Участник театра "Квартет И" Камиль Ларин и лидер группы "Несчастный случай" Алексей Кортнев 19 ноября отметят свои юбилеи совместным концертом "2 по 50". Накануне праздника журналист m24.ru Ольга Косолапова встретилась с одним из артистов и узнала, как он выбирает гостей, что называет кризисом среднего возраста и почему не обижается на то, что "Квартету И" не дают "Золотую Маску".
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Камиль, совсем скоро вы отметите 50-летие, а 19 ноября вместе с Алексеем Кортневым, которому тоже в этом году 50, выйдете на сцену "Крокуса". Почему персональный праздник решили отмечать дуэтом? Как родилась эта идея?
– Во-первых, мы изначально сомневались, сможет ли каждый из нас по отдельности собрать огромный "Крокус" и решили, что вдвоем это гораздо легче осуществить. Мы пригласили авторов, которые написали сценарий, режиссера, и опять же убедились, что вдвоем будет повеселее. Во-вторых, мы экономим средства наших гостей: так бы им пришлось идти и к Леше, и ко мне, а теперь можно совместить. К тому же у нас много общих друзей, составляем списки, приглашаем.
– Прямо как к свадьбе готовитесь.
– Именно. У Леши свои списки, у меня свои, сверяем, считаем. Есть, конечно, ограничение по числу человек, но, думаю, найдем места для всех, кто захочет прийти. Работа идет бурная, и я надеюсь, будет интересно. Мы готовим шоу, хотя термины "концерт", "капустник" тоже уместны, записываем скайп-историю, как я с Лешей разговариваю.
– Современный телемост?
– Да. А потом гости нас поздравят, выступим вместе, споем, почитаем. Раскрою один секрет: соберутся 50 или даже 100 бардов и споют Лешину "Снежинку".
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Несчастный Случай
– На рекламном плакате вы держите бокалы с диаметрально разными напитками: у Алексея виски, а у вас молоко...
– Знаете, я пару лет назад перестал употреблять алкогольные напитки. Но так как мы назвали программу "Два по 50", то первые ассоциации у людей, скорее, не с возрастом, а с выпивкой, что уж тут обманывать. Мы подчеркнули: два по 50 могут быть разными даже у барной стойки. Я еще придумал лозунг для гостей: "Приходи – третьим будешь!" По-моему, неплохо. Так что ждем наших зрителей. И заодно проверим, жива ли народная любовь и насколько велика. Друзья ведь проверяются в радости: тебе хорошо – и я хочу быть с тобой вместе на этом празднике.
– Ваш юбилей, практически с разницей в месяц, совпал с премьерой спектакля "...в Бореньке чего-то нет". И если максимально кратко сформулировать, о чем он, то это вновь кризис среднего возраста, о котором вы начали вести речь еще в "Разговорах мужчин о...", а им уже почти 10 лет. Кризис сегодняшний и кризис с историей давности для вас разные по мироощущению? Насколько эта боль заглушается или, наоборот, оголяется?
– Ровно на прошлом спектакле Леша Барац перед началом спросил меня: "Интересно, сколько мы еще будем играть "Разговоры мужчин"? Как долго они будут актуальны?" Причем постановка идет замечательно, с аншлагами, нам хочется ее играть, нравится. Ответил Леше: "Я тебе скажу". Потому что я на 5 лет их старше.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Почувствуете?
– Конечно. Почувствую и предупрежу: "Что-то здесь не то, штанишки стали малы, тесноваты". Но пока нормально.
Я пережил очень острый момент, с которым ничего нельзя было поделать. Помню, как подошел к Леше Кортневу несколько лет назад и сказал: "Что происходит, не пойму. Декабрь, работа есть, все хорошо, в семье замечательно, а внутри какая-то…" Он ответил: "О-о-о, поздравляю, старичок! Это тот самый кризис". – "А чего с ним делать?" – "Ничего не сделаешь. Это химический процесс, который должен просто перебродить". Надеюсь, уже перебродил и поутих. Но сказать, что полностью ушел, не могу, потому что, как говорится, "не поминай всуе".
Посмотрим, как долго будет злободневен спектакль. Думаю, когда нам исполнится по 60, то можно и снять из репертуара. К нам приходили 55-летние зрители, и их уже не задевало творящееся на сцене: "неинтересно, мы это видели, знаем, прошли". То же самое, если меня заставить смотреть "Тимура и его команду". А вот наша премьера "…в Бореньке чего-то нет" – нечто новое, спектакль, совершенно не похожий на остальные квартетовские работы.
Мы пробовали ставить серьезные вещи, будучи студентами, а все равно получалась комедия.
– "Боренька" – спектакль про средних людей, которые по-разному, кто как сумел, приспособились к жизни. Чем вам интересны люди, в которых "чего-то нет", ведь вас самих – популярных и состоявшихся – средними назвать никак нельзя.
– Да, но мы не Роберты де Ниро и даже не Безруковы по популярности. Не далее как несколько недель назад я, Александр Демидов и Сергей Безруков летели из Алма-Аты и, уже приземлившись в "Шереметьево", проходили через VIP-контроль. Подбежала женщина и, показывая на Безрукова, воскликнула: "Ой, позвольте великим вперед пройти?" Спросил: "А просто талантливым артистам как быть?" – "Да, да, конечно, и вы".
Мы не средние, но проблема такая в обществе есть. Допустим, в фильме "О чем еще говорят мужчины" звучит мой монолог про среднего человека, как он 10 лет назад продавал компьютеры, да и сейчас по большому счету ничего не переменилось. Достиг среднего уровня – и, в общем, все. Потолок. Одни страдают, другие смиряются. Эта тема не дает нам покоя, поэтому она четко прописана в спектакле: везде и всегда много средних людей. Может быть, они не могут прыгнуть дальше, но переживают, волнуются, что само по себе хорошо. Значит, у человека есть некая неуспокоенность. Помните, как в "Пролетая над гнездом кукушки": "По крайней мере, я попробовал это сделать!"
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Галина Шелех
– В "Бореньке" есть сюжетная линия экзальтированной журналистки, которую играет Ирина Гринева. История взбудоражила журналистский мир, кого-то даже возмутила: неужели артисты нас представляют такими – сумасбродными, наглыми, эпатажными? Насколько реален этот образ?
– Безусловно, никакой конкретики нет и быть не может. Все наши герои собирательны. На меня тоже должны обидеться многие артисты, хотя я ни с кого свой персонаж не списывал – только обобщил черты тех, кто называет себя "звездами". Вот я люблю имбирь, а его нет на съемочной площадке – как так? Я звезда, а имбиря не подано?! Сплошь и рядом такое поведение.
Если говорить об Ире Гриневой, то она абсолютно точно характер изобрела сама, потому что Гринева – это отдельная планета. У нее моноспектакль в спектакле. Она прекрасна, самобытна, узнаваема, и ее героиня – это воплощение актерских фантазий.
– Вы почти 25 лет работаете вчетвером в одной связке, но профессия артиста априори сольная. Не возникает желания спеть свою партию, уйти в одиночное плавание?
– У нас Саша Демидов время от времени куда-то уходит – возвращаем. У него есть группа, он записал несколько дисков, музыка – это его отдушина. Все, что он недополучает в театре, берет на сольных концертах. У меня другое увлечение – я издаю собственную книгу стихов: туда войдет лучшее, что написал с 15 лет и по сей день. Стихи совсем разные: и молодые-зеленые, где рифма скачет, и зрелые, и смешные, и романтические.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Кто ваши ориентиры в поэзии?
– Пушкина называют все, тем не менее чуть не первое стихотворение я написал 14-строфной строкой, как в "Евгении Онегине". А так среди высот и Бродский, и Есенин, и Пастернак, и Самойлов. Есть стихотворение "К Ахмадулиной", хотя меня сложно назвать поклонником ее поэзии. Но как-то за границей услышал авторское исполнение, и оно совпало с моим настроением, временем, атмосферой – и написал под вдохновением. Из нынешних поэтов Дмитрий Быков хорош, Андрей Орлов – они своеобразные, я их уважаю за умение обращаться со слогом и мыслью.
– "Квартет И" любит публика. У вас всегда полные залы. Вы ездите с гастролями по стране. Но назвать вас частью театральной тусовки по-прежнему нельзя. Вас не принимают или вам нравится автономность и независимость?
– Пожалуй, я бы переадресовал вопрос к тусовке и критикам. У нас даже шутка была в спектакле: если приезжают в Москву родственники, куда их повести? Конечно, на "Квартет И" – на "День радио", "День выборов", "Разговоры". Но если речь заходит о премиях и номинациях, то критики морщатся: это не театр. В театре должно быть "у-у-у, о-о-о, чтобы все как-то так… а у них... шутки, смешно". Удивительная вещь, конечно, и мы первое время рефлексировали, а потом плюнули: к нам приходят люди, полные залы. Есть КВН, есть театры, а есть "Квартет", как в анекдоте: плохие дети, хорошие дети и Вовочка. Так что абсолютно нормально.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Вас это не обижает?
– Нет, мы называемся театром. Собственно, чего переживать? Нас приглашают, понимают наше остроумие, и это главное. Мы пробовали ставить серьезные вещи, будучи студентами, а все равно получалась комедия. Взрослеем, пишем умное, философское, но все тем же языком юмора, потому что знаем его. Нас такая расстановка сил вполне устраивает. Впрочем, может, произойти, как у Булгакова: "Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут". Мы не ходим и не просим, не подаем заявки – этим же надо заниматься, писать, звонить. Нас и в кино-то на сторону практически не приглашают. "Квартет"? Ну нет, они снимают свои фильмы, их четверо, а роль одна, как их позвать?" А мы, кстати, к приглашениям открыты.
– "Бореньку" снимать не собираетесь?
– Нет, мы его только поставили. Еще лет 15 поиграем, а потом уж снимем. Я шучу. Будем снимать третью часть "Разговоров". Нам есть о чем сказать, появились новые темы, да и предыдущие серии шли хорошо. Надеемся, не скажут, что ребята встали на поток, исписались. И первая часть, и вторая различны, но обе интересные, смешные и поучительные – грех это не использовать. Пусть и третья получится не менее яркой: мы всегда создаем качественный продукт, а не абы что.
Фотогалерея
Время: 19 ноября, 19:00