Новости

Новости

08 июля 2016, 15:01

Культура

Памяти гения: появится ли в Москве музей Андрея Тарковского

Фото: Олимпия Орлова

В фойе Электротеатра Станиславский в рамках художественного проекта "Предвидение", инициаторами которого выступили Вячеслав Шмыров, Татьяны Иенсен, Зоя Кошелева, состоялась дискуссия, где обсуждалась проблема создания музея Андрея и Арсения Тарковских в Москве.

Замысел и исполнение

В двухэтажном доме в Первом Щипковском переулке Андрей Тарковский провел тридцать лет, большую часть своей жизни – с 1934 по 1962 годы. История вопроса о создании музея уходит корнями во времена перестройки: впервые идея была высказана в 1988 году, когда проект поддержали Ролан Быков, Олег Янковский и другие деятели театра и кино, однако финансовой поддержки не последовало. Шли годы, изменились политические и экономические реалии. Здание, изначально частично возведенное из деревянных бревен, перенесло несколько пожаров. В 1998 году оно уже было непригодно для использования из-за аварийного состояния. В 2004 году остатки дома разобрали вопреки желанию семьи Тарковских и многих представителей культурной сферы. Через три года сразу после масштабных торжеств, приуроченных к 75-летию со дня рождения Андрея Тарковского, было принято постановление, согласно которому родовое гнездо семьи Андрея Арсеньевича подлежит восстановлению, но сдвинуть все с мертвой точки помешала первая волна экономического кризиса. Осенью 2011 года столичные власти впервые заговорили о перспективе создания на базе дома Тарковских культурного центра, который бы числился в подчинении города как бюджетное учреждение культуры. В 2015 году власти города объявили о согласовании проектной документации: сообщалось, что в стенах будущего центра заработает мемориальная квартира А.А. Тарковского, музейный отдел, а также кинозал с самой современной технической начинкой.

Главным поводом для нынешней встречи в стенах Электротеатра послужил тот факт, что несмотря на готовый проект создания центра, в Первом Щипковском так и не начались строительные работы. На котловане то и дело проводит инсталляции анонимный уличный художник Zoom, пытаясь привлечь внимание к существующей проблеме. Как отметил один из спикеров, мероприятие походило, скорее, на митинг: все выступающие и сочувствующие были солидарны в своем мнении.

Взгляды

Кинорежиссер Андрей Звягинцев появился перед собравшимися на костылях. В поездке по Швеции он порвал мышцу. Его визит в Скандинавию тоже имел непосредственное отношение к Тарковскому: на острове Готланд в Балтийском море, где в 1986 году проходили съемки фильма "Жертвоприношения", Звягинцев и фотожурналист Виктория Ивлева посадили в память о мастере магнолию.

"Я здесь ради того, чтобы вложить хоть малую толику своего эмоционального отношения к проблеме".

"Меня удивило, что это серьезное мероприятие оказалось частной инициативой, оно не было придумано на уровне двух государств. Я был уверен, что там появятся представители посольств, но оказалось, что мы были одни с журналистами. Это событие частного характера. Только на следующий день после того, как мы с оператором Михаилом Кричманом и ассистентом Тарковского Марией Чугуновой посадили дерево, осознали масштаб события. На острове Готланд теперь растет магнолия в память о великом режиссере всего мирового кино. В случившемся меня поразило осознание того, что ничего не работает без твоего личного усилия, усердия. Теперь дело за Москвой. Здесь пока нет места, чтобы вспомнить о том, что эта земля породила гения. Культура – то, что возделывается, а возделывать могут те, кто обладает ресурсами. Мы не помним тех, на ком стоит наша культура, наше самосознание. Со своей стороны я готов всячески содействовать появлению музея Тарковского. Я здесь ради того, чтобы вложить хоть малую толику своего эмоционального отношения к проблеме. Нужно, чтобы, наконец, по воде пошли круги, и нас услышали".

Фото: Олимпия Орлова

Лариса Солоницына, директор Музея кино, дочь Анатолия Солоницына, любимого актера Тарковского, напомнила собравшимся о том, что существуют различные варианты административного подчинения будущего культурного центра.

"Музей кино готов участвовать в этом активным образом".

"Строить музей сложно вне зависимости от того, государственный он или частный. Несмотря на разные юрисдикции, я подала в Минкульт РФ на имя Владимира Мединского проект перспективного развития Музея кино, в котором предлагала создать единый кластер, который бы состоял из Музея кино, Фонда Эйзенштейна на Смоленке, Библиотеки киноискусства Эйзенштейна, Культурного центра на Щипке и "Кругорамы" на ВДНХ. Квартиру на Смоленке нам передали, мы провели сверку экспонатов. "Кругорама" теперь в ведении ВДНХ, они, к счастью, собираются ее восстанавливать. Ответа по поводу дома Тарковских нет. Очевидно, трудно переводить собственность из муниципальной в федеральную. Если по каким-то причинам город не сможет участвовать в этом проекте, мы готовы на федеральном уровне взять будущий музей под свое крыло. Это возможно, и мне известны механизмы привлечения средств. Музей кино готов участвовать в этом активным образом. Еще одна сложность заключается в разобщенности коллекции – ее части находятся у разных людей, в разных странах".

Ведущий дискуссии, директор Фонда "Два Андрея", инициатор музейного проекта Вячеслав Шмыров отметил, что коллекции Тарковских соединить воедино вряд ли получится когда-либо. "Это обусловлено самой сложностью существовании семьи Тарковских, но говоря о московских ресурсах, то это кажется вполне осуществимой задачей. Мы подготовили к регистрации всю коллекцию. Есть письма потенциальных дарителей".

Первая супруга Андрея Тарковского Ирма Тарковская-Рауш (снималась в "Ивановом детстве", "Андрее Рублеве") принимает активное участие в продвижении идеи музея, несмотря на уединенный образ жизни. В Электротеатр она приехала специально, чтобы высказаться в поддержку проекта.

"Андрей Тарковский – отдельно сотворенный".

"Для современных людей Культурный центр Тарковских необходим. Я как-то сказала, что Андрей Тарковский – отдельно сотворенный. Эти слова можно отнести и ко всей семье – к замечательному Арсению Александровичу, Марии Ивановне Тарковской. Редко, когда дети в своих воспоминаниях пишут: "Я обязан своей матери всему, что умею". Эти слова принадлежат Андрею Тарковскому... Когда мне в очередной раз говорят, что ситуация с музеем затягивается, у меня это вызывает изумление. Он необходим современникам и особенно молодежи".

Фото: Олимпия Орлова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика