Первая половина года подарила не так много российских книг о современной музыке. На полках магазинов в это время появилось куда больше красивых англоязычных изданий по теме, а также ярких фотоальбомов и каталогов. Издательство "АСТ" прекращает выпуск своей "рок-н-ролльной" серии, зато гигант "Эксмо", наоборот, такую запускает, после недолго перерыва выпустив сразу две масштабные блестяще оформленные биографии групп "Браво" и "Ленинград". Небольшие издательства выпускают музыкальную литературу куда реже, но и здесь можно обнаружить интересные издания. Одним словом, обозреватель m24.ru Алексей Певчев возобновляет выпуски рубрики "Читать, чтобы слушать".
Обложка книги "Motorhead. На автопилоте"
Владимир Марочкин "Легенды советского рока. Рок-н-ролльная летопись Советского Союза"
Обложка книги
С первых же страниц, повествующих о младенческих годах "советского рока", возникает ощущение уже не раз услышанного и однажды прочитанного. И точно – библиография подтверждает, что составлена книга из интервью, в разные годы взятые автором у людей, причастных к истории, а также из фрагментов книг Марочкина "Москва рок-н-ролльная. Через песни – об истории страны. Рок-музыка в столице: пароли, явка, традиции, мода" и "Повседневная жизнь российского рок-н-ролла". Собственно, ничего криминального в этом нет. В конце концов, учебники имеют обыкновение переиздаваться, меняясь, как правило, лишь в мелочах, да и сама книга (так же, как и оставленная по похожему принципу книга Евгения Додлева), знаменует окончание работы издательства над книгами о современной музыке.
Основная мысль "Легенд" проста: рок-музыка появилась в СССР задолго до "Машины времени", в середине 1960-х. Никакой социальной составляющей, присущей более поздним представителям жанра, эта музыка не несла и ориентирована была, строго говоря, лишь на то, чтобы скрасить молодежный досуг путем копирования западных образцов. В целом – все так. Вот только вряд ли кому-то из поколения любителей рока 1980–1990-х удастся аргументированным путем доказать, что Александр Градский, "Цветы", "Поющие гитары" и "Веселые ребята" имеют хотя бы отдаленное отношение к року. Пусть гитары они подключали к одним и тем же усилителям и говорили, казалось бы, на одном языке. Тем не менее, определенную часть музыкантского опыта герои золотого периода русского рока у своих предшественников определенно переняли. Собственно, из описаний этого опыта, а также приключений-пересечений (весьма занятных) и состоит эта книга.
Евгений Додолев "Легенды нашего рока"
Обложка книги
Еще один пример "воспоминательной" литературы, ориентированной на тех, кому интересны легенды, которыми стремительно обрастает наш рок, и ключевые – по мнению каждого отдельного автора – фигуры. Евгений Додолев – ныне телеведущий, а в конце 1980-х – блестящий обозреватель "Совершенно секретно" и "Московского комсомольца", мастер виртуозных журналистских расследований в диапазоне от будней валютных проституток до ужасов дисциплинарных батальонов, создатель острых сюжетов для программы "Взгляд". В те времена Додолев, в отличие от многих своих старших коллег, быстро и четко понял яркие перспективы рок-н-ролльной тематики. Его публикации тех лет о рок-музыке (что приятно, попавшие в эту книгу) были по-настоящему сильными, информативными и продуманными, будь то развернутая аналитика или небольшое эссе.
Его "Легенды" лежат в иной плоскости. Несколько сотен страниц отведено под байки, услышанные автором от музыкантов и его собственные, а также под истории, вытянутые из интервью, которые он брал в своей программе на канале "Москва 24". Как и в книге Марочкина, многие имена вряд ли вызовут интерес любителей рок-музыки в общепринятом ее понимании. Эстрадные артисты Крис Кельми, Александр Буйнов, Юрий Лоза, Бари Алибасов, возможно, и начинали с чуть более жестких мелодий и ритмов, были в чем-то веселыми ребятами. Но ни масштаб их хулиганств, ни сегодняшний статус, ни (уж точно) творчество к обозначенному книгой жанру отношения не имеют. Больше всего места отведено в книге эпизодам, связанным с Александром Градским. Оно и понятно – Градскому в свое время Додолев посвятил отдельную книгу.
По-своему интересны похождения стилистически уместных Макаревича, Гребенщикова, Цоя, Галанина, Маргулиса, Александра Ф. Скляра (в одной из глав почему-то ставшего Игорем) и хрестоматийное "Послесловие: Рок-кумиры", которое, в отличие от щедро приведенных в книге фейсбучных дебатов, вполне можно расценивать как лекцию для молодежи.
Сергей Миров "Воскресение". Книга о Музыке, Дружбе, Времени и Судьбе"
Обложка книги
Как ни странно, но ни одного серьезного исследования о московской группе "Воскресение" не было до сих пор. Ситуация вполне объяснимая. Практически никто из игравших в разные годы в этой команде или имеющих отношение к "Воскресению", страсть как не любит давать интервью. И уж точно не склонен рассказывать ничего значительного, позволяющего зафиксировать что-то для истории. Создавая в своих песнях волшебные миры и удивительные пространства, делиться с широкой аудиторией подробностями их сотворения лидер группы Алексей Романов логичным не считает. Так бы все и шло, если бы не Сергей Миров – музыкант, энтузиаст, продюсер, в прошлом – организатор масштабного фестиваля "Сотворение мира", а ныне вольный блогер и писатель. Перед его кипучей энергией не устояли даже главные "подпольщики" из "Воскресения" и начали, пускай и неохотно, выдавать информацию.
Правда, как может показаться, немного дозировано. Может быть, потому что предчувствовали, что в книге будут представлены в снисходительной манере довлатовского редактора Боголюбова. Именно эта манера, опробованная автором еще на предыдущей книге о группе "Секрет", несколько усложняет чтение. Многочисленные панибратские "Кавы", "Лехи", "Гули", "Сапуны", "Петруччо", "Макары", которым сейчас перевалило за 60, и амикошонские описания совместных дружеских посиделок, ничего по сути не добавляют, отвлекая от сути. Манера легкой беседы, уместная на московских кухнях, да еще и в исполнении действительно блистательного рассказчика Сергея Мирова, на бумаге дает сбой – как будто включили отличную виниловую пластинку, но намеренно поцарапанную. Впрочем, возможно, избрав подобную манеру "о "Воскресении", времени и о себе", автор открывает новый салонный жанр биографии групп и персон. Тем более, что эта светская дотошность в итоге, пускай и витиевато, приводит к главному – факты и люди сведены воедино, история зафиксирована и это вызывает искреннее восхищение.
Лемми Килмистер (при участии Дженнис Гарза) "Motorhead. На автопилоте"
Обложка книги
Однозначно – одна из главных рок-книжек года. Даже все то же отсутствие художественного подхода к оформлению (иллюстраций, кстати, в книге нет вообще) компенсируется личностью главного героя книги и автора. Леди и джентльмены, мистер Лемми Килмистер! Или просто несокрушимый Лемми – одна из самых харизматичных и ярких фигур в рок-н-ролле, чей масштаб приуменьшить не в силах даже те, кому не по душе зубодробительные ритмы его группы Motorhead. Перед тем как взяться за чтение его биографии, я бы посоветовал посмотреть документальный фильм Грега Олливера "Лемми", в котором боевая машина рок-н-ролла представлена в роли обыкновенного человека из мяса и костей, наделенного удивительным сплавом из силы, нежности, искренности.
Маленький совет: пренебрегая законами читательского жанра, загляните на страницу 317, найдите строчку "Лемми был не просто артистом, не просто музыкантом.." дочитайте до конца. В этот момент вы окончательно сделаете выбор, читать книгу или нет, а потом, честное слово, нисколько не лишив себя удовольствия, вернетесь в начало биографии.
В безымянном переводе текст этой книги уже давно ходит по Сети, но московский музыкант Андрей Бессонов ("Трио Мишуриса", Goat's Notes и "Ансамбль Средиземноморской Деконструкции"), намеренно не подглядывая в сетевую шпаргалку, сделал свой вариант. Андрей придал книге нужные интонации, позволяющие за сотнями интересных рассказов расслышать характерный, неповторимый, живой голос самого Лемми. А мистеру Килмистеру, поверьте, есть что рассказать! Исполняя до последнего вздоха свой задиристый, бескомпромиссный тяжелый рок-н-ролл, Лемми и в жизни при привык рубить правду-матку, чего бы ему это ни стоило. Именно поэтому в книге есть все, что должно быть в настоящей рок-н-ролльной саге – сотни тысяч километров гастрольных дорог, алкоголь и наркотики, боевые подруги, друзья и недруги, отношения с выпускающими фирмами и музыкальной индустрией и тусовкой в целом и конечно, много-много музыки.
Саймон Кричли "Боуи"
Обложка книги
После смерти одного из величайших музыкантов ХХ века и без того немалый интерес ко всему, что с ним связано, несомненно вырос в несколько раз. Несмотря на переиздания всех альбомов с ранее не известными треками, выход новых фильмов, появление все новых и новых публикаций, свидетельствуют о том, что масштаб личности Боуи, вряд ли можно будет когда-то осмыслить до конца. Книга профессора нью-йорской Новой школы социальных исследований Саймона Кричли – одно из интереснейших исследований творчества Боуи, сконцентрированное не на биографии героя, а на его музыке в контексте всех эпох, ознаменованных его присутствием на Земле. Попутный совет – читать эту книгу стоит, имея рядом, если не оригинальные носители с дискографией, то хотя бы ее цифровой архив – слишком уж велико искушение попутно обращаться к каждой описываемой песне и альбому.
Кричли влюбился в музыку Боуи в нежном двенадцатилетнем возрасте, и его повествование – это логическая цепочка, в которой жизнь автора и суть песен переплетаются самым изысканным образом. "Мы были маленькими и глупыми в наши двенадцать, тринадцать, четырнадцать лет. Но Боуи познакомил нас и с обманчивостью иллюзий, и с их непреодолимой силой. Мы научились жить с иллюзией и у иллюзии учиться,а не убегать от нее", – так определяет Кричли свое отношение к Боуи. Будучи несомненно пытливым парнем, автор, не упетрый фан Боуи.