Фото: ТАСС/Сергей Микляев
Утром третьего марта в Первой градской больнице Москве умерла Наталья Крачковская. Снявшись в 90 фильмах, она стала поистине народной актрисой: фильмы с ее участием вошли в золотой фонд отечественного кино.
Любимица Леонида Гайдая, непревзойденная мадам Грицацуева, "знойная женщина, мечта поэта". Наталья Крачковская не сыграла ни одной главной роли, но эпизоды с ее участием стали настоящими бриллиантами.
Она любила юмор, не боялась смеяться над собой и к отсутствию серьезных драматических ролей относилась легко, объясняя, что под ее типаж надо писать отдельный сценарий, а это дело непростое. Наталью Леонидовну часто приглашали на телепрограммы о толстушках, и она практически никогда не отказывала: с радостью вспоминала курьезные случаи, ругала слово "толстяк", предлагая заменять его определением "роскошный" и рассказывала, как поклонник дал ей второе имя – "сто килограммов мечты".
В кинематографе Крачковская (девичья фамилия – Белогорцева) оказалась неслучайно: она с детства мечтала играть, и, окончив школу, подала документы сразу в два вуза – в исторический институт и во ВГИК. И поступила, обойдя 256 студентов-конкурентов – столько человек претендовало на одно место в главном киновузе страны.
Фотохроника ТАСС
Потом была страшная автоавария: врачи буквально по кусочкам собирали будущую актрису, боялись давать обнадеживающие прогнозы. Спасло невероятное желание жить и творить . На глазах изумленных медиков девушка поправлялась молниеносными темпами, а вскоре и вовсе вернулась в профессию. С мужем Владимиром Крачковским, который был на 15 лет старше, Наталья познакомилась на съемках фильма "Половодье", где он работал звукооператором.
Неожиданный, но оглушительный успех пришел к актрисе в 1971 году, когда весь Советский Союз увидел шедевр Леонида Гайдая – картину "Двенадцать стульев". Режиссер долго искал актрису на роль мадам Грицацуевой. "Мне б такую, как жена Крачковского", – не раз говорил он коллегам. "Так и снимай ее!" – засмеялся Владимир, услышав от мэтра критерий отбора. На том и порешили. Наталья блистательно прошла пробы, сомнений не оставалось: эта роль ее и только ее.
Следующей вехой в кино стал фильм Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Роль жены Бунши оказалась настолько яркой и фонтанирующей, что фразы, произнесенные Натальей Леонидовной, разлетелись на цитаты. Случилось на съемках и непредвиденное: актриса из-за болезни сбросила 20 килограммов. "Нееет. Так дело не пойдет. Будем кормить", – протянул Гайдай и назначил любимой актрисе антидиету из сдобы, манной каши, вермишели с маслом и блинчиков со сметаной. Вес пришел в норму – Крачковская вернулась к работе.
Фото: ТАСС/Ираклий Чохонилидзе
Две ярчайшие роли стали для Крачковской как наградой, так и в некотором роде испытанием. Образ пышной красавице намертво приклеился к актрисе, и режиссеры опасались приглашать ее на лиричные или трагические роли. Ну какая может быть Дездемона из мадам Грицацуевой? Наталья Леонидовна не обижалась, наоборот, даже в самый краткий эпизод она старалась вложить столько души и смысла, и что ее якобы второстепенные роли зачастую вытесняли главные.
В 90-ые годы Наталья Леонидовна много снималась в комедиях Михаила Кокшенова, участвовала в сериалах, а в последнее время ездила на гастроли с антрепризными спектаклями. Так, 8 марта ее ждали в подмосковном Протвине. Сейчас организаторы экстренно убирают афиши спектакля, развешанные по всему городу. Но если афиши можно убрать за несколько часов, то память о замечательной актрисе, подарившей своему зрителю столько счастливых мгновений, будет жить еще долго.
10 фраз, ставших визитной карточкой Натальи Крачковской
- "И тебя вылечат, и тебя вылечат, и меня тоже вылечат..."
- "Ах ты, хулиган, а еще очки надел!"
- "Старушка! Ах ты, нахал! Да я на пять лет тебя моложе!.."
- "Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!.."
- "Однако, у вас характер… Была б я вашей женой, я бы тоже ушла"
- "Александр Сергеевич, извините, что беспокою вас во время вашей семейной драмы. Иван Васильевич не у вас?"
- "Так выходит, что у вас два мужа?"
- "Это дичь? А ваши цены не дичь?"
- "– А чьих кистей произведения?
– К сожалению, кистей нет!
– Неважно, кисти мы сами приделаем!"
- "Не смешите меня, два синих цыпленка и полкило огурцов – триста рублей?"