6 февраля в Москве открывается фестиваль "Золотая маска". В конкурсной программе – 66 спектаклей из 22 городов России. Правда, билеты на топовые постановки уже не купить: места распроданы за два месяца.
Тем не менее в интернете сотни объявлений с предложениями "купить билеты на "Золотую маску". Организаторы предупреждают – это перекупщики и, чтобы не нарваться на мошенников, билеты рекомендуют приобретать на официальном сайте или в кассе на Большой Дмитровке. Корреспондент телеканала Москва 24 выяснил, сколько стоит поход на фестиваль.
Чтобы сходить с семьей на несколько известных постановок, среднестатистическому москвичу пришлось бы отдать круглую сумму – место в партере обойдется больше чем в 10 тысяч рублей.
Так, билеты на пермскую "Золушку" в официальных кассах достигали стоимости 18 тысяч рублей. И, несмотря на это, их разобрали – ажиотаж был грандиозный: во-первых, из-за уникальной возможности увидеть прославленного дирижера Теодора Курентзиса, во-вторых, из-за самой постановки (ведь балет сильно отличается от истории с потерянной туфелькой) и, наконец, не менее важное – спектакль почти за два месяца фестиваля покажут лишь один раз – 6 февраля. Все эти факторы напрямую влияют на ценообразование.
"В родных театрах совершенно другие цены, в Москве – совершенно другие. Это рынок. Мы не можем продавать по 2 тысячи рублей, потому что перекупщики будут продавать по 25 тысяч, и мы не хотим дать перекупщикам на этом зарабатывать", – объяснила корреспонденту телеканала Москва 24 гендиректор национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" Мария Ревякина.
Чтобы перекупщики не смогли скупить все билеты, в театрах работает строгое правило – только по два билета в одни руки. При этом в интернете много объявлений с эмблемой "Золотой маски" (к слову, на некоторые спектакли билеты продают практически без накрутки, например, на питерского "Губернатора").
Официально билеты можно купить на сайте фестиваля и в кассе на Большой Дмитровке. Дешевые билеты все еще есть, например, на спектакль новичка фестиваля, театра из Лесосибирска, можно попасть за 500 рублей.
Кстати, на "Золотой маске" можно будет побывать, не потратив на билеты ни копейки. Достаточно с 9 по 18 февраля прийти в Камергерский переулок, на площадь Революции или улицу Профсоюзную. На этих площадках сразу несколько театральных коллективов всю Масленичную неделю будут давать бесплатные представления.
Как работает театральная мафия
Редакция портала Москва 24 уже выясняла, кто такие перекупщики и как с ними бороться.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Интернет-кассы заманивают зрителей призывами "купить билеты", "билеты на премьеру, недорого", "купить-купить-купить". Если чувствуется спрос, цены поднимают в два, а то и в три раза. Как сильно вырастет цена, зависит от популярности спектакля и режиссера.
Так, в Санкт-Петербурге на ежегодный международный фестиваль балета DANCE OPEN в прошлом году перекупщики устанавливали просто космические цены, рассказывала специалист по связям с общественностью дирекции театрально-зрелищных касс Надежда Кокорева. "Например, билет стоил 5 тысяч рублей. А они его продавали за 50 тысяч", – пояснила она.
Как правило, никаких чеков и официальных документов перекупщики не предоставляют. Да и кто об этом будет задумываться, когда в руках окажется заветный билет.
"Но так работают не только подозрительные продавцы около театров. Незаконные продажи осуществляются и через красочные сайты. Зритель ведь особо не задумывается, официальный это ресурс или нет. Сайт у организации есть? Есть. Билет продали? Продали. Ну а что дальше – неважно", – отметила Кокорева.
Генеральный директор Московской дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс (МДТЗК) Виталий Виноградов добавил, что они работают со многими театрами. "У нас есть такое общее поле, некий электронный шлюз с билетной системой: те билеты, которые доступны на сайте театра, доступны и у нас. И продаем мы их по номинальной цене. В некоторый случаях берем сервисный сбор", – сказал он.
Фото: ТАСС/Станислав Красильников
По его словам, на "дефицитные" спектакли большая часть билетов ни в кассы, ни на официальные сайты не попадает. Просто потому, что перекупщики в этом бизнесе не первый день, а схемы выкупа давно отработаны.
"Кроме того, они выкупают самые лучшие места – это обычно партер. И серьезного контроля за этим нет. Самая резонансная история была и остается вокруг Большого театра. "Лебединое озеро", "Щелкунчик" – на эти спектакли билеты всегда скуплены. На сайте они держатся буквально несколько секунд. Правда, Большой уже начинал бороться с перекупщиками и вводить систему браслетов. Но и здесь спекулянты находили свои лазейки", – пояснил эксперт.
В качестве средства борьбы с перекупщиками Виноградов предлагает повышать цены.
"В кассах и на официальных сайтах билетов на такие постановки практически не остается. Перекупщики действуют быстро. Поэтому, если человек может позволить себе билет за 20 тысяч рублей, пусть лучше он приобретет его в театре, чем у спекулянта. Например, Театр наций начал действовать по такому принципу", – отметил он.
По его словам, ловить перекупщиков за руки бесполезно. "Деятельность перекупщиков, естественно, незаконна. Но если вы их заметите около кассы, ничего не сможете сделать. Разве что закричать: "Здесь происходит преступление!" Но доказать это сложно. Просто пока что перепродажа билетов – это не запрещенная деятельность. Во всяком случае пока это законно. Это отдельный бизнес, на котором некоторые неплохо наживаются", – сказал Виноградов.
Контролируют прибыль от продажи билетов и экономику театров специальные службы, добавил он. Все зависит от того, в чьем ведомстве находится учреждение: Министерства культуры РФ или департамента культуры Москвы.
По мнению же адвоката и главы компании "Защита" Романа Лалаяна, проблему с перекупщиками все же можно решить путем введения системы именных билетов.
"Например, чтобы купить билет в миланский оперный театр Ла Скала, нужно предъявить паспорт. И билет вам выдают именной. В европейской практике этот вопрос давно решен – и нашим театрам стоит задуматься. Если они хотят легально продавать билеты и не заниматься безумной перекачкой денег из одних рук в другие, нужно просто ввести систему идентификации", – заключил адвокат.