так натурально получалось "притворяться" поющими монахами, что добрая половина концертов проходила в церквях и монастырях. Все эти литургические песнопения с почти рокерским драйвом Gregorian только привлекали на выступления все больше и больше поклонников.
Затем группа приостановила свои выступления. Но в 99-м году Франк вернул свое детище на музыкальный горизонт. На этот раз вместо сэмплирования предварительно записанных литургических песнопений он решил переделывать известные поп и рок-хиты в стиле грегорианских хоралов. Brothers in arms группы Dire Straits, Losing my religion коллектива R.E.M., Don’t Give Up Питера Гэбриэла, Nothing else matters группы Metallica – что-то из этих композиций вы наверняка слышали в оригинальном исполнении Gregorian. Если нет, то наверняка услышите, ведь "грегорианский десант" уже спускается на московскую землю. И если настроение у вас мерзко-осеннее, то европейские гастролеры, возможно, помогут ответить вам на этот по-настоящему философский и очень насущный по осени вопрос: "Tell me why I feel so sad, so sad".
Иван Распопов