17 января исполняется 155 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского – режиссера, педагога, актера и всемирно известного реформатора театра, создавшего актерскую систему, до сих пор пользующуюся популярностью в актерских школах всего мира. Система Станиславского – такой же всемирно известный культурный феномен родом из России, как русский театр, балет или опера в целом. Что же именно стоит за определением системы, кроме знаменитого "Не верю!", – в материале портала Москва 24.
Фото: ТАСС/А Фишман
Свою "систему" Станиславский создавал с целью осмысления процесса актерского перевоплощения. Достижение полной психологической достоверности актерской игры – главная цель, которую преследовал режиссер и педагог. Как именно актер должен "вживаться" в образ, передавать на сцене идею и содержание произведения, чтобы зритель вышел из театра обогащенным новыми ощущениями и мыслями, – именно эти проблемы поднимает в своем исследовании актерского мастерства Константин Станиславский.
Его труд делится на две части: работа актера над собой в представленных автором обстоятельствах (она включает в себя самые разные элементы творчества, такие, как пластика, воображение, внимание, чувства, техника речи и т.д.) и работа над сценической ролью, завершающаяся "срастанием" актера с воплощаемым им образом.
По мнению Станиславского, актерское мастерство состоит из трех элементов:
– Ремесло – готовые клише, "рабочие инструменты" актера, необходимые для приближения его игры к действительности.
– Представление – форма, рождающаяся в процессе длительных репетиций и представляющая не испытываемые актером переживания, становящиеся подлинными в результате работы.
– Переживание – анализ актером роли, "расщепление" ее на составляющие и их последующее осмысление. Это позволяет актеру понять ощущения и эмоции воплощаемого им героя, чтобы сделать его образ "живым".
В работе над этими элементами Станиславский выделял множество отдельных принципов актерской игры, призванных сделать ее максимально правдоподобной и заставить зрителя воскликнуть вслед за режиссером: "Верю!"
Константин Станиславский (слева) и Владимир Немирович-Данченко. Фото: ТАСС
Вот лишь некоторые из этих принципов и понятий:
– Сверхзадача – цель, основная идея произведения, являющаяся также и целью артиста. Та мысль, которую хочет донести до сознания зрителя вся команда людей, работающих над постановкой, от автора и режиссера до актера и сценографа.
– Естественность, призванная впечатлить, вызвать реакцию зрителя, заставить его поверить в происходящее на сцене. Без этого принципа вся остальная работа теряет смысл. Естественность достигается посредством правды переживаний: актер должен испытывать подлинные эмоции, а не изображать их.
– Перевоплощение как итог длительной творческой работы, заключающийся в создании на сцене правдоподобного образа. Ему способствует продумывание предлагаемых обстоятельств, в рамках которого актер исследует собственный внутренний мир, пытаясь найти нужное ему переживание в себе самом, в собственном опыте. Чтобы понять своего персонажа, он должен знать все обстоятельства, в которых тот существует, а также объяснить для себя причины его поступков, поведение и "внутреннюю логику".
– Взаимодействие с партнерами, театральная этика – театр как коллективное искусство требует слаженной работы всех участников готовящейся постановки. Взаимодействие с партнером, чуткость и внимание – важнейшие элементы актерской игры, направленные на создание цельной постановки.
– Работа над собственными внутренними качествами – такими, как фантазия, память, внимание, воображение. Они необходимы актеру для того, чтобы "лепить" роль максимально "объемной", а потому правдоподобной, интересной и живой для зрителя. Развитию этих навыков способствовали специальные этюды и упражнения.