В Гостином дворе прошла шестая церемония вручения премий The Art Newspaper Russia. Событие хоть и получилось очень камерным и в целом региональным (все выставки и музеи-победители оказались московскими), но по своему статусу вполне европейским.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Проблема современного российского искусства и отечественной культуры в целом заключается в том, что само арт-сообщество – маленькое и замкнутое. Поэтому никаких сюрпризов и новых имен на The Art Newspaper уже который год нет, а победители – те, кто заслужил эту премию еще несколько лет назад, но очередь до кого дошла только теперь (когда игнорировать его достижения и вклад уже просто невозможно).
Однако, учитывая, что в России премия такого уровня одна (не считая Премии Кандинского, которую вручают художникам), ее уже можно считать достижением, тем более что проходит она при поддержке правительства Москвы, а значит, важна и значима на государственном уровне.
Победителей в этот раз выбирали в пяти номинациях, которых явно не хватило для того, чтобы отметить главные достижения в области искусства за 2017 год.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
"Музеем года – 2017" стала Государственная Третьяковская галерея с формулировкой "За то, что старая добрая Третьяковка не боится быть Новой Третьяковкой". Жюри оценило смелый ребрендинг, новый логотип музея и планы по реконструкции здания на Крымском Валу, которой, как обещают, будет заниматься Рем Колхас. Отдельного упоминания удостоили и проекта "С искусством по пути", который Третьяковка сделала совместно с московским метро, запустив поезд с репродукциями авангардистов по Кольцевой линии.
Кстати, возможно, именно с аллюзией на этот проект были подготовлены мультимедийные номера, сопровождавшие объявление номинантов и награждение каждого победителя: артисты выезжали на сцену из-за кулис прямо по рельсам. Постановкой номеров занимался актер "Гоголь-центра" и режиссер Алексей Агранович, который привлек к постановке Ян Гэ и Олега Ягодина из группы "Курара".
Награждение Третьяковской галереи сопровождалось и показом игрового видеоролика, какие присутствуют во всех последних проектах музея. Новый видеошедевр, по правде говоря, получился более простым и прямолинейным, чем все предыдущие, но от этого не стал менее очаровательным. По сюжету, Павел Третьяков в исполнении актера Егора Корешкова приходит в здание музея на Крымском Валу и возмущается "мазней" авангардистов, которую он не покупал для своей коллекции. Третьяковка в этом смысле не побоялась самоиронии, показав дискурс вокруг величия и бессмыслицы "Черного квадрата" Малевича и композиций Василия Кандинского, который не утихает в обществе до сих пор.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
"Выставкой года – 2017" был назван проект "Цай Гоцян. Октябрь", прошедший осенью в ГМИИ им. А. С. Пушкина. То, что выставка получилась по-настоящему важной и качественной, сомнений никаких нет. Однако, если вспомнить хотя бы "Будет ласковый дождь" Такаси Мураками в музее "Гараж" или "Некто 1917" и "Оттепель" в Третьяковке, выбор уже сложнее. А таких выставок было немало.
В связи с этим становится немного обидно, что номинаций было всего пять. Если бы за выставки вручали премии хотя бы в двух-трех номинациях, например выставка иностранного или отечественного художника, классического искусства или современного, или была отдельная номинация за лучшую образовательную программу, то выбор победителей вызывал бы меньше вопросов.
"Реставрацией года" стала совместная работа Государственного исторического музея и Государственного научно-исследовательского института реставрации по восстановлению шелковой конклюзии 1737 года "Апофеоз царствования Анны Иоанновны". В свою очередь "Книгой года" назвали работу британского исследователя Розалинд Полли Блейксли "Русский холст: Живопись в императорской России, 1757–1881". В этих номинациях выбор был очевиден: если в первом случае жюри оценило уникальные технические достижения реставраторов, то во втором выбор был сделан из абсолютно патриотических соображений: большие исследования о русской живописи на иностранном языке – редкое явление.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Самой многочисленной по количеству претендентов стала номинация "Личный вклад", победу в которой присудили Алексею Ананьеву, создателю Института русского реалистического искусства. И это было действительно приятно: в коллекции Ананьева – более 6000 работ русских художников, для экспозиции которых он на свои деньги приобрел здание на Дербеневской набережной, превратив его в музей. Коллекционера награждали сразу после показа видеоролика про Третьякова, и это умозрительное сравнение прошлого с настоящим, стало, вероятно, одним из наиболее важных моментов церемонии. Хочется надеяться, что музей Ананьева послужит примером и для других меценатов, инвестирующих и в искусство в настоящем и планирующим делать это в будущем, и в выставки, и в молодых художников, которые когда-нибудь станут новыми великими русскими мастерами.