Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Потребление услуг в столице упало на 10–15 процентов. Такие данные приводит московское отделение общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" по результатам своего исследования.
Существенные затруднения возникли у турфирм, потерявших 30 процентов выручки и фитнес-клубов – 20 процентов. Значительные потери понесла и сфера бытовых услуг. Там продажи упали на 15–20 процентов.
"Балансы большинства бытовых предприятий оказались в состоянии нулевой и отрицательной текущей рентабельности. Все планы по инвестициям и развитию – свернуты или заморожены", – отмечают авторы документа.
Больше всего пострадали парикмахерские и косметические салоны. Они потеряли 20–25 процентов выручки. Выручка столичных ателье упала на 15–20 процентов, а химчисток и прачечных – на 10–20 процентов.
Пытаясь приспособиться к новым условиям, предприятия сокращают перечень услуг, меняют адреса или закрывают точки продаж, перепрофилируются и даже приостанавливают работу. "В частности, в сфере парикмахерских услуг и салонов красоты до 20 процентов предприятий рассматривают вопрос или уже сменили адреса размещения на более рентабельные, или совсем закрыли точки продаж", – пишут исследователи.
Химчистки с начала года уже сократили приемную сеть примерно на 10 процентов , а по итогам первого квартала планируют сокращение еще на 15 процентов.
Исследователи также отмечают, что падение потребления в сфере бытовых услуг в столице произошло впервые с 2009 года, сообщают исследователи. Оно связано прежде всего с ухудшением покупательской способности российских домохозяйств. Реальные доходы населения упали на 9,9 процента.
Кроме того, у предприятий бытовых услуг, как и у всех субъектов малого бизнеса, с 2015 года увеличились издержки, связанные с налоговыми отчислениями. Существенное влияние оказал и курс валют. "В структуре расходов предприятий бытовых услуг (химчистки, прачечные, парикмахерские) импортные статьи составляют до 30 процентов", – поясняют авторы исследования.
Профессор института МИРБИС Владимир Уколов полагает что предприятиям бытовых услуг стоит задуматься об импортозамещении. Однако это возможно не во всех сферах. "Косметические салоны используют импортное оборудование и химию. К сожалению у нас производят не так много аналагов и они, зачастую не позволяют оказывать услуги нужного качества", – отметил эксперт.
Ссылки по теме
- Жители столицы экономят на фитнес-клубах и салонах красоты
- Жители столицы стали чаще приобретать вещи в аутлетах
Он также добавил, что предприятия сферы услуг скорее всего не смогут преодолеть кризис без поддержки от государства. "Так, властям следовало бы вкладывать деньги во внутренний туризм", – пояснил Уколов.
Снижение покупательской способности москвичей повлияло и на рынок одежды. По данным на февраль 2015 года импорт обуви из стран дальнего зарубежья сократился на 44,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы ввоза трикотажных изделий "просели" на 41,6 процента, а текстиля – на 36,2 процента.
Популярные бренды начали уходить с российского рынка и даже на вещевых рынках начали закрываться торговые точки.