Новости

Новости

14 февраля 2017, 12:21

Культура

Семь нот любви: топ романтичной классики от музыкантов Симфонического оркестра

Любовь – это музыка. Влюбляешься – и весь мир играет для тебя самую прекрасную симфонию. В День cвятого Валентина музыканты Симфонического оркестра Москвы "Русская филармония" рассказали сетевому изданию m24.ru о классике, ассоциирующейся у них с любовью и полетом души.

Дмитрий Юровский, главный дирижер оркестра "Русская филармония"

Фото предоставлено пресс-службой

Финал оперы "Кавалер Розы", Рихард Штраус

У настоящей любви тысячи разных оттенков. Ей присущи легкая опьяняющая влюбленность, элементы оправданной и неоправданной ревности, немного грусти в связи с возможной болью, всепоглощающая страсть, ощущение бессмертия, родства душ и эгоистическое желание быть и владеть центром Вселенной.

Эти и многие другие краски встречаются в таком огромном количестве музыкальных произведений, что трудно, учитывая разнообразие выбора, остановиться на чем-то одном. Тем более, что эмоции тоже имеют особенность развиваться и меняться с годами.

Я бы выделил произведение, в котором, на мой взгляд, Любовь представлена с заглавной буквы. Это финальная сцена из оперы Рихарда Штрауса "Кавалер Роз". Количество эмоциональных состояний, переживаний и всеобъемлющей красоты этого музыкального материала просто поражают. Три женских голоса, существующих параллельно и одновременно в одном, двух, трех и многих других измерениях, заставляют трепетать даже самое равнодушное сердце.

[html][/html]
Видео: YouTube/Opera Buff

Удивительно, что слушая эту оперу множество раз и часто исполняя ее, я так и не могу по-настоящему ухватить момент, когда один голос переливается в другой, другой в третий, а третий в первый. Таким образом, создается гармония, которая даже в моменты грусти не перестает радовать ощущением утешения и надежды.

Александр Забабуркин, виолончель, концертмейстер

Фото предоставлено пресс-службой

Libertango, Астор Пьяццолла

Говоря о любви и страсти, нельзя не вспомнить аргентинца Астора Пьяццоллу – композитора, который всю жизнь писал только танго и сумел вывести этот жанр на мировой уровень. Танго давно стало самым известным экспортным продуктом Аргентины, а танец ассоциируется с безумной страстью, колоссальным накалом чувств и эмоций. Он иллюстрирует как притяжение двух полов, так и сложность, запутанность отношений между мужчиной и женщиной.

[html][/html]
Видео: YouTube/Moscow City Symphony – Russian Philharmonic

Пьяццолла в своем творчестве показал все грани любви, став иконой для почитателей жанра и приобщив множество людей к классической музыке. Его Libertango является одним из самых исполняемых произведений в мире. Здесь сплелись нежность, деликатность, мягкость и пламя страстей, огонь, пожар чувств. Libertango – это диалог между мужчиной и женщиной, когда сердце то замирает, то стучит еще сильнее.

Ирина Догуева, кларнет

Фото предоставлено пресс-службой

Дуэт Мими и Рудольфа из оперы "Богема", Джакомо Пуччини

С чувством любви, влюбленностью у меня прежде всего ассоциируется оперная музыка. Наверное, не ошибусь, если приведу в пример в качестве наиболее близкой романтичной оперы "Богему" Джакомо Пуччини, а именно любовный дуэт Мими и Рудольфа O soаve fanciulla.

В опере повествуется о жизни талантливых писателей, музыкантов, художников, проживающих в богемном Латинском квартале Парижа. Мими – швея, хрупкая, кроткая, безнадежно больная девушка. Рудольф – бедный поэт, пылкий и романтичный. Они любят жизнь, мечтают, питают надежды на лучшие времена, но жизнь сурова к их ожиданиям.

[html][/html]
Видео: YouTube/PhilipCaruso01

O soave fanciulla – это дуэт, в котором воспевается зарождение любви между Мими и Рудольфом. Композитор блестяще показал чистоту, прозрачность, хрупкость чувств. Это музыка счастья и радости, она невероятно красива и красочна! И настолько выразительна, что, не зная слов, через нее можно почувствовать нежность и трепетность отношений героев оперы.

Алексей Вергунов, флейта, концертмейстер

Фото предоставлено пресс-службой

Музыка к балету "Дафнис и Хлоя", Морис Равель

Это поистине волшебство. Равель – импрессионист, и он писал предельно чувственную и выразительную музыку. Для меня она стала символом воплощения любви. Композитор словно создал картину: множество акварельных штрихов, пастельных оттенков, звукописи, переливов.

"Дафнис и Хлоя" – это ода чувствам, причем Равель сумел передать массу психологических нюансов: от безумной радости до страха и поэтичной печали. Каждая нота здесь – впечатление, эмоция, пережитая сердцем. Пасторальная идиллия, история пастуха и пастушки – настоящий шедевр. Особенно меня, как профессионального музыканта, в этом произведении трогает соло флейты.

[html][/html]
Видео: YouTube/AbsolutelyPahud

Музыку к балету Равелю заказал антрепренер Сергей Дягилев, а премьера состоялась в 1912 году во время знаменитых "Русских сезонов" в Париже на сцене театра "Шатле". В 1974 году партию Дафниса исполнил Михаил Барышников, при этом он минимизировал деревенскую тему и выдвинул на первый план любовную линию главных героев.

Ярослав Красников, 1-я скрипка

Фото предоставлено пресс-службой

"Дансон № 2", Артур Маркес

Давно известно, что любовь и музыка мгновенно проникают в самое сердце любого нормального человека и затем сосуществуют очень близко. То, что люди со времен палеолита изображали фигуры танцующих, подталкивает к мысли, что сначала были любовь и музыка, а уж потом слово и дело…

В этом убеждаешься и когда слушаешь "Дансон № 2" Артура Маркеса – кубинский медленный танец, вдохновенно написанный мексиканским композитором.

[html][/html]
Видео: YouTube/Moscow City Symphony - Russian Philharmonic

Очарование южного вечера и чувственная женственность плавно скользящей под стук каблуков мелодии кларнета взрывается неудержимой латиноамериканской страстью в быстрой части. Если б я со своей подругой сидел в зале, в этот момент точно нашел бы в ее глазах ответы на все вопросы. Без слов и переписки в телефоне. Эти 10 минут музыки круче любого телесериала!

Анастасия Рябинина, скрипка

Фото предоставлено пресс-службой

Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", П.И. Чайковский

Выбор самой близкой музыки о любви оказался для меня непростым. Для каждого автора это всегда свое, отличное от других, яркое и сильное чувство. Но мое сердце отдано Петру Ильичу Чайковскому и его увертюре-фантазии "Ромео и Джульетта".

С первых аккордов мы переносимся в далекую шекспировскую Верону, где два любящих сердца противостоят холодному чопорному миру с его нерушимыми законами. Чайковский взял у английского драматурга главную идею и развил ее музыкально.

[html][/html]
Видео: YouTube/Stoffgewitter

Лирическая тема, нежная, светлая и будто обволакивающая, сменяет трагическую историю вражды. Увертюра строится на этих контрастах, благодаря чему слушатель испытывает широчайший спектр эмоций.

Гаянэ Шиладжян, директор и продюсер оркестра "Русская филармония"

Фото предоставлено пресс-службой

Адажио из балета "Спартак", Арам Хачатурян

Для меня это адажио Хачатуряна является гимном настоящей любви. В нем соединилось все: страсть, жертвенность, трогательность, чистота, счастье, радость встречи и боль разлуки. Музыка настолько глубокая, чувственная, затрагивающая сокровенные струны, что совершенно невозможно остаться к ней равнодушной.

[html][/html]
Видео: YouTube/Moscow City Symphony - Russian Philharmonic

У Хачатуряна любовь Фригии и Спартака включает в себя и нежность, и робость, и дерзость, и стихию. Несмотря на то что композитора я бы не стала называть романтиком в классическом понимании, он создал монументальное произведение, куда включил тему всепоглощающей любви. Такая музыка не устаревает. Пройдет еще тысяча лет, а она по-прежнему будет отзываться в душах людей.

Ольга Косолапова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика