Фото предоставлено пресс-службой "Ростех"
Международный фестиваль фейерверков "Ростех" состоится в Братеевском каскадном парке во второй раз. В каждый из фестивальных дней, 23 и 24 июля, зрители увидят по четыре шоу от лучших пиротехнических команд из Китая, Португалии, Франции, России, Мальты, Азербайджана, Казахстана и Эстонии.
Мировая элита приедет в Москву пострелять 50 тысячами мирных залпов и поообщаться с коллегами по цеху. Салюты и фейерверки давно стали неотъемлемой частью широкомасштабных праздников и мероприятий. Президент Российской пиротехнической ассоциации, генеральный директор ФГУП "ФНПЦ НИИ прикладной химии", член-корреспондент РАРАН, академик Академии космонавтики России Николай Вареных рассказал обозревателю m24.ru о тех, кто стоит за кулисами театра салютов и фейерверков и как производят самые мирные залпы.
– Ваш институт занимается фейерверками много лет, расскажите, пожалуйста, о нем – как стать главным по салютам?
Николай Вареных. Фото: niiph.com
– Нашему НИИ прикладной химии уже 70, лет и все это время мы занимаемся пиротехникой. Институт возник на базе конструкторского бюро № 862, которое во время Отечественной войны занималось выпуском ручных гранат и сигнальных патронов. Первый салют в Москве в честь Победы делали мы. С тех пор и работаем с фейерверками. Мы делали фейерверки на Фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1956 году, на Олимпиаду-80, на Олимпиаду-2014 в Сочи. Все салюты в честь 9 Мая – это наша разработка, мы являемся единственным поставщиком этих изделий.
– Насколько динамично развивается отечественная пиротехника по сравнению с тем, как это происходит во всем мире?
– Пиротехника всюду развивается примерно одинаково, и мы находимся на очень достойном уровне. Некоторые моменты у нас лучше: например, передача цветов, длительность эффекта. На сегодняшний день разработано более 1000 наименований фейерверков самых разных типов, размеров, цветов и так далее.Есть прорывные технологии, которыми владеет только Россия, это так называемые пиропороховные технологии. Они практически не дают дыма. В целом, большая часть отечественной пиротехнической продукции производится концерном "Техмаш" госкорпорации "Ростех" на базе нашего НИИ.
Фото предоставлено пресс-службой "Ростех"
– Где готовят специалистов для вашей области: создателей пиротехники, разработчиков шоу?
– В основном, это специалисты, получившие образование в профильных вузах, например, в области специальной химии, производства взрывчатых веществ. Также у института есть несколько базовых кафедр, допустим, в Казанском технологическом университете. В Сергиевом Посаде организовано специальное обучение пиротехников, которые занимаются демонстрацией фейерверков. Люди начинают работать в профессиональных командах, проходят там практику, приобретают опыт. Ребята приходят толковые и овладевают мастерством достаточно быстро. Самое главное – знать химию, знать, как образуются цвета и горят составы. Очень важно понимание систем безопасности. Серьезные команды работают уже по 20 лет.
– Сколько разработчиков работает над созданием одного пиротехнического шоу?
– Над большими фейерверками, такими, которые мы видим на фестивалях и праздниках, трудятся от 5 до 20 человек. Это те, кто пишут сценарий, работают с пусковым оборудованием и изделиями, организуют показ фейерверков. Что касается непосредственно производства, то на сегодняшний день в России есть несколько пиротехнических заводов и наш институт.
Фото предоставлено пресс-службой "Ростех"
– А как вообще формируется концепция шоу, есть ли какие-то базовые принципы?
– У всех есть примерно один инструментарий, как у композитора ноты или краски у художника. Но тут нужно отметить, что фейерверк – это, наверное, самая сложная система, по крайней мере, из того, что я знаю. Пиротехники располагают изделиями самых разных калибров: начиная с 20-и и по возрастающей до 310-го миллиметров. Также у них семь основных цветов радуги: красный, желтый, зеленый и так далее. Плюс форсовые цвета, образующиеся при горении. Кроме этого существуют еще составы, которые обеспечивают мерцающий эффект. И пиротехник, как художник или музыкант, создает целостное произведение, используя все эти составляющие, чтобы поразить зрителей.
Большое количество эффектов можно создать за счет сочетания в одном изделии различных геометрических фигур, например, вначале образуется ядро, вокруг него ореол или разлет красивых трасс – количество всевозможных комбинаций огромно. И здесь уже зависит от воображения и мастерства художника.
У дизайнера или составителя программ, как угодно можно его назвать, есть широкий инструментарий, результат зависит от его идеи и выбора. Однако необходимо учитывать несколько нюансов. Во-первых, человек, который сочиняет программы, должен очень хорошо представлять, как изделие работает в воздухе, как оно будет смотреться: сколько горит, как быстро падают (или не падают) элементы, какие шлейфы и так далее. Во-вторых, он должен четко представлять, как можно сочетать переходы цветов. Допустим, если вы бледно-зеленый переведете в фиолетовый, то не заметите переход, а если зеленый в красный – все видно воочию. Все это создается на компьютере, но человек обязан представлять, как это смотрится в реальной жизни.
Пиротехники еще и от погоды зависят: от того, насколько темно в заданное время суток, какие преобладают ветра в это время года и т.д. Исходя из этого, подбираются цвета, определяются расстояния между точками пуска (так называемый фронт показа). Основным фактором при составлении любого показа является соблюдение зоны безопасности – расстояния до зрителей и строений. В зависимости от них определяется максимальный калибр изделий. Потом нужно еще учесть и музыку! А тут уже не обойтись без слуха. Сейчас практически все крупные фейерверки идут под музыкальное сопровождение. Тема II Международного фестиваля фейерверков "Ростех", который пройдет в Москве 23-24 июля, – музыка кино. Все команды буду выступать под известные музыкальные композиции из кинофильмов.
– Люди, которые этим занимаются, вероятно, отдельная каста просвещенных, специалисты, работающие в одном ключе, знающие друг друга и встречающиеся на фестивалях, подобных грядущему?
– Действительно, это люди высокопрофессиональные, и мы всех знаем. Пиротехники всего мира – это серьезные профи. Все они друг друга знают, как спортсмены или музыканты. В апреле следующего года в Японии пройдет уже 16 Международный симпозиум по фейерверкам. Ну а фестивали, такие, как у нас, есть в Монреале, в Монако, в Каннах, на Мальте и еще в ряде стран. Все пиротехники перемещаются и имеют возможность посмотреть, что происходит у коллег. На симпозиумах большое внимание уделяется безопасности. Ну и, конечно, обмену опытом: кто и как стрелял, новые изделия, системы запуска, оборудование – постоянно обсуждается. Это уже крупная отрасль, которая заняла развивается очень активно. Хотя есть проблема – далеко не вырвешься: если у тебя что-то получается, через какое-то время кто-то пытается повторить. Такова наша профессия.
Фото предоставлено пресс-службой "Ростех"
– Наверное, важнейшей темой для обсуждения является зрелищность?
– Безусловно, по эмоциональному воздействию сложно придумать что-то, мощнее фейерверка. Во-первых, это масштаб. Вот сейчас на нашем фестивале в Братеевском парке картина показа составит 400-500 метров по фронту и 250-300 метров по высоте. Представляете такое? Все цвета, звуки, сочетание картинок, музыка! И еще один момент: надо учитывать, чтобы увидеть эпизод фейерверка, его протяженность должна составлять по крайней мере 1,5-2 секунды, а лучше – 3, иначе взгляд не успевает зафиксировать суть, все смешивается. То есть картинки должны жить определенное время, и разработчик программы обязан учитывать подобную деталь.
– Как возникла идея проведения подобных фестивалей?
– Во всем мире, где пиротехника занимает большое место, например, в Испании, Китае, США, Австралии, уже давно есть специальные площадки, где из года в год проводятся фестивали. Сейчас при поддержке правительства Москвы мы тоже создаем такой международный фестиваль, который по уровню участников и масштабности не уступает ведущим зарубежным. С этого года наша площадка – Братеевский каскадный парк. Это место удобно сразу по нескольким причинам. Во-первых, ландшафт в виде каскадов позволяет видеть разноуровневые залпы фейерверков с любой точки парка. Во-вторых, там широкая водная преграда – Москва-река достигает 280 метров, что обеспечивает дополнительную безопасность для зрителей. Ну и плюс – отражение в воде, усиливающее визуальный эффект.
– Сколько единиц техники будет задействовано на вашем шоу?
– У нас нет такого понятия. Дело в том, что пусковое оборудование – мортиры (трубы) могут быть разные. Допустим, трубы малого калибра (40 мм) исчисляются сотнями и тысячами. Ими обычно стреляют в стороны, и они создают узоры на нижнем уровне композиции. Этих мортир нужно очень много! Есть калибр побольше – 125- 50 мм, здесь счет идет на сотни. Для больших фейерверков у нас задействован калибр 250 мм. Таких, как правило, десятки. Вообще каждый свою программу держит в тайне, поэтому сказать точно количество изделий довольно сложно. Но в этом году мы впервые ввели в правила, что больших калибров должно быть много. Это обеспечивает зрелищность.
[html][/html]
Видео: Youtube/пользователь: Ростех
– Каждое шоу имеет свою драматургию - начало, середина, кульминация и финал?
– Да, безусловно, и у каждого свой подход к этому вопрос, но кроме приведенных вами этапов, есть еще одно обстоятельство, которое необходимо учитывать. Это задымленность картинки. Дым – враг фейерверка, и поэтому, когда человек готовит шоу, он вынужден продумывать это и уходить на разные высоты.
То есть идет эпизод низкий, он задымляется – надо вовремя уйти на 150 метров вверх, туда, где дыма нет, минуты на две-три, потом снова опуститься вниз, когда уже дым рассеялся. Все зависит как раз от того, насколько человек знает, как изделия работают. Потому что можно задымить всю картину показа– и зритель ничего не увидит.
Фото предоставлено пресс-службой "Ростех"
– Фестиваль, который проводится в этом году, явно претендует на абсолютную эксклюзивность. Обещано незабываемое зрелище. В чем специфика подготовки именно этого года?
– Мы проводили отбор команд на конкурсной основе. К нам едут сильнейшие. Португалия, к примеру, обладает рекордом Гиннесса за самый масштабный фейерверк (на Мадейре в 2006 году), а Мальта принимала участие в создании фейерверка в Дубаи, который получил свою награду от Книги рекордов Гиннесса в 2014 году. Каждая из команд – уникальные специалисты! У каждой масса достижений, и мы уверены, что они удивят зрителей.
Также в этом году само шоу будет более насыщенным и продолжительным, более грандиозным. На выступление отводится по 9 минут. Каждый конкурсный день выступают четыре команды. Самое главное: мы должны начать фейерверк, когда стемнеет, и закончить в соответствии с правилами до 23.00. Предварительно оценили, что начнем в 21:30.
В финале второго дня будет самый большой гала-фейерверк, он идет вне конкурса. Делает его наша команда, которая входит в контур управления "Ростеха". Здесь будет фейерверк, демонстрирующий возможности современной пиротехники. Это будет самый большой и масштабный фейерверк.
Ну и нужно отметить, что в этом году мы масштабировали фестиваль за счет насыщенной дневной программы. С 14:00 можно будет приходить в парк, там найдутся развлечения для всей семьи. На территории обновленного парка будут выделены семь крупных зон: детский городок, спортивно-трюковая площадка, кинопавильоны с показами фильмов в режиме нон-стоп, зона для отдыха и другие. Парк к фестивалю благодаря правительству Москвы обновился невероятно. Это отличный повод зайти и увидеть все своими глазами. На этот раз людям не обязательно ехать к 8 часам вечера смотреть фейерверк, можно приехать раньше, разместиться спокойно, в общем, устроить семейный праздник.
Кроме того, в этом году мы ввели продажу билетов. Это акция условная, потому что, по предварительным расчетам, парк рассчитан где-то на 100 тысяч человек, и продажа билетов – это регулятор количества людей, которые будут в парке. Билеты недорогие, от 250 рублей на один день, и я думаю, это правильно. Невысокая цена никого не отпугнет, но поможет следить за численностью. Кстати, обращаем внимание, что для того, чтобы не создать транспортный коллапс, парковка на улице Борисовские пруды будет запрещена. Поэтому лучше приезжайте на метро и прогуляйтесь до парка пешком. Дойти до парка можно от станций "Алма-Атинская", "Борисово", "Марьино", "Шипиловская". Дорога займет у вас не больше 20-30 минут. А если вы все же хотите ехать на автомобиле, то заранее подумайте о перехватывающих парковках. Будем рады видеть всех гостей на фестивале!
Время: 23-24 июля, 14:00-23:00
Цена: от 250 рублей