Главная кинодива сталинских времен Любовь Орлова вызывала обожание зрителей не только благодаря актерскому таланту. Жители молодого СССР устраивали давку в кинотеатрах на показах картин с ее участием еще и потому, что хотели снова увидеть дивную улыбку, золотые волосы и элегантный костюм. Миллионы советских женщин охватил "синдром Орловой" – болезненное стремление добиться сходства с кумиром: они упрашивали парикмахера сделать прическу, как у актрисы, утягивали талию, выщипывали брови в ниточку и долго репетировали перед зеркалом нужный взгляд.
Сегодня, в день рождения Любови Орловой, m24.ru вспоминает ее ключевые образы в кино.
Активная гражданка Таня Морозова
"Светлый путь", реж. Григорий Александров, 1940
Кадр из фильма
Простая деревенская девушка Таня – социалистическая версия Золушки. Скромная, серьезная, трудолюбивая домработница в телогрейке и с двумя тугими косичками каждую свободную минуту стремится провести с пользой – за чтением. Такие качества естественным образом приводят Таню на фабрику, где она становится активным членом Стахановского движения, меняет юбку на удобный комбинезон и обрезает косы.
На бал Золушка тоже отправится – в полупрозрачной батистовой блузке и с укладкой "холодная волна" она будет кружиться в вальсе в блеске хрустальных люстр дворца культуры с Орденом Ленина на груди. И никаких пережитков прошлого в виде крестных фей.
[html][/html]
Видео: YouTUBE/Valer ka
Строгая товарищ Никитина
"Весна", реж. Григорий Александров, 1947
Кадр из фильма
Режиссер Андрей Громов хочет снять фильм об ученых, точнее – о женщине-ученом. Как живут люди науки, он представляет себе слабо, поэтому отправляется на консультацию в Институт Солнца – его сотрудницу Ирину Никитину он видит прототипом главной героини. Никитина встречает легкомысленного киношника холодным блеском круглых очков в стальной оправе и поджатыми губами – отвлекает от работы, да и вообще затея его кажется ей глупой. Громов не сдается – находит артистку Шатрову, как две капли похожую на Никитину (эту роль также исполнила Орлова), но попроще и поженственней. Между тем, женщины знакомятся за его спиной и, как это приятно у близнецов в кино, начинают меняться местами, приводя в восторг и негодование всех окружающих.
[html][/html]
Видео: YouTUBE/Советские комедии. Лучшие отрывки
Счастливая иммигрантка Мэрион Диксон
"Цирк", реж. Григорий Александров, 1936
Кадр из фильма
Родина изгоняет Мэрион Диксон – артистку, в одиночку воспитывающую сына-афроамериканца. Из-за травли расистов она вынуждена покинуть США. В СССР Мэрион приезжает на гастроли с цирковым номером "Полет на Луну" – да так и остается: люди здесь хорошие, открытые и честные, работа есть, и цвет кожи ее сына, как и законность его появления на свет, как выясняется, в Советской России никого не волнует. Поначалу, пока она этого не понимает, ее пытается шантажировать коварный антрепренер Франц фон Кнейшиц, но довольно быстро сознательные товарищи выводят его на чистую воду, а Мэрион находит любовь в лице работника цирка Ивана Мартынова, которого ласково называет Petrovitch.
Советские женщины смотрели "Цирк" по два, три, пять раз – ведь у американской циркачки было столько нарядов, и каждый нужно было рассмотреть. И блестящее трико и крошечную шляпу-котелок на иссиня-черном каре-парике, и дивное длинное шифоновое платье, расписанное цветами в сцене, где мисс Диксон поет песню "Широка страна моя родная" под аккомпанемент своего Петровича, и роскошное меховое манто, и домашний халат из шелка.
[html][/html]
Видео: YouTUBE/Alexey Iorsh
Прекрасная птичница Варвара Комарова
"Русский сувенир", реж. Григорий Александров, 1960
Кадр из фильма
Самолет, наполненный анекдотично типовыми иностранцами, терпит крушение в Сибири. Единственной местной жительнице, находящейся на борту, – Варваре Комаровой, женщине с корзиной живых утят, приходится организовать питание, постой и досуг для гостей страны. Побывав в сибирской тюрьме, превращенной за ненадобностью в музей (злая ирония Александрова), на строительстве Братской ГЭС и на запуске ракеты в космос, они сбрасывают маски скептиков и меняют свои представления об СССР. И о своей новой советской подруге – Варвара Комарова оказывается вовсе не колхозницей, как кажется поначалу, а инженером.
Любовь Орлова в начале фильма предстает перед зрителем простой советской женщиной – пуховая шаль на голове, скромненькое пальто неприметного цвета. Шаль переходит к не готовой к русским холодам итальянской графине, ей же Варвара отдает свои чуни, обувает вместо них заграничные лодочки на каблуке, и тут же становится "мисс Барбарой".
[html][/html]
Видео: YouTUBE/Денис Т.