Фото: ТАСС/Александр Чумичев
6 сентября в Большом зале консерватории состоится концерт памяти Евгения Светланова. На сцене – Госоркестр, получивший в 2005 году его имя.
Талант Евгения Светланова был поистине многогранен. Его помнят как выдающегося дирижера, чьи исполнения давно вошли в число эталонных. Другие же сферы музыкальной деятельности, значившие для Светланова не меньше, чем выступления с оркестром, оказались в тени. М24.ru сегодня напоминает о них.
Светланов – дирижер
Светланов оставил после себя беспрецедентную по масштабам антологию русской классической музыки (запись осуществляла фирма "Мелодия"), регулярно включал в программы концертов сочинения советских композиторов (как отметил однажды Родион Щедрин, "не по обязанности, но по потребности"). С его именем связана целая россыпь премьер произведений его современников: Третий фортепианный концерт Щедрина, Второй – Эшпая, Второй фортепианный и Второй скрипичный концерты Хренникова, "Поэма памяти Сергея Есенина" Свиридова, многие произведения Хачатуряна, Мясковского, Шебалина. Актуальная музыка для него, впрочем, не имела географических рамок. Светланов был первым дирижером в советской России, кто исполнил симфонию "Турангалила" Мессиана, ораторию "Жанна д'Арк на костре" Оннегера, кантату "Уцелевший из Варшавы" Шёнберга.
Музыканты Госоркестра, который он возглавил в 1965 году, восторженно отзывались об опыте работы со Светлановым. Каждый считал, что маэстро дирижирует персонально ему, и в этом черпали вдохновение на концертах.
"Ни один оркестр не воплотит с точностью до "миллиметра" все, что хочет дирижер, – говорил Светланов. – Каждый из музыкантов, сидящих за пультом, слышит исполняемое произведение по-своему, окрашивая его в цвета своей индивидуальности. Пусть не все произведение, пусть только свою партию, – это уже немало. Так что какую-то коррекцию в планы дирижера оркестр все-таки вносит. Но не принципиальную, разумеется. Лучше всего, когда оркестранты, не нарушая общего замысла, обогащают его какими-то новыми нюансами, красками. Но это возможно лишь имея дело с коллективом действительно высокого класса".
Фото: wikimedia.org
Светланов – композитор
В разные периоды Светланов менял расстановку акцентов в своей музыкантской карьере. "Я не считаю дирижирование своей основной профессией. Таковой для меня является сочинение музыки". Эту фразу цитируют многие биографические труды. Но известны и другие слова маэстро, более взвешенные: "В моей жизни дирижерская и композиторская деятельность занимают, пожалуй, равновеликое место".
Фридерик Шопен как-то изрек: "Счастлив тот, кто может быть композитором и исполнителем одновременно". Густав Малер, Леонард Бернстайн, Пьер Булез имели возможность выступать с оркестрами и посвящать время сочинению музыки. Светланов также выходил к слушателям с собственными произведениями, которые в настоящее время практически не попадают на афиши столичных залов (симфоническая поэма "Калина красная", Поэма памяти Давида Ойстраха, Русские вариации для арфы и струнного оркестра, духовой квинтет "Деревенские сутки", Концерт для фортепиано с оркестром). Современники отзывались о Светланове-композиторе как о продолжателе традиций Николая Мясковского. "Каждое его сочинение полно открытости чувства, непосредственности эмоционального высказывания, отмечено мелодической щедростью, напевной широтой", – писал Родион Щедрин.
Светланов – пианист
Евгений Федорович начинал свой путь в музыке как пианист. Коллеги сокрушались по поводу его редких появлений на публике в этом качестве, при этом многие отмечали, что исполнительский стиль Светланова-дирижера и Светланова-пианиста имеет много общих точек пересечения: умение проникать в самую суть композиторского замысла, различать и передавать мельчайшие нюансы, темперамент.
Среди незыблемых кумиров Светланова – Рахманинов. Всю свою жизнь дирижер оставался ярым пропагандистом его наследия. Заняв пост руководителя Госоркестра, первым делом Светланов дал цикл концертов, ядром которых была симфоническая музыка Рахманинова. В последствии музыкант записал множество произведений, в том числе фортепианных.
Просветительская деятельность Светланова связана в том числе с творчеством Николая Метнера, не только исполняя его музыку, но и публикуя статьи. Дирижер в любой из своих ипостасей не отходил от принципа – открывать незаслуженно забытые имена.