Джил Элвгрин. "Забери это". 1949
15 мая 1940 года в США в продаже появились нейлоновые чулки. Когда-то этот предмет одежды носили мужчины, и это считалось неотъемлемым атрибутом каждого аристократа. Но в какой-то момент история перевернула все с ног на голову: чулки стали непременным аксессуаром женской моды, а потом и оружием женской сексуальности. Вернее, проекцией мужской фантазии на женщину. Как вышло, что рядовой предмет одежды стал фетишем, – показываем в десяти картинках.
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV
Чулки всегда были мужским аксессуаром. В Древней Греции, в ренессансной Европе, в эпоху барокко и классицизма чулки всегда носили мужчины, и очень этим гордились. Это был обязательный атрибут аристократической жизни. Испанские и французские короли позировали в чулках и коротеньких штанах-кюлотах для своих парадных портретов, в то время как женщины, наоборот, скрывали чулки под пышными платьями и многослойными юбками. И только Великая французская революция стыдливо прикрыла шелковые чулки, обтягивающие мускулистые икры, штанами.
Франсуа Буше. Туалет
До революции 1789 года изобразить обнаженную женскую ногу могли себе позволить только самые смелые художники. Буше, безусловно, был одним из них. Чаще всего он изображал мифологические, но абсолютно откровенные мотивы или будуарные сценки из жизни французских аристократов. Современники его за это любили, а потомки – критиковали: революции нужны были герои, а не эротика.
Гюстав Курбе. Женщина в белых чулках. 1861
Вообще-то живопись Курбе – это, в основно, пейзажи, жанровые сцены с социальным подтекстом и портреты, считающиеся одной из вершин французского реализма. Женская обнаженная натура не входила в круг его интересов. Тем не менее некоторые живописные эксперименты оказались слишком натуралистичными для своего времени, спровоцировав скандал в французском обществе. Проблема заключалась в том, что его обнаженные больше не были "музами" или "богинями", они были реальными голыми женщинами. Кстати, та же самая проблема возникнет у Эдуарда Мане, когда он представит публике свою "Олимпию".
Эдгар Дега. Танцовщица в красных чулках. 1884
Вероятно, Эдгар Дега был одним из последних художников, кто не смотрел на чулки как на предмет женской сексуальности. Его излюбленным живописным мотивом были танцовщицы балета, которых он изображал, не подчеркивая откровенность мотива. Он никогда не был эротоманом и впоследствии вспоминал: "Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение". Мотив танцовщицы, натягивающей чулки, схвачен очень бегло – скорее всего, Дега подглядел его за кулисами театра и поспешил зарисовать карандашом.
Анри Тулуз-Лотрек. Афиша труппы мадемуазель Эглантин. 1896
Пройдет совсем немного лет, и на французские сцены будут выходить уже не воздушные балерины, а танцовщицы канкана. Именно Тулуз-Лотреку, завсегдатаю парижского кабаре "Мулен Руж", этот канкан во многом обязан своей популярностью. Художника отнюдь не смущала непристойность танца, даже наоборот: полвека с момента появления танца в 1820-х мужчины танцевали его вместе с женщинами, но только когда в конце XIX века в моду вошли женские чулки, в танец добавились трюки с задиранием юбок и оголением бедер. А афиши, нарисованные Лотреком, тем временем, расклеивались по всему Парижу, делая канкан главным скандалом Франции.
Эгон Шиле. Лежащая обнаженная
А вот Эгон Шиле эротоманом как раз был, и, надо сказать, женщины в чулках на его картинах были вполне целомудренным образом. Венского художника не раз обвиняли в растлении несовершеннолетних и в порнографичности его живописи. Надо учесть, что Шиле был современником Зигмунда Фрейда, так что удивляться не приходится – эпоха рождала свою эстетику.
Хан Ван Мегерен. Лежащая обнаженная
Нидерландский художник Хан Ван Мегерен известен, в первую очередь, как один из главных фальсификаторов XX века: он так виртуозно подделывал картины голландских мастеров XVII века Яна Вермеера и Питера де Хоха, что искусствоведы до сих пор сомневаются в подлинности некоторых работ с указанным авторством, находящихся в коллекциях крупнейших музеев. Но в то время, когда он не подделывал старых мастеров, он отлично рисовал. И вполне в духе времени – обнаженных и полуобнаженных девушек в чулках.
Энди Уорхол. Чулки, полные добрых пожеланий. 1956
В начале XX века чулки делались из хлопка, льна, шерсти, кружев или шелка, но изобретение нейлона (кстати, считается, что слово "нейлон" могло быть производным от названий городов Нью-Йорк и Лондон (NYLON = New York + London) стало поворотным моментом. Только химическая компания DuPont до войны производила чулок на четыре миллиона долларов. Но с началом Второй мировой нейлон был назван стратегическим материалом, необходимым в военных целях, поэтому производство чулок было приостановлено до 1944 года. Начавшаяся в послевоенные годы эпоха поп-арта в американском искусстве возвела чулки в статус культа, наряду с кока-колой и другими товарами массового потребления. И Энди Уорхол, конечно, не мог обойти этот факт стороной.
Арт Фрам. Нужна помощь. 1955
На рубеже 1940-1950-х пинап-графика приобрела бешеную популярность в рекламе, журналах и искусстве плаката. И пинап-художники довели мотив чулок до абсурда. Например, Арт Фарм создал целую серию совершенно издевательских картинок "Дама в беде", где в самых непредвиденных ситуациях у девушек задиралась юбка и спадало нижнее белье.
Джил Элвгрин. "Забери это". 1949
Чикагский художник Джил Элвгрин сделал чулки обязательным атрибутом всех своих героинь. Его иллюстрации публиковались в самых популярных американских журналах, вроде The Saturday Evening Post или журнале для домохозяек Good Housekeeping, а гонорары достигали тысячи долларов за одну картинку. Кстати, именно он создал образ "девушки-соседки", из винтажной рекламы кока-колы. В 1950-х пинап-девушки в чулках смотрели отовсюду: с обложек журналов, рекламы, киноафиш, упаковок бытовой химии и продуктов. Сам образ стал ассоциироваться с товаром, с продуктом потребления, и чулки, в конце XIX века воспринятые феменистками, как символ раскрепощения, стали инструментом порабощения, навязанным мужчинами.