Фото: Валерия Комарова
За несколько лет Полина Бреева успела поработать с разными заказчиками, от непоследовательных безумцев до креативных единомышленников. Девушка поделилась с нами своим опытом и дала несколько практических советов. Например, куда лучше вешать свою картину в Третьяковской галерее, и что нужно сделать, чтобы получать письма от детей со всей России.
Как бы странно это ни прозвучало, но, чтобы стать иллюстратором, вовсе не обязательно заканчивать профильный вуз и уметь рисовать. Важно иметь свой собственный стиль. Его наличие превращает человека с кисточками в настоящего художника. Именно авторский почерк делает ваши произведения непохожими на работы коллег. Однако стиль мало просто выработать, его нужно еще и защитить от критиков. Ведь публика далеко не всегда с восторгом воспринимает новое, оригинальное, необычное, ни на что не похожее.
Как понять, насколько ваша манера исполнения оригинальна? Покажите свои шедевры людям. Чем интереснее работы, тем меньше внятных лестных отзывов они соберут. Шутка. Просто сходите в Третьяковскую галерею и подумайте, на какую стену вы бы могли повесить свое произведение. Не стремитесь снять Шишкина и взамен присобачить свои дубки. Вы должны увидеть и четко понять, что место вашей работы на отдельной стене – где-то между полотном Рериха и огнетушителем.
Начало профессиональной деятельности иллюстратору дается нелегко. Главное – не испугаться трудностей и держать наготове кулаки. А на случай, если вы сами стали жертвой кулаков, имейте при себе человека в непромокаемой жилетке.
Иллюстрация: Полина Бреева
Искать работу молодой и безызвестный автор может как на сайтах издательств, так и на страницах художественных сообществ. Из своего опыта скажу, что издатели отдают предпочтение людям с упитанным портфолио. Где подкормить папочку с вашими наработками и заслугами? Наиболее интересные вакансии лежат на портале illustrators.ru. Вы можете завести страницу и размещать на ней рисунки. Свои труды публикуют студенты художественных учреждений, профессиональные иллюстраторы и дизайнеры, а также рисуны-самоучки, к коим отношу себя я.
Список предложений и призывов к сотрудничеству обновляется ежедневно, ежечасно, порой ежеминутно. Объявления размещают издатели открыток, игр и книг, всевозможные компании и частные лица. Эти люди просят придумать логотип, корпоративный календарь или дизайн футболки, нарисовать иллюстрации к стихам или эротические игральные карты. Выбирайте. Но не пытайтесь сразу же найти успешный и денежный проект.
Лично я начинала с того, что раз в неделю иллюстрировала рассказы на кривеньком сайте еще более кривеньких писателей-графоманов. Одна картинка – сто рублей. Четыреста рублей в месяц. Как вам такая зарплата? Зато своему следующему заказчику мне уже было, что сказать и показать. Вот, мол, глядите, оформляла прозаические произведения на литературном портале. Красиво звучит, правда? А подробности новому работодателю знать необязательно.
Иллюстрация: Полина Бреева
Полезно просматривать работы коллег. Бывает, смотришь и думаешь: "Ну и ерунда, я могу лучше". А бывает наоборот: "Как же здорово, я так не умею!" Во втором случае важно понимать, что вы не только не умеете так же, но и никогда не сумеете. А если извратитесь и все-таки сделаете подобное, то будете круглым дураком. На чужом опыте следует учиться, но копировать его бессмысленно.
Не бойтесь экспериментировать. Однажды редактор детского издания "Классный журнал" предложил мне продумать персонажей и нарисовать с ними несколько комиксов по заранее оговоренному сюжету. До этого я не только никогда не рисовала комиксы, но и не любила их. Однако отказываться не стала, решила попробовать. Ну и что вы думаете? Калякала я эти веселые приключения в течение трех лет. По комиксу в неделю. В начале сотрудничества редактор подсказывал мне сюжеты, а потом я влюбилась в своих героев, набила руку и стала сама придумать не только картинки, но и тексты. Дети из разных городов России писали мне письма, передавали приветы и вопросы героям комикса. Приятно. Ради этого стоило рискнуть и чуть-чуть помучиться.
Стремитесь к сотрудничеству с авторами книг, несмотря на то, что угодить литераторам не всегда легко. Бывают идеальные заказчики, которым нравится ваш стиль, и они все ваши рисунки принимают с восторгом. Если они и просят что-то исправить или дорисовать, то крайне редко и очень вежливо. Один раз писатель и поклонник моего творчества, просмотрев иллюстрации к своему произведению, попросил уменьшить женщине шекспировской эпохи губы. "Все нравится, – сказал он, – но силикона в те времена еще не изобрели". Аргумент – не поспоришь. Пришлось губы сдуть.
Иллюстрация: Полина Бреева
Иногда случается иначе. "Мне все равно, как будет выглядеть собачка", – заявил заказчик. Ты рисуешь миломордую дворняжку. Потом автор говорит, что перечитал свой текст и пришел к выводу – нужен сенбернар. Ты, как художник добросовестный, переделываешь, снова показываешь и даже выдохнуть не успеваешь, как узнаешь, что сцену с собакой писатель из текста исключил. Начинающим иллюстраторам приходится терпеть подобные вещи. Бывалые уже могут позволить себе составление договора, в котором прописываются все детали. В том числе – сколько раз художник может бесплатно переделывать один и тот же рисунок.
Однажды я согласилась иллюстрировать сборник стихов для весьма солидного столичного издательства. Договор мы не заключили. Я работала от зари до зари в будни и выходные. Сделала за месяц около шестидесяти цветных иллюстраций. Издателям все нравилось, хвалили каждый штрих. А потом вдруг на горизонте нарисовался именитый дизайнер и сказал, что сборнику не нужны картинки, ему нужны стильные верстка и шрифт. Со мной, конечно, тут же попрощались. В качестве гонорара я приняла только тысячу извинений.
Иллюстрация к сборнику стихов Елены Лещенко "Кто такая Ай-я-яй?". Автор: Полина Бреева
Порой в произведениях, которые вы должны оформить, встречаются фразы "нижние ноги лося" или "оконный подоконник". Конечно, указать на небрежности заказчику вы можете, но не стоит глумиться над ним и рисовать чудовище, которое верхними ногами скачет по оконному подоконнику. Уважайте того, с кем работаете, каким бы чудаком он ни был.
Совсем недавно в свет вышел проиллюстрированный мной сборник стихов для детей "Кто такая Ай-я-яй?". Автор – добрая и юная душой женщина, которая любит веселые и яркие краски. Ну а я люблю яркими красками весело рисовать. Именно поэтому мы здорово поработали вместе. Через неделю на книжные полки ляжет еще один сборник с моими картинками. На этот раз я получила возможность иллюстрировать произведения советского мультипликатора и автора скульптуры олимпийского мишки Павла Гусева.
Иллюстрация: Полина Бреева
Рисовать картинки для произведения – крайне интересно. Ты не просто создаешь оформление, ты оживляешь текст, а вместе с тем и будоражишь воображение читателей. Поэтому никогда не рисуйте, чтобы отвязаться или только подзаработать. Рисуйте так, чтобы в будущем не было стыдно показать свой труд детям. Они самые строгие и важные критики.
Напоследок хочется сказать: не рвитесь к звездам – они сияют только издали. Творите в свое удовольствие. Если будете работать на совесть, признание вас обязательно найдет.