160 лет назад началась история самой дорогой в мире почтовой марки – "Розовой Гвианы". Колумнист m24.ru Алексей Байков рассказывает, почему коллекционеры готовы платить миллионы долларов за этот небольшой кусок бумаги и какие марки пытаются составить ему конкуренцию.
Если этот крохотный кусочек выцветшей от времени бумаги вдруг каким-то немыслимым чудом попадет к вам в руки, то вы даже не поймете что держите в руках настоящее сокровище. Подумаешь, какие-то неразборчивые штемпели, чьи-то подписи, а в середине еще кораблик нарисован. Но человека хотя бы поверхностно знакомого с миром филателии при одном упоминании прозвища этой марки среди коллекционеров начинает бить нервная дрожь. "Розовая Гвиана". Существует в единственном экземпляре. В 2014 году была продана на аукционе "Сотбис" за 9,48 миллиона долларов США.
Загадка гвианского восьмиугольника
Все-таки филателия – удивительная штука. Во всем остальном мире производственный брак и вещи, пришедшиеся не ко времени и не ко двору, как правило, заканчивают свой жизненный путь на помойке. И лишь неправильные почтовые марки ценятся в десятки, сотни и тысячи раз дороже обычных. Так получилось и с "Гвианой".
В середине XIX века многочисленные британские колонии в основном пользовались марками, напечатанными в самой Англии. Но в 1856 году в Британскую Гвиану марок не завезли, из-за чего вся работа почтовой службы оказалась под угрозой срыва. Надо было срочно искать выход из положения, и главный почтмейстер Демерары (Джорджтауна) Э. Дальтон заказал местной типографии Джозефа Баума и Уильяма Далласа серию из трех марок: синюю и красную с номиналом в 4 цента и красную с номиналом в 1 цент.
Красные марки на самом деле были двух цветов: розовые и пурпурные (маджента), в зависимости от использованной бумаги. Четырехцентовые марки, по всей видимости, предназначались для отправки междугородних писем, а одноцентовая – либо для внутригородских сообщений, либо вообще для доставки газет.
"Гвиан" за 4 цента сохранилось довольно много, а вот одноцентовая красная – всего одна. Историки филателии до сих пор спорят о том, почему "Розовая Гвиана" вообще появилась на свет, и сходятся на версии, что это была типографская ошибка. Известно, что еще в 1852 году руководство местной почты отказалось от использования одноцентовых марок при доставке газет, а если ее использовали для отправки городских писем, то почему тогда был найден всего один экземпляр? Одно время "Розовую Гвиану" даже считали позднейшей подделкой, изготовленной из четырехцентовой марки того же цвета, но после ряда экспертиз эта версия все же была опровергнута.
Вместе с заказом Далтон прислал и свой собственный проект рисунка, но в типографии решили не возиться, а перенести на марку виньетку в виде трехмачтовой шхуны, которой помечался раздел морской хроники в печатавшейся там же Official Gazette. Под ним поместили девиз колонии: Damus Petimus Que Vicissim ("Даем и надеемся получить"– лат.). Изображение заключено в черный прямоугольник, по сторонам которого сделаны надписи: BRITISH – GUIANA сверху вниз и POSTAGE – ONE CENT слева направо. Марка погашена – то есть проштампована довольно жирным местным почтовым штемпелем.
Крепко обидевшись на такую самодеятельность, Далтон приказал своим подчиненным расписываться на каждой марке во избежание подделок. Отсюда и надпись от руки в левом верхнем углу марки EDW – инициалы сотрудника почты Эдварда Уайта. Остается добавить, что изначально "Гвиана" была привычной нам прямоугольной формы, а вот кто, зачем и с какой целью обрезал ее до восьмиугольника – неизвестно.
"Принцесса филателии"
Новая и новейшая история "Розовой Гвианы" началась в 1873 году, когда 12-летний школьник из Джорджтауна по имени Вернон Воган обнаружил ее, копаясь в письмах своего дяди. Не видя в ней ничего ценного, он продал будущий раритет местному коллекционеру Нейлу Россу Мак-Киннану за несколько шиллингов, что в переводе на современные деньги составит сумму от 0,50 до 2,50 долларов.
В 1878 Мак-Киннан решил распродать свою коллекцию, но насчет "Гвианы" у него были сомнения: что это такое и сколько оно вообще может стоить? Он решил продемонстрировать ее самому известному эксперту того времени – Эдуарду Пембертону, автору "Настольной книги коллекционера марок" и издателю ежемесячного "Филателистического журнала". Пембертон сразу определил марку как уникальную, но отказался покупать ее из-за слишком высокой возможной стоимости. В итоге вся коллекция Мак-Киннона досталась его старому другу Роберту Уайли Хиллу за 110 фунтов стерлингов. В том же году Уайли Хилл перепродал "Гвиану" ливерпульскому торговцу Томасу Ридпату за 120 фунтов.
На рубеже 70-х и 80-х, а по некоторым версиям все же в 90-х годах XIX века марка была в очередной раз перепродана и оказалась в собрании самого известного коллекционера того времени Филиппа фон Феррари. Уже тогда "Гвиана" считалась одной из жемчужин мировой филателии.
"Ежемесячный иллюстрированный журнал Хармсворта" уверял своих читателей, что если кому-нибудь из них посчастливится обнаружить еще одну копию "розового одноцентовика", то за нее легко можно будет получить 1000 фунтов.
Оборотная сторона "Гвианы". Фото: postalmuseum.si.edu
Вся коллекция марок Филиппа фон Феррари по завещанию отошла Берлинскому музею. В начале 1920-х годов она была конфискована Францией в счет репараций по Версальскому договору и распродана с аукционов. В 1922 году "Розовую Гвиану" купил в Париже британский торговец Гриберт за 352 000 франков – на тот момент это была наибольшая цена, уплаченная кем-либо в мире за почтовую марку. На аукционе Гриберт обошел целый табун миллионеров и даже трех королей, среди которых был и Георг V – с тех пор "Гвиана" уникальна еще и тем, что это единственная марка Британии и ее колоний, которой нет в коллекции Елизаветы II.
Гриберт покупал " Розовую Гвиану" не для себя, а действовал как агент промышленного магната из США Артура Хинда. Тот чрезвычайно гордился своим приобретением и регулярно возил марку на международные выставки. Существует легенда, что где-то в это же время случайно была найдена вторая "Гвиана", но Хинд тайно выкупил ее и бросил в огонь со словами "я по-прежнему обладаю единственным экземпляром"
В 1833 году Артур Хинд умер. Согласно его завещанию, всю принадлежавшую ему коллекцию марок следовало распродать с аукциона в пользу наследников. Торги уже начались, но тут вмешалась вдова Хинда, и заявила что продавать "Розовую Гвиану" не позволит, так как муж подарил ей эту марку еще при жизни. Суд встал на сторону вдовы и "Гвиана" исчезла на 7 лет.
В 1940 году бывшая миссис Хинд продала марку за 42 000 долларов неизвестному лицу. "Гвиана" была перевезена в сейф нью-йоркской филателистической фирмы братьев Столовых и пролежала там 29 лет. За это время она пять раз демонстрировалась публике на международных выставках. Имя настоящего владельца раритета стало известно только после его смерти, в 1970 году – им оказался австралийский скотопромышленник Фредерик Смолл.
24 марта того же года "Розовая Гвиана" была выставлена на филателистическом аукционе Роберта Сигела в Нью-Йорке. Там ее за 280 000 долларов приобрел инвестиционный синдикат во главе с Ирвином Вейнбергом. На протяжении всего следующего десятилетия "Гвиана" разъезжала по мировым турне, причем Вейнберг повсюду возил ее лично в портфеле, прикованном наручниками к запястью. В конце концов он, кажется, тихо помешался и стал говорить окружающим что марка "завладела" им.
Ирвин Вейнберг с чемоданчиком. А в чемоданчике – она! Фото: postalmuseum.si.edu
Наконец в 1980 году марка снова очутилась на аукционе Сигела. Там ее купил Джон Э. дю Пон, наследник химической компании, спортсмен и плейбой, выложив за раритет 935 000 долларов. Новый владелец был влюблен в "Принцессу" до такой степени, что по слухам даже спал с ней под подушкой. В 1997 году дю Пон был осужден на 30 лет за убийство олимпийского чемпиона по вольной борьбе Дэйва Шульца. "Гвиана" на долгие годы вернулась в сейф. Наконец, после того как в 2010 году дю Пон умер в тюрьме для душевнобольных, самая ценная в мире марка вновь была выставлена на аукцион. 17 июня 2014 года неизвестный по телефону купил "Принцессу филателии" за 9,5 миллиона, спустя две минуты после объявления о начале торгов.
Свита "Принцессы" – другие редчайшие марки
"Святой Грааль" (Z-Grill)
Фото: arago.si.edu
Американская марка 1868 года голубого цвета с портретом Бенджамина Франклина. Редкость ей придает так называемое вафелирование – технология, разработанная американской почтой для борьбы с ушлыми гражданами, наловчившимися смывать штемпельные чернила и использовать марки по второму разу. При печати в бумагу вдавливалась решетка, разрывавшая волокна. После этой операции поверхность марки впитывала чернила, так что смыть их было уже невозможно. Всего использовалось 11 типов решетчатых прессов обозначавшихся латинскими литерами. Тип Z (11 на 14 мм) относился к категории самых редких, так как употреблялся крайне недолгое время как раз накануне того как от вафелирования решено было отказаться. Всего до наших дней дошли лишь два таких "голубых Франклина", один из которых хранится в Публичной библиотеке Нью-Йорка, а второй сперва был продан с аукциона за 935 000 долларов, а затем обменян на блок из 4-х марок "Перевернутая Дженни", оцененный в 2,37 миллиона долларов.
"Шведский трескиллинг"
Фото: wikimedia.org
В 1855 году Швеция выпустила свои первые почтовые марки. Всего было изготовлено 5 номиналов: по 3,4, 6, 8 и 24 скиллинга за штуку. Трехскиллинговые марки выпускались зеленого цвета, а восьмискиллинговые – желто-оранжевого. По всей видимости, в какой-то момент типографский рабочий поменял печатное клише, но забыл сменить краску – и, вуаля, в продажу ушел лист трехскиллинговых марок желтого цвета. Со временем осталась лишь одна такая марка, последняя известная аукционная цена которой составила 2 300 000 долларов. Нормальный трескиллинг стоит, кстати, тоже не копейки – 1800 долларов.
"Сицилийская ошибка цвета"
Фото: marochka.info
Относится к первой и последней серии марок Сициллийского королевства, выпущенной в 1859 году. А в следующем году всю серию изъяли и уничтожили в связи с ликвидацией самого королевства и образованием государства Италия. Марка самого маленького номинала выпускалась в желтом цвете, но один лист почему-то напечатали синим. Сохранилась только одна "Сициллийская ошибка". Недавно, в 2011 году, она была продана с аукциона за 1,86 миллиона евро.
"Маврикий" – голубой и розовый
Фото: wikimedia.org
До открытия "Розовой Гвианы" именно "Голубой Маврикий" считался самой ценной почтовой маркой в мире. Вместе со своим "розовым", а вернее оранжевым собратом был пущен в оборот в первом выпуске почтовых марок острова Маврикий в 1847 году. На сегодняшний момент в мире осталось всего 12 "Голубых Маврикиев": 6 чистых и 6 гашеных. Негашеный экземпляр в последний раз был продан с аукциона за 1,15 миллионов долларов, так что теперь все они находятся в Маврикийским музее почтовых марок и больше на торги выставляться не будут. Гашеный экземпляр стоит примерно вдвое дешевле и встречается у частных коллекционеров.
"Розовый Маврикий" без гашения встречается еще реже: известно лишь о двух чистых марках и 12 проштампованных. Последняя аукционная цена – 1,07 миллиона долларов.
"Вся страна-красная" ("Красный Китай")
Фото: stamp-up.ru
Китайская марка 1968 года, выпущенная всего в 8 экземплярах. В напечатанном внизу девизе была допущена ошибка, из-за которой надпись переводится на русский как "Да здравствует полная Победы в Великой культурной революции!". Потом решили сделать акцент на изображенном на карте страны лозунге "Весь Китай – красный!" и заново выпустили марку теперь уже не в горизонтальном, а в вертикальном формате. При этом лозунг снова напечатали с ошибкой, так что новую марку тоже пришлось изъять и заменить на другую с изображениями Мао Цзэдуна и Линь Бяо. Невыпущенные варианты "Красного Китая" коллекционеры на своем жаргоне называют "Большая "Вся страна-красная" и "Маленькая "Вся-страна красная". "Большая" считается самой дорогой маркой за всю историю филателии Поднебесной. Недавно один экземпляр был продан с аукциона за 7,3 миллиона юаней, или 1,15 миллиона долларов.
"Перевернутая Дженни"
Фото: U. S. Postal Service
Марка авиапочты США 1918 года с изображением самолета Curtiss JH-4. По той же причине что и с трескиллингом, то есть из-за типографской ошибки, на нескольких листах самолет получился "вверх ногами". Почти вся бракованная партия тут же была уничтожена, кроме одного листа, который все-таки ушел в продажу, а впоследствии был порезан на отдельные марки и блоки по 4 штуки. Итог: за одну "Перевернутую Дженни" сегодня дают 935 000 долларов, а блок в 2005 году был продан за 2 970 000, после чего новый владелец обменял его на "Святой Грааль".
"Тифлисская уника"
Фото: wikimedia.org
Самая первая почтовая марка Российской империи была выпущена вовсе не в Петербурге, а для нужд городской почты Тифлиса и Коджори. Еще до Первой мировой войны было известно всего о трех негашеных экземплярах этой марки и все они находились в коллекции Фаберже. Затем был найден еще один – в американском Национальном почтовом музее. В 2008 году одна "Тифлисская уника" ушла с аукциона за 480 тысяч евро, или 763 600 долларов.