Сегодня, 2 марта, исполняется 70 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Он рано умер – за месяц до своего 42-летия, в глубокой депрессии, переживая, что главные роли остались позади. Пик популярности Богатырева пришелся на 1970-е и начало 1980-х: работа в театре "Современник" и МХАТе, съемки в кино – в первую очередь, в фильмах Никиты Михалкова. Дебютировав в его картине "Спокойный день в конце войны" в 1970 году, он снимался у мэтра, которого называл своим "крестным отцом", на протяжении всей кинокарьеры. Роли Юрия Богатырева в картинах Михалкова – в материале m24.ru.

Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"
Благородный чекист Шилов
"Свой среди чужих, чужой среди своих", 1974
С большей частью актерского состава главного советского вестерна Богатырев был в дружеских отношениях. Александр Кайдановский, сыгравший ротмистра Лемке, стал его другом еще во времена учебы в Щукинском училище. Самым сложным испытанием для тонкого, чувствительного Богатырева стала сцена, в которой его герой бьет героя Кайдановского – рука никак не поднималась на товарища. Сцену не могли снять, пока вышедший из себя Михалков не закричал: "Встречаются чекист и белогвардеец – это единственное, что тебе нужно знать!".
[html][/html]Видео: YouTUBE/smotrelkin
из воспоминаний Никиты Михалкова
"Мало кто знает, что роль генерала в "Сибирском цирюльнике" была написана для Юры. Когда я читал ему сценарий, он хохотал, хлопал "верхними ногами" (так мы называли его руки), мечтал ее сыграть".Человечный Штольц
"Несколько дней из жизни И.И. Обломова", 1979
[html][/html]
Видео: YouTUBE/tubegerasim
Изначально Богатырев претендовал на роль Обломова – мечтательный и скромный главный герой повести Александра Гончарова был ему, которого называли "большим ребенком", гораздо ближе. Режиссер распорядился по-своему, и Юрию Георгиевичу пришлось примерить на себя противоположный образ. Однако Штольц Богатырева – не бездушная машина, не только человек действия, каким его часто представляют учителя литературы в рамках школьной программы. Он устроен нисколько не примитивнее и не грубее, чем Обломов, роль которого блистательно исполнил Олег Табаков. Агрессивное желание Штольца стащить Обломова с дивана в интерпретации Богатырева становится заботой взрослого, обеспокоенного судьбой ребенка.
из воспоминаний Никиты Михалкова
"Окружающие относились к нему, как к ребенку, – нежно, с улыбкой, иногда со снисхождением, что, может быть, и неправильно. Сожалею, что он мало слышал добрых слов, которых, несомненно, заслуживал. Но это уже вечная наша русская болезнь – любить потом".Беспомощный Войницев
"Неоконченная пьеса для механического пианино", 1977
[html][/html]
Видео: YouTUBE/Rodion Soin
Если для съемок в фильме "Свой среди чужих..." Богатыреву пришлось похудеть, научиться ездить верхом и драться, в общем – бороться со своими природными застенчивостью и неуклюжестью, то роль Сержа Войницева потребовала от него усилить эти черты. Его герой – слабый, неуверенный в себе человек, неспособный удержать мечтательную жену, готовую бросить его ради соседа, заслушавшись дерзкими речами. Чтобы создать характерную походку Войницева, Богатырев носил ботинки меньшего размера и поджимал пальцы.
из воспоминаний Никиты Михалкова
"Мы долго не могли найти внешний рисунок роли Войницева, и однажды Юра сказал: "А что, если у него плоскостопие?" И тут же, поджав в ботинках пальцы, прошелся по комнате. Это было очень смешно, а главное – точно. Как ни странно, походка сразу сделала характер живым".Танцующий тесть Тасик
"Родня", 1981
[html][/html]
Видео: YouTUBE/Владимир Иванковский
"Танцевать, теща!". Сложно вспомнить другую столь же раскаленную сцену из советского кино – чтобы одновременно так смешно, так печально и так жутко. Герой Богатырева, Станислав Павлович, устал от попыток приехавшей из деревни тещи воссоединить его распавшийся брак. Он пытается поговорить с ней на языке, который она понимает, – и танец помогает лучше всяких слов. Одного взгляда на яростно размахивающего руками и ногами Станислава Павловича достаточно, чтобы понять, что он думает и о бывшей теще, и о ее дочери, и об их манере называть его Тасиком.