Новости

Новости

06 февраля 2017, 18:40

Культура

Неоконченная повесть: три роли Георгия Тараторкина в экранизациях классики

Народный артист РСФСР Георгий Тараторкин скончался 4 февраля. Большая часть жизни актера была связана с театром Моссовета, в котором Тараторкин служил с 1974 года. Широкой публике он был известен как актер кино – Георгий Георгиевич создал на экране более четырех десятков образов. Первую известность ему принесла роль Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании" Льва Кулиджанова. Сегодня, в день прощания с актером, m24.ru вспоминает три роли Георгия Тараторкина в экранизациях русской классики.

Нечеловеческий Раскольников

"Преступление и наказание", реж. Лев Кулиджанов (1969)

Кадр из фильма

Глубокие тени на лице, гулкое эхо петербургских парадных, пугающая тишина бедной комнатки и ощущение полной обреченности. "Преступление и наказание" Достоевского в трактовке Льва Кулиджанова – настоящий фильм-нуар, главный герой которого и не надеется избежать страшной развязки. Режиссер, в 1960-х быстро перековавшийся из авторов советской "новой волны" в партийные функционеры (Кулиджанов руководил Союзом кинематографистов с 1965 по 1986 год), легко и изящно ставит шах и мат теории Раскольникова о "твари дрожащей" и "право имеющем" – в Советском союзе все равны.

23-летний Георгий Тараторкин сыграл идеального Раскольникова – почти бесплотного, человека из мира теней, отрешившегося от жизни. Камера любуется его нечеловечески красивым лицом, пытаясь уловить на крупных планах его взгляд – ускользающий, направленный куда-то в глубину, за объектив.

Сдержанный Чарский

"Маленькие трагедии", реж. Михаил Швейцер (1979)

Кадр из фильма

Трехсерийный фильм "Маленькие трагедии" Михаил Швейцер, ученик Эйзенштейна и признанный мастер экранизации классики, снял к 150-летию "Болдинской осени" (1830). В фильм вошло несколько произведений, написанных Пушкиным в этот период, объединенных неоконченной повестью "Египетские ночи".

Поэт-неудачник Чарский, пишущий с трудом и страшно стесняющийся своей тяги к сочинительству, встречает неаполитанского художника, поэта-импровизатора, который пишет стихи легко и буквально говорит поэзией. Сюжеты "Моцарта и Сальери", "Гробовщика", "Скупого рыцаря", "Каменного гостя" становятся образами, которые приходят к Чарскому, слушающему вдохновенного неаполитанца. Чарского сыграл Георгий Тараторкин. Прямая спина, бледное лицо, холодный взгляд – так мог бы выглядеть Сальери, глядящий на Моцарта за клавиром.

Благородный Каренин

Фильм-спектакль театра Моссовета "Живой труп", реж. Борис Щедрин и Надежда Марусалова (1987)

Кадр из фильма

Премьера спектакля "Живой труп" по одноименной пьесе Льва Толстого состоялась на сцене театра Моссовета в 1981 году. Телевизионная версия постановки вышла на экраны спустя шесть лет. Главный герой, Федор Протасов, отрешается от жизни в мире, полном "гнусностей", оставляет жену и заводит роман с певицей из цыганского хора. Супруга Протасова, думая, что овдовела, выходит замуж за своего давнего поклонника Каренина. Тем временем возвращается Протасов – и его жену обвиняют в двоемужестве.

Борис Щедрин и Надежда Марусалова решают главный конфликт пьесы в духе господствовавшей идеологии: Протасов – индивидуалист и "лишний человек", который должен уйти, а Каренин Георгия Тараторкина – не роковой соблазнитель, воспользовавшийся ситуацией, а полный достоинства мужчина, любящий и честный.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика