Новости

Новости

02 декабря 2016, 10:16

Культура

Независимые театры Москвы: опера-детектив, бэби-театр и спектакль на одном стуле

Городское пространство столицы сегодня более чем благосклонно к разным видам творчества, в том числе и к театру. Помимо муниципальных и федеральных театров в городе работают независимые театральные объединения и команды, разные по своей форме и содержанию. Среди них есть и некоммерческие проекты, пропагандирующие независимое искусство, и весьма рентабельные, находящие новые способы общения со зрителем. Корреспондент m24.ru побывал в трех независимых московских театрах: драматическом, детском и оперном, чтобы узнать, что происходит за занавесом, как и на какие средства существуют коллективы и почему люди занимаются всем этим.

Фото: komnata4.com

Театральная команда "Комната 4"

Даниил Романов, режиссер, создатель театральной команды "Комната 4"

О труппе

Фото: komnata4.com

В нашем коллективе около 15 человек, среди них – художник, музыкант и видеоинженер. Все актеры – профессионалы своего дела, многие снимаются в кино и играют в других театрах. Есть и приглашенные артисты. Например, в спектакле "Двое бедных румын, говорящих по-польски", роль Деда играет известный питерский неформал Иван Турист, бывший участник андеграундной рок-группы "Н. О. М." ("Неформальное объединение молодежи").

Сам я окончил ВГИК в 2012 году. Собирался стать кинорежиссером, но в студенческие годы понял, что театр мне более интересен. И уже в 2013 мы приступили к репетициям нашего первого спектакля "Герострат". Так как в репетиционной комнате актеров было четверо: я, Юра Соколов, Юля Латышева и Коля Тумилович, то и театр мы решили назвать "Комната 4".

О цене свободы

Я работаю в школе, преподаю английский язык. Это основной источник дохода, при этом театру я посвящаю 50-60 процентов своего времени. У меня есть работа и помимо "Комнаты 4". Например, в феврале поеду ставить спектакль в город Канск под Красноярском, в государственный театр. Но это совершенно другая театральная реальность, а здесь, в "Комнате 4", мы можем делать то, что нам нравится.

В январе нас пригласили на гастроли в Чебоксары. Да, мы что-то заработаем, но это не те деньги, на которые можно прожить. Но если ты хочешь заниматься независимым театром, то ты должен не зависеть и от денег. Мне кажется, сейчас такое время, когда ни актер, ни режиссер не может заниматься только театром или кино, иначе он деградирует. Пришло время умного актера, со своим местом в обществе, со своей гражданской позицией. В этом и есть талант – размножиться, но не потерять себя.

О репертуаре

Мы стараемся выбирать тот материал, который либо очень редко идет в традиционных театрах, либо вообще не идет. Например, пьеса Дороты Масловской "Двое бедных румын, говорящих по-польски", очень популярная в Европе, а в Москве никогда не ставилась. Когда в 2015 году закрылся театр-клуб "Мастерская", где мы играли, пришлось задуматься о новом помещении и сцене. Появилась идея сделать спектакль, который можно играть везде. Так мы поставили "Румын" – пьесу, которая играется на одном столе и на одном стуле, только за счет актерского ресурса.

Фото: komnata4.com

О театральной политике и вопросе Путину

Я был в этом году в Керчи и проходил мимо драматического театра имени Пушкина. Огромное здание, прекрасный фасад, а внутри – ярмарка меда и меховых изделий. И это не единичный случай. Сейчас огромное количество театральных зданий в упадке, но в федеральной политике министерства культуры не выработан алгоритм, как молодым режиссерам занимать места в "неживых" театрах. Я бы поехал по контракту работать в Керчь, показал бы, как можно быть интересным зрителю. У меня есть актеры, связи, я знаю, как показать результат, но без финансирования и участия властей это практически невозможно.

Позднее, на форуме "Таврида", мы с директором Вахтанговского театра Кириллом Кроком как раз сформулировали вопрос по поводу этой проблемы и планировали задать его президенту Путину, чтобы привлечь внимание к этой теме. Но, к сожалению, президент был занят и на вопросы не отвечал.

Как дальше жить и что делать

Наш следующий спектакль будет поставлен по мотивам романа Чернышевского "Что делать?" Мы сейчас подходим на улице и спрашиваем у людей: "Что делать?" Эти ответы будут собираться в сны Веры Павловны. Реагируя на музыкальные вставки, словно собака Павлова, актер будет переключаться из игрового театра в документальный. И мы, тридцатилетние, попытаемся ответить на вопрос, что же нам делать?

Дата: 13 декабря – "Евангелие от палача", 16 декабря – "Двое бедных румын, говорящих по-польски", начало в 20:00

Место: Сцена | СПУТНИК, Солдатская ул., 15

Площадки, с которыми сотрудничает "Комната 4":

Боярские палаты СТД РФ

Во время реконструкции особняка на Страстном бульваре были случайно обнаружены древние боярские палаты. Теперь это здание со сводчатыми потолками и голыми кирпичными стенами отдано СТД РФ на растерзание молодым режиссерами и художникам в рамках проекта СТД России StartUp. Ежедневно здесь идут спектакли, проводятся выставки, концерты и мастер-классы, что притягивает не только представителей творческих профессий, но также всех, кого интересует современное искусство.

Адрес: Страстной бульвар, 10

СЦЕНА|СПУТНИК

СЦЕНА|СПУТНИК – это театральное пространство в кинотеатре "Спутник". Помимо "Комнаты 4", здесь работает театр "Эскизы в пространстве" и мастерская "Четвертый вопрос". Миссия пространства в том, чтобы сделать современный театр и творчество молодых режиссеров доступным для разной аудитории.

Адрес: ул. Солдатская, 15

Детский театр "Домик Фанни Белл"

Андрей Поздняков и Светлана Соколова, основатели и руководители детского театра "Домик Фанни Белл"

Об истории театра

Фото: facebook.com/a.pozdnyakov

До создания "Домика Фанни Белл" мы занимались event-бизнесом: организацией праздников и других мероприятий. Но уже с осени 2011 года стали задумываться о том, чтобы делать камерные детские спектакли. И тогда нам посоветовали сходить на постановку Творческого объединения 9 "Муха-Цокотуха", которая как раз тогда шла на фестивале "Бутон", придуманном Юрой Макеевым и его "Театром Вкуса". Мы увидели несколько хороших камерных работ, поняли, что этот формат может пользоваться успехом и быть востребованным у аудитории. И тогда уже начали работать над тем, чтобы самим сделать качественный спектакль для маленькой площадки, который можно было бы вывезти на другую площадку или сделать частный показ.

Это время совпало с тем, что город стал вкладываться в развитие инфраструктуры, был создан "Мосгорпарк", появились новые общественные и творческие пространства. Люди в целом стали более открыты для такого формата: больше посещали городские культурные мероприятия.

Днем рождения "Домика Фанни Белл" мы считаем 1 апреля 2012 года – день создания нашей страницы в Facebook. Имя Фанни Белл принадлежит двоюродной сестре Мэри Поппинс, которая тоже разбирается в воспитании детей, но в отличие от строгой Мэри Фанни – жизнерадостная балаболка.

В мае начались первые пробные занятия в театральной студии, летом мы сделали спектакль по книге Томи Унгерера про удава Криктора. Поставил его режиссер Сергей Ефремов, руководитель Московского Театра комедии, а художником стала Евгения Шутина из Театра Терезы Дуровой.

Первый показ "Криктора" состоялся на фестивале "Яркие люди", а через год мы переехали в Сад имени Баумана.

Фото: facebook.com/fanni.bell

О спектаклях

Яркий и интересный "Мойдодыр" по Чуковскому по-прежнему не нуждается в рекламе. Его делал также Сергей Ефремов и художник-мультипликатор Саша Павлова. А музыку по мотивам Бреговича и Кустурицы в спектакле исполняет замечательный аккордеонист Евгения Попова.

В октябре к нам пришла Этель Йошпа из "Лаборатории Дмитрия Крымова" и театра "Школа драматического искусства" со своей идеей спектакля "Съеденное время", а в ноябре уже была премьера! Стихи для спектакля написала Екатерина Поспелова, работавшая над постановками в Пермской опере. Теневые сцены помогал ставить Слава Игнатов из театра "Трикстер". В спектакле заняты актеры Сергей Мелконян и Максим Маминов, тоже из "Лаборатории Дмитрия Крымова".

Спектакль "Маус Хаус Штраус" делала Елена Лабутина из Моссовета при поддержке фонда Михаила Прохорова. "Маус Хаус Штраус" – это музыкальный спектакль-игра для детей от года. Вообще у нас работают три человека с экспериментального художественно-режиссерского курса Каменьковича и Крымова, которые сделали нам весь бэби-репертуар. Бэби-театр – совершенно новый жанр даже для Европы. На всю Москву сейчас около десяти хороших спектаклей для детей от года до четырех лет.

О фестивале независимых детских театров "Карабас"

Этот фестиваль мы придумали вместе с Юрием Алесиным и театром "Снарк", чтобы продвигать идеи и знакомить аудиторию Москвы с новым форматом детских спектаклей. На него мы приглашаем только премьерные постановки, либо привозим те, которые в Москве еще не видели – из Белоруссии, из Питера.

Фото: facebook.com/fanni.bell

О зрителях

Наши зрители – очень разные люди. Конечно, первыми к нам пришли те, кто был готов воспринимать камерный театр. Это, как правило, активные молодые родители, для которых важно качество контента, важна атмосфера. Они стремятся доставить ребенку радость, чтобы он получил удовольствие от культпохода. Но, конечно, приходят иногда и консервативно настроенные люди, для которых театр – это определенный набор атрибутов. Поэтому мы стараемся четко писать про каждый спектакль, чтобы зритель понимал, на что он идет.

О планах

Мы видим свою миссию в том, чтобы создавать хорошие качественные спектакли, поэтому в следующие пять лет собираемся сделать "Домиков" чуть больше, планируем открыть вторую площадку в Москве. Также есть афишно-журнальный проект, есть желание развивать event-направление. Сам по себе театр при существующей стоимости аренды и процентах по кредитам не может быть успешным, в лучшем случае, он будет работать в ноль. Но "Домик Фанни Белл" является своего рода театральным центром: мы предлагаем нашей аудитории не только быть зрителями, но и заниматься в театральной студии, проводим праздники, выездные проекты. За счет этого наш проект является прибыльным и развивается за счет собственных средств.

Уютный деревянный домик, внутри которого расположен камерный театр для детей и их родителей, куда принято входить в домашних тапочках. Сцена и зрительный зал образуют единое пространство, что облегчает интерактивные вставки и создает особую атмосферу между актером и зрителем.

Адрес: ул. Старая Басманная, 15

Вокально-музыкальное объединение "Концерты и спектакли"

Руфат Низамов, бас, руководитель и создатель вокально-музыкального объединения "Концерты и спектакли"

О классической музыке и современном зрителе

Фото: rufat-nizamov.muzkarta.info

Те, кто занимается академическим вокалом и погружается в оперу, классическую музыку, прекрасно понимают, как она интересна и современна. Но как донести это до простого слушателя? Для того чтобы послушать вокальную академическую музыку обычно идут в Консерваторию, в зал Чайковского, в оперные театры. А это очень пафосные места, с большой дистанцией от зрителя.

Поэтому я задумал сделать на наших мероприятиях элементы введения в контекст, чтобы человек понимал, что и для чего он слушает. Первый и, на мой взгляд, весьма удачный пример – концерт для детей "Музыкальное путешествие", который я делал в 2015 году в ДК "Родина" в Химках, вместе с коллективом музыкального театра "СИТИ ОПЕРА". Дети должны были угадывать животных, слушая музыку сюиты "Карнавал животных" Сен-Санса. И взрослые на этом концерте были заинтересованы не меньше детей – они тоже угадывали и смотрели на все происходящее с горящими глазами.

Следующая программа назвалась "Вино и романсы", она проходила в Центральном Доме Журналиста. На входе гостей ждала дегустация вина, а затем люди садились и слушали романсы. Романсы мы подобрали серьезные, классические – Глинку, Чайковского, Даргомыжского. И перед каждым музыкальным номером рассказывали небольшую историю, помогающую войти в контекст, приблизить романс к современности, сделать его понятнее слушателю. Например, есть же такой современный музыкальный жанр как рэп, когда под музыку идет речитатив, ритмичный рассказ. Но если мы вспомним "Попутную песню" Глинки, почему бы не сравнить ее с рэпом и не назвать Глинку прародителем этого жанра? А чтобы помочь слушателю вникнуть в смысл "Серенады Дон Жуана" Чайковского, мы напоминаем о фильме "Собачье сердце" и профессоре Преображенском, который постоянно напевал этот романс. Когда возникает четкая ассоциация, зритель уже по-другому слушает, а исполнитель по-другому поет.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Rufat Nizamov

Программа "О чем поет Италия?" содержит в первом отделении арии из опер итальянских композиторов, во втором – неаполитанские песни. Следуя нашему правилу, мы предваряем каждый номер небольшой историей. Например, перед арией Лючии ди Ламмермур рассказываем, что именно эта ария была использована в фильме "Пятый элемент".

К итальянским концертам мы всегда стараемся найти партнеров и разыграть, например, сертификат на обучение итальянскому языку, бутылку итальянского вина.

Об оперном детективе

Наш первый опыт спектакля – это "Моцарт и Сальери", где мы также старались поменять классическую концепцию и приблизить оперу к зрителю. Очень трудно сопереживать непонятным людям в париках и камзолах, которые жили бог знает когда. Поэтому мы решили попробовать перенести спектакль в современные реалии. Сейчас мы подключаем художника-постановщика, я думаю, это будет Александра Карпейкина из Школы-студии МХАТ. Я считаю, что "Моцарт и Сальери" – это детектив, и хочу сделать спектакль с очень четкими акцентами – чтобы зритель видел, когда созревает замысел, когда начинается подготовка к убийству и как оно совершается.

О фестивале одноактных опер

Одноактные оперы редко ставятся в театрах. Для того чтобы сделать полноценный вечер, нужно две одноактные оперы, например, в первом отделении ставят "Иоланту", во втором "Алеко". Это сопряжено с определенными трудностями, поэтому одноактные оперы – удел выпускников вузов. Подготовка идет долго и хлопотно, а потом показываешь его на дипломе, и… все, спектакль умер. Поэтому мы совместно с музыкальной школой имени Калинникова в апреле следующего года задумали организовать фестиваль одноактных опер "Камерная опера" для независимых режиссеров, не работающих в музыкальных театрах. Будет два фестивальных дня, по четыре спектакля в день. Для того чтобы это было интересно конкурсантам, мы планируем выделить маленький бюджет в тридцать тысяч рублей каждому спектаклю. А два спектакля-победителя в конце мая смогут выступить с оркестром в хорошем зале.

О планах

Сейчас у меня собралась команда единомышленников, людей, на которых я могу рассчитывать, которые разделяют мои подходы и самоотверженно работают, невзирая ни на что. Ольга Антипова – сопрано, Полина Ди Гранде – меццо-сопрано, тенор Григорий Голицын и баритон Дмитрий Кузнецов. И я рассчитываю, что однажды у нас получится создать настоящий оперный театр со своим помещением и оркестром. Хотя стараюсь не загадывать. Время покажет.

Алена Водопьянова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика