Новости

Новости

10 ноября 2017, 00:00

Культура

На органе можно исполнять даже диско – органисты МакВинни и М Сингер

Гостями 14-го концерта фестиваля новой музыки Sound Up в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии станут известный органист Джеймс МакВинни из Вестминстерского аббатства в Лондоне и Клэр М Сингер, куратор британского фестиваля современной органной музыки Organ Reframed. Специально для портала Москва 24 музыканты рассказали о том, как им удалось сделать модной музыку Иоганна Себастьяна Баха.

Фото: Magnus Andersen

– Орган – старинный инструмент, который ассоциируется прежде всего с духовной музыкой. Однако вы используете его для исполнения современной. За счет чего вы осовремениваете его? Существуют ли какие-то специальные приемы, какая-то современная техника игры?

– Джеймс: Я не говорю, что вы ошибаетесь, однако лично я не считаю орган каким-то устаревшим инструментом. Он всегда был актуален и доступен для композиторов и исполнителей вопреки тому, что многие действительно думают, что это что-то очень древнее. Орган всегда был инструментом, который вдохновлял многих композиторов начиная с XV века, когда он появился, и позже, особенно в XVI и XVII веках. Я имею в виду, что это инструмент, открывающий невероятные возможности перед каждым из композиторов. У него колоссальная палитра звуков: для исполнителя играть на органе – это все равно, что дирижировать оркестром. И, несмотря на то что орган обладает большим классическим наследием, он всегда может звучать актуально.

Фото: Emma Stell

– Клэр: Надо отметить, что и сегодня много музыки пишется специально для органа.

– Джеймс: Вообще, Клэр нужно сказать спасибо за возрождение интереса к органной музыке. Два года назад она организовала первый фестиваль органной музыки в Лондоне, предложив композиторам "неорганной" и даже не неоклассическим композиторам написать что-нибудь для этого инструмента. Это было очень необычно.

– Клэр: Вообще, Organ Reframed начался с того, что я сама как органный композитор поняла, что современной музыки для этого инструмента практически не существует. Ее очень мало. И мне очень захотелось, чтобы люди поняли, насколько удивителен этот инструмент. Проблема заключается в том, что из-за размеров этого инструмента его нельзя услышать, например, на каком-то уличном концерте или играть на нем дома. То есть, чтобы заниматься музыкой, тебе необходим постоянный доступ к месту, где установлен орган, и чаще всего это либо большие кафедральные соборы, либо главные концертные залы. И для меня стало большой неожиданностью, когда такие организации пошли мне навстречу и помогли организовать этот фестиваль. Но я согласна с тем, что на органе можно исполнять любую музыку. Даже диско!

Фото: Daniela Sbrisny

– Но все же, если мы посмотрим на историю этого инструмента, в XV−XVI веках в барочных церквях органная музыка должна была вызвать у человека глубокие религиозные чувства, укрепить его веру в Бога и так далее. Какие чувства должна пробудить современная органная музыка?

– Джеймс: Я думаю, органная музыка так или иначе всегда будет ассоциироваться с церковью, религией вне зависимости от стран и вероисповедания. Знаете, всегда есть что-то волшебное в том, чтобы находиться в таком здании, как церковь, в которой звучит орган. Само здание – это тело инструмента, потому что орган невозможен без акустики, то есть церковь – это его часть, такая же часть, как корпус рояля, например. И барочные архитекторы это знали. Сегодня в Европе, Великобритании мы живем в абсолютно светском обществе, поэтому многие люди уже не воспринимают органную музыку как духовную. И, с другой стороны, когда мы исполняем духовную музыку в концертных залах, она воспринимается совершенно в отрыве от своего оригинального контекста. Я бы сказал, что любая музыка должна восприниматься открытым сознанием, без клише.

– Клэр: Я исполняю только музыку своего сочинения, поэтому, конечно, я не считаю такую музыку как духовную. Однако, конечно, когда я только начала этим заниматься, я была под большим влиянием от классической религиозной органной музыки.

Фото: Magnus Andersen

– Джеймс, вы работаете в Вестминстерском аббатстве. Вы исполняете современную музыку, Филиппа Гласса и Нико Мьюли например? Ваша аудитория готова к такому?

– Джеймс: А вы знаете, я бы вполне мог сказать, что у Филиппа Гласса очень духовная музыка! Да, конечно, я исполняю современные произведения.

– Органы бывают разных типов и размеров. Многие из них обладают большой историей. Расскажите о самых уникальных инструментах, на которых вам доводилось играть.

– Джеймс: Я выступал в Альберт-холле, в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне, в Вестминстере, поэтому мне трудно выбрать. Каждый из этих инструментов уникален по-своему. Однако это не старинные инструменты: все они были восстановлены после Второй мировой войны, так как после бомбежек весь Лондон лежал в руинах, а инструменты сильно пострадали. В то же время в Нидерландах сохранились органы XV и XVI веков.

Фото: Martin Gray

– Джеймс, но ведь вы играли на свадьбе принца Уильяма!

– Джеймс: Ну да... Ничего необычного. Немного волнительно, конечно: в церковь никогда не приходит так много народу, как было на церемонии. Однако это просто была моя работа.

– Кого вы считаете величайшим композитором?

– Джеймс: Бах. Абсолютно однозначно. Его музыка – главный источник вдохновения, и он всегда звучит современно.

– Клэр: Как я сказала, я не исполняю органную музыку других композиторов. Однако если говорить о музыке вообще, то я обожаю Шнитке. Я изучала русскую музыку и считаю его одним из величайших авторов.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика