Фото предоставлено коллективом
В период промозглого осеннего настроения самое время подзарядиться музыкальными витаминами в виде молодой диско-фанк группы Neon Tapehead, которые способны заставить танцевать и детей, и бабушек. Гитарист, один из авторов песен и саунд-продюсер коллектива Дмитрий Урсул рассказал m24.ru, зачем надевать на голову розовую аудиокассету, как справиться с осенней депрессией и почему солнечное диско актуально в серой октябрьской Москве.
За несколько месяцев существования коллектива ребята успели покорить разные столичные площадки: парк Горького, фестиваль "Москва 2.0" в "Садовниках" и сцена Измайловского парка в День города. Группа выпустила два сингла и сейчас работает над дебютным альбомом, регулярно выступая в московских клубах по два-три раза в неделю. В перспективе Neon Tapehead обещают снять клип и спеть под световое шоу.
Спецпроект m24.ru "Делитесь музыкой": пусть мир вас услышит
– Сейчас вы работаете над дебютным альбомом. Каким он будет?
– Альбом будет состоять из 11 танцевальных песен. У нас накопилось много композиций, которые мы активно задействуем в нашей концертной программе. Сейчас мы доделываем третий сингл, на который будем снимать клип. Презентовать сборник собираемся ближе к декабрю. До этого момента хотим собрать аудиторию побольше.
– Как такой позитивный диско-фанк вписывается в суровые российские реалии?
– В России такую музыку исполняют не часто, несмотря на то, что вокруг существует много неплохих фанковых групп. Как правило, они играют фанк в привычном понимании, с трубами в духе Джеймса Брауна, например. Мы же стараемся передать тот дух диско 80-х, который почему-то прошел мимо нашей страны. Народ реагирует на такую музыку позитивно и наше выступление в парке Горького тому подтверждение: под диско-фанк танцевали все – и маленькие дети, и подростки, и бабушки. При этом основная наша аудитория – это люди от 20 до 40 лет.
– В чем особенность именно вашего диско-фанка?
– Я вдохновляюсь малоизвестными коллективами. Звучание инструментов стараюсь приближать к тому, что было еще в те далекие времена, сопровождая все это современным подходом к звуку. Алина, в свою очередь, больше ориентируется на западных R&B певиц, таких как Beyonce или Rihana, стараясь внести в вокал некий попсовый окрас. Что-то мы берем от танцевальной современной музыки, используя элементы nu-disco или deep house, в каких-то моментах, наоборот, руководствуемся более классическими вариациями. Мы пытаемся построить что-то свое на грани разных стилей. В результате получаем диско-фанк в современной подаче.
– Ты сказал, что вдохновляешься малоизвестными коллективами – это какими?
– Различными. Например, группами Kool & the Gang и Gap band, или коллективом Kleeer, которые были не очень заметны в 80-е, что странно, поскольку к 1986 году они выпустили порядка пяти альбомов. Тогда только-только стали появляться электронные инструменты и у Kleeer в этом плане очень интересный подход. Такая музыка не заезженная и интересная.
– А сами аналоговые электронные инструменты используете?
– Стараемся. На сцене мы играем вчетвером стандартным составом: гитары, бас, барабаны и вокал. А уже когда пишу аранжировку в домашней студии, периодически использую аналоговые синтезаторы.
Фото предоставлено коллективом
– Ты являешься не только участником, но и саундпродюсером коллектива. Что тебе больше нравится, сюжетная составляющая музыки или непосредственно обработка звука? Существует ли какая-то принципиальная разница в работе с двумя этими аспектами?
– Хороший вопрос. Мне сложно провести у себя в сознании границу между двумя этими процессами. Поскольку в аранжировке рука у меня, что называется, набита, я начинаю со звука. Если есть настроение, я начинаю с первоначальной идеи: прописываю какие-то клавишные ходы, набрасываю ритм и так далее. Потом певица скидывает мне свой вариант партии вокала, со звучанием которого мы работаем вместе. По сути начинаю я с того, что подбираю звуки для еще несуществующей песни – здесь задействованы и обработка звука, и композиторская составляющая. Это взаимосвязанный процесс.
– Насколько реально поддерживать летнее настроение промозглой осенью или холодной зимой?
– Поскольку мы начали играть только этой весной, сейчас мы по-прежнему находимся на волне летнего настроения. А вот зима нам еще предстоит, будем как-то сражаться с холодом. Вообще, на своих концертах мы пытаемся создать атмосферу пляжа. Нашим слушателям мы даем такой посыл: "вы потанцуйте и искупайтесь в океане". На этом построен наш имидж: яркая одежда, пляжи Майями на фотографиях и так далее. Я надеюсь, что у нас получится добавить немного яркости и лета в каменную осеннюю Москву. Это настроение мы будем дарить и в слякотную, и в морозную погоду. По крайней мере, шубы зимой мы не будем надевать (смеется).
– То есть, вы хотите окунуть публику в океан?
– Совершенно верно: в океан эмоций и летнего настроения.
– Это значит, ваша музыка может служить антидепрессантом? Или слушателю желательно приходить на ваши концерты в изначально позитивном расположении духа?
– Думаю, да. Наша музыка может лечить от депрессии. Как-то раз мы спонтанно сыграли в одном заведении: находившиеся там люди приходили на концерт не целенаправленно. Кому-то нужно было поговорить, а кто-то просто пил кофе и думал о своем. Тем не менее, к четвертой песне все уже были на танцполе. При этом мы играем не только свои песни, но и несколько каверов середины 80-х. Какие-то из этих песен люди уже слышали по радио или в кино – их узнают и под них танцуют.
– Ты упомянул каверы середины 80-х годов, а по какому принципу вы отбираете материал?
– Мы специально подобрали такой материал, который редко играют другие кавер-группы, несмотря на то, что песни старые и узнаваемые. Например, мы играем одну известную песню, оригинальную версию которой мало кто слышал. Это композиция "Forget me nots", которую многие вспоминают исключительно по фильму "Люди в черном". Мало кто вспомнит, что оригинал исполняет американская джазовая певица Patrice Rushen, популярная в 80-х годах – позже мотив этой песни взял Will Smith для саундтрека "Man in black" к одноименному фильму. Мы же ориентировались на оригинал, сделав его чуть быстрее и добавив своего изюма.
Фото предоставлено коллективом
– Как ты считаешь, уместно ли исполнять песни в стиле диско-фанк на русском языке? Вы случайно не думали в этом направлении?
– Мы пробовали делать некоторые наброски на русском языке. В рамках этого стиля русский язык немножко, конечно, выбивается. В нашем языке присутствуют очень длинные смысловые слова. Тут либо надо выбирать набор слогов в духе "тра-ла-ла", либо находить более короткие слова. На английском проще уместить смысл в песню. Например, если перевести наши английские тексты на русский язык – это будет звучать не очень ритмично. Английский же лучше укладывается во фразировку западной музыки, которую мы играем. При этом мы не имеем ничего против русского и, возможно, после выхода дебютного альбома на английском языке мы сделаем и русскоязычную версию нескольких наших песен. Но мы не будем этого делать, пока не найдем тот самый текст, способный гармонично лечь на ритм.
– А вы не пробовали добавить в западный фанк русской самобытности? Может быть, сыграть пару партий на балалайке или пригласить на концерт медведя, например, в "гавайке"?
– Об этом мы пока не думали (смеется). Мне кажется, в этом случае наше творчество могут воспринять как некую шутку или пародию. Цирковое настроение может помешать человеку погрузиться в музыку, чего бы мне, конечно, не хотелось, несмотря на то, что наша музыка сама по себе достаточно веселая. Мы бы хотели, чтобы наш проект воспринимали серьезно и при этом бы создавалось позитивное, радостное настроение.
– Ваша музыка мягкая и гармоничная. А что ты думаешь про диссонансы? Нужны ли они вообще? Или творчество должно быть плавным и легко восприниматься слушателем?
– Сложно сказать. Вообще я люблю мягкую музыку и лиричные мелодии. При этом я получил джазовое образование, где периодически встречаются диссонансы, хроматизмы и так далее. Например, в классическом джазе 50-х годов очень распространены быстро сменяющиеся гармонии. В джазе может быть такое, когда саксофонист играет что-то невпопад, а это звучит. Но мне всегда нравилось, когда гармонии плавно перетекают друг в друга. Честно сказать, я не очень тепло отношусь к диссонансам, но это не означает, что их в принципе не должно быть в музыке. Существует много жанров, которые именно на диссонансах и построены – это тоже звучит аутентично и атмосферно.
Фото предоставлено коллективом
– Где вы планируете снять свой первый клип? Случайно, не в тропиках?
– У нас в группе есть теневой участник, так называемый Tapehead. Это человек, который постоянно ходит в маске аудиокассеты – у него кассета в неоновых цветах вместо головы. Это своего рода символ и ходячий логотип нашей группы. Он просто приходит на наши концерты и танцует. Сюжет первого клипа мы хотим построить вокруг него. Сейчас мы обсуждаем детали с декораторами. Первый клип будет снят на философскую песню, он будет аутентичным. Следующие клипы хотим сделать более яркими.
– Что символизирует ваш кассетоголовый человек?
– Он символизирует человека, у которого в голове музыка. Фактически, это метафора нашего потенциального слушателя и нас. Мы называемся Neon Tepehead и это наш "тейпхэд".
– А почему такое название, кстати?
– Дома у меня есть кассетный проигрыватель, а наша солистка Алина очень любит неоновые цвета. Когда мы думали над названием, я с этим проигрывателем возился. Плюс, у нас музыка в стиле 80-х и кассеты можно было бы назвать символом этого времени. В названии группы этот дух хотелось подчеркнуть и мы решили назваться Neon Tapehead.
– Сами планируете на кассетах выпускаться? Они будут розовыми?
– Да, мы думаем об этом. Вообще первый альбом планируем выпустить еще и на виниле ограниченным тиражом. Насчет цвета – почему бы и нет. Более того, кассету, используемую в будущем клипе, мы уже в этот цвет покрасили.
– Вы Рене Магриттом (бельгийский художник-сюрреалист – m24.ru) случайно не увлекались? Он же тоже любил заменять лицо каким-либо предметом.
– Не могу сказать, что мы пришли к этой идее именно благодаря художнику. Но позже, когда образ был уже сформирован, мы поняли, что это что-то из похожей области. Плюс, мы видели клипы, где люди ходят в масках, нам это понравилось и мы решили задействовать эту мысль.
Фото предоставлено коллективом
– Помимо кассето-голового человека, еще какие-нибудь сюрпризы будут?
– Мы бы очень хотели привлечь к нашему творчеству свето-декораторов, чтобы на концертах делать какой-нибудь эффектный световой перфоманс с лазерами. Также мы сотрудничаем с танцорами. Осенью мы успели выступить на локкинг-вечеринке (lokking – танцевальное направление – m24.ru), где в зале было порядка ста танцоров, устроивших между собой настоящий танцевальный баттл. Вообще, мы готовы сотрудничать с кем угодно. Главное, чтобы этот человек был с нами на одной волне.
– Как сохранить летнее настроение в осенней и зимней Москве?
– Скажу по своему опыту: помогает, когда одеваешься в яркие цвета или ставишь себе на рабочий стол картинку с какой-нибудь пальмочкой, слушаешь позитивную музыку и стараешься окружить себя летней атмосферой. По возможности старайтесь думать об отпуске.
– Хотите что-нибудь пожелать молодым музыкантам?
– Самое главное – не терять веру и вдохновение. Многие молодые исполнители могут сломаться на полпути – я желаю не останавливаться, продолжать в это верить. Рано или поздно найдутся свои слушатели и единомышленники, готовые помочь. Возможно, это произойдет не сразу. Год назад у нас не было этого проекта, теперь же я этим проектом живу. Поэтому молодым музыкантам желаю найти свою нишу, свою аудиторию и продолжать творить.
Маргарита Маслова