Кадр из фильма "Интерстеллар"
Знаток крупнобюджетных блокбастеров Кристофер Нолан (трилогия "Темный рыцарь" и "Начало") снял очередную амбициозную работу под названием "Интерстеллар". Фильм основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна, эксперта общей теории относительности. Обозреватель M24.ru Максим Эйдис рассказывает, почему, несмотря на все недочеты, фильм "Интерстеллар" - это заявка на успех.
Нолан переносит нас в не слишком далекое будущее. Все плохо. Армии распущены, но Апокалипсис все равно грядет. Из-за перемены климата и ураганов пыли, убивающей все на своем пути, почва на планете уже почти перестала плодоносить, а, значит, скоро не будет не только еды, но даже кислорода. В отчаянии земляне бросают все свои дела и переключаются на скудное сельское хозяйство.
Примеру других следует и Куп, в прошлом пилот NASA. Вдовец с двумя детьми, Куп теперь живет на ферме где-то в американском захолустье, пытается растить кукурузу. Занятие безрадостное и совершенно не подходящее авантюрно устроенному космическому ковбою. Хорошо, что есть дочь, названная Купером в честь закона Мерфи: Мерф разделяет любовь отца к науке, открытиям и блужданиям в бесконечности. Правда, иногда любовь к запредельному проявляется в девочке с неожиданной стороны: например, она утверждает, что постоянно видит в доме призрак…
Именно благодаря этому призраку, якобы передвигающему книги на книжных полках в комнате Мерф, Купер и девочка оказываются на "самом засекреченном объекте мира". Здесь, под землей, тысячи ученых и инженеров трудятся над проектом "Лазарь". Его цель - спасти человечество, отыскав подходящую для нашей жизни другую планету. Похоже, что все идет к тому: не так давно рядом с Сатурном появилась "кротовая нора" - выход в гиперпространство, пройдя сквозь которое, можно быстро оказаться в другой галактике…
Кадр из фильма "Интерстеллар"
Более того: "Лазарь" лет двадцать назад уже запустил в неизвестное первых разведчиков. Сейчас, когда человечество уже оказалось на пороге смерти, нужно как можно быстрее облететь тех первопроходцев, кто все еще подает сигналы. И, конечно же, пилотом космического корабля должен стать именно Купер. Ведь он лучший.
Книги на полках, выстраиваемые кем-то призрачным в строгом, хотя сначала и не всем понятном порядке, – центральная метафора картины. Перфекционист Кристофер Нолан, конечно же, не мог уйти, так и не "выжав" образ до предела. Корешки книг появляются еще на вступительных титрах, потом несколько раз всплывают в сюжете и, наконец, в финале именно из них Нолан берет недостающие кусочки паззла, удерживающего конструкцию. Метафора великолепная – ведь она описывает не только все искусство второй половины ХХ века, но даже и сам фильм Нолана (во всяком случае, в представлении братьев Ноланов).
Судите сами: из книг (фильмов), уже изначально несущих некое знание, таинственный и невидимый персонаж собирает свое сообщение, предназначенное для спасения мира. Да, пусть в книгах на полке информация излагается иначе, традиционным способом. Но разве в способе дело? Ну, разумеется, нет: дело не в способе, а в самом оригинальном сообщении.
К сожалению, создав довольно причудливую и изобретательную смесь из сюжетов и эпизодов великой космической кинофантастики прошлого (начиная с "Космической Одиссеи" и "Соляриса" Андрея Тарковского), Нолан так и не сообщил нам ничего нового или хотя бы интересного. Вряд ли такая претензия вообще возникала бы в голове, если б "Интерстеллар" во всем остальном являл собой чистую безупречность. Разумеется, нет: "Интерстеллар" - любимое и долго носимое в "чреве" своего создателя детище Нолана, а потому в фильме можно разглядеть как сильные, так и слабые стороны его режиссерской манеры.
Кадр из фильма "Интерстеллар"
Начнем с плюсов: то, что Нолан умеет снимать, он умеет снимать лучше всех. Ему подвластно пусть и виртуальное, но пространство: у Нолана есть особый талант создавать на экране фантастические, пугающие, но в то же время на редкость правдоподобные миры. Это редкий дар: и три "других" мира, в которые попадают персонажи, впечатляют – особенно в те моменты, когда их "озвучивает" тревожная музыка Ханца Циммера. Но она же становится так невыносима во всех "земных" эпизодах "Интерстеллара": выжимая из зрителя сентиментальную слезу, скрипки патетически пиликают, не умолкая ни на секунду, превращая все происходящее на экране из драмы в какой-то вульгарный фарс.
Кроме того, как это часто бывало у Нолана, фильм очень затянут (ряд эпизодов здесь явно лишний и повисает в воздухе – простите, в вакууме). Он изобилует на редкость бесхитростными, неживыми, картонными диалогами, и, вдобавок ко всему, абсолютно нелогичен. С научностью "Интерстеллара" тоже беда: хотя в качестве консультанта работать над фильмом был приглашен знаменитый физик, после сцены пожара в вакууме о достоверности не приходится и заикаться… С человеческим у Нолана всегда были проблемы (не зря же говорят, что над его фильмами еще никто не плакал), остались они и сейчас. Вся "земная", человеческая история персонажей, несмотря на кажущуюся ее интимность – довольно неумелая поделка, скроенная тяп-ляп. Прибавьте к этому беспрерывное цитирование "Звездных войн", "Космической Одиссеи", "Соляриса" и т.д. – и подумайте, хотите ли вы потратить три часа жизни на подобное удовольствие.
И все же, хотя это может показаться странным, "Интерстеллар" - тот фильм, который непременно нужно увидеть. В конце концов, все претензии к Нолану сводятся к одному: почему же, черт возьми, при таком таланте англичанину никак не удается снять свой opus magnum. Очевидно, о большом, главном фильме, мечтает давно и сам Нолан (иначе бы снимал гениальные триллеры и ужастики без "наворотов"), однако пока что – не клеится: "Космическая Одиссея" (к которой, наверное, отсылает пара десятков эпизодов фильма) все еще куда интереснее своего "клона" из 2014.
Возможно, Нолану так и не суждено будет снять свой фильм-совершенство – но, сказать по правде, это и раньше никому не удавалось, разве что случайно. Однако если представить, что "Интерстеллар" снимал не опытный и расхваленный всеми автор "Мементо", "Начала" и "Престижа", а режиссер-новичок, фильм становится очень недурным и увлекательным. Можно было бы даже сказать, что три часа пролетают как час, а режиссер, безусловно, талантлив и подает надежды. Причем не только в переносном, а еще и в буквальном смысле: во многом кино Нолана с первого и до последнего фильма о том, что даже в самой безнадежной ситуации нужно надеяться на лучший исход. Раз так, хотя Нолан уже давно не новичок, позволим себе быть великодушными. Да, в этот раз Совершенство опять не получилось, но, может быть, получится в следующий. В конце концов, если не Нолан, то кто?
Максим Эйдис