Новости

Новости

17 января 2018, 15:35

Культура

"Не верю!" В чем секрет системы Станиславского

17 января исполняется 155 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского – режиссера, педагога, актера и всемирно известного реформатора театра, создавшего актерскую систему, до сих пор пользующуюся популярностью в актерских школах всего мира. Система Станиславского – такой же всемирно известный культурный феномен родом из России, как русский театр, балет или опера в целом. Что же именно стоит за определением системы, кроме знаменитого "Не верю!", – в материале портала Москва 24.

Фото: ТАСС/А Фишман

Свою "систему" Станиславский создавал с целью осмысления процесса актерского перевоплощения. Достижение полной психологической достоверности актерской игры – главная цель, которую преследовал режиссер и педагог. Как именно актер должен "вживаться" в образ, передавать на сцене идею и содержание произведения, чтобы зритель вышел из театра обогащенным новыми ощущениями и мыслями, – именно эти проблемы поднимает в своем исследовании актерского мастерства Константин Станиславский.

Его труд делится на две части: работа актера над собой в представленных автором обстоятельствах (она включает в себя самые разные элементы творчества, такие, как пластика, воображение, внимание, чувства, техника речи и т.д.) и работа над сценической ролью, завершающаяся "срастанием" актера с воплощаемым им образом.
По мнению Станиславского, актерское мастерство состоит из трех элементов:

– Ремесло – готовые клише, "рабочие инструменты" актера, необходимые для приближения его игры к действительности.

– Представление – форма, рождающаяся в процессе длительных репетиций и представляющая не испытываемые актером переживания, становящиеся подлинными в результате работы.

– Переживание – анализ актером роли, "расщепление" ее на составляющие и их последующее осмысление. Это позволяет актеру понять ощущения и эмоции воплощаемого им героя, чтобы сделать его образ "живым".

Для актера не существует понятия "я так не смогу", для актера существует "а как это сделать?"
Интересный факт – в рамках Московского международного кинофестиваля существует специальный приз "за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского", вручающийся с 2001 года. Премия называется "Верю. Константин Станиславский", и ее первым обладателем в год учреждения стал Джек Николсон. Среди других актеров, награжденных призом, – Харви Кейтель, Фанни Ардан, Жанна Моро, Мерил Стрип, Катрин Денев, Изабель Юппер и другие.

В работе над этими элементами Станиславский выделял множество отдельных принципов актерской игры, призванных сделать ее максимально правдоподобной и заставить зрителя воскликнуть вслед за режиссером: "Верю!"

Константин Станиславский (слева) и Владимир Немирович-Данченко. Фото: ТАСС

Вот лишь некоторые из этих принципов и понятий:

– Сверхзадача – цель, основная идея произведения, являющаяся также и целью артиста. Та мысль, которую хочет донести до сознания зрителя вся команда людей, работающих над постановкой, от автора и режиссера до актера и сценографа.

– Естественность, призванная впечатлить, вызвать реакцию зрителя, заставить его поверить в происходящее на сцене. Без этого принципа вся остальная работа теряет смысл. Естественность достигается посредством правды переживаний: актер должен испытывать подлинные эмоции, а не изображать их.

Согласно идее Станиславского, актер сможет лучшим образом сыграть роль, лишь "прожив" ситуацию, максимально в нее поверив.

– Перевоплощение как итог длительной творческой работы, заключающийся в создании на сцене правдоподобного образа. Ему способствует продумывание предлагаемых обстоятельств, в рамках которого актер исследует собственный внутренний мир, пытаясь найти нужное ему переживание в себе самом, в собственном опыте. Чтобы понять своего персонажа, он должен знать все обстоятельства, в которых тот существует, а также объяснить для себя причины его поступков, поведение и "внутреннюю логику".

"Когда я обучалась актерскому мастерству в Театральном институте им. Б. Щукина по системе Станиславского, я поняла, что это лучшая система для формирования так называемого "актерского аппарата", – рассказала Ксения Покровская, актриса кино, преподаватель актерского мастерства. – Прежде чем актеру дать роль, Станиславский долгое время уделяет развитию внимания, памяти, мышления, воображения, физической форме актера, пластике, акробатике, ритмике, дикции, сценической речи, вокалу, тренингам на раскрепощение, снятию зажимов и комплексов, освоению искусства импровизации и пр. Станиславский вводит понятие "синтетический актер", который непрерывно развивается, работает над собой и беспрестанно осваивает новые навыки. Для актера не существует понятия "я так не смогу", для актера существует "а как это сделать?"

– Взаимодействие с партнерами, театральная этика – театр как коллективное искусство требует слаженной работы всех участников готовящейся постановки. Взаимодействие с партнером, чуткость и внимание – важнейшие элементы актерской игры, направленные на создание цельной постановки.

– Работа над собственными внутренними качествами – такими, как фантазия, память, внимание, воображение. Они необходимы актеру для того, чтобы "лепить" роль максимально "объемной", а потому правдоподобной, интересной и живой для зрителя. Развитию этих навыков способствовали специальные этюды и упражнения.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика