Кендрик Ламар стал лауреатом Пулитцеровской премии. Редакция портала Москва 24 решила вдумчиво исследовать треки музыканта и выяснить, почему же он стал первым представителем популярной и рэп-музыки, удостоенным этой награды.
Фото: AP/Amy Harris/Invision
16 апреля Кендрик Ламар стал лауреатом престижной Пулитцеровской премии в категории "За выдающееся музыкальное произведение" (американская премия за достижения в области литературы, журналистики, музыки и театра, вручается ежегодно с 1903 года).
Все песни, вошедшие в альбом Damn, посвящены проблемам темнокожего населения Америки, аутентичности происхождения самого Ламара, а также содержат отсылки к огромному количеству литературных и музыкальных произведений и Библии, буквально цитируя отдельные моменты.
Религиозные, более глубокие композиции чередуются с абсолютно типичными рэп-текстами про роскошную жизнь, достижения и крутых парней с огромным количеством нецензурной лексики. И это самый интересный факт во всей истории с Пулитцеровской премией: никогда еще тексты, отмеченные жюри, не были настолько нецензурными. Жюри премии назвало альбом "виртуозной коллекцией песен, объединенных искренностью простонародного языка и ритмичной динамикой, дающих впечатляющие зарисовки множества составляющих современной жизни афроамериканцев".
Blood. ("Кровь")
Фото: AP/Richard Shotwell/Invision
Первым треком альбома стала композиция Blood., которая длится меньше двух минут. В ней рассказывается о том, как Кендрик был застрелен слепой женщиной, которой он пытался помочь. Песня начинается с диалога "Здравствуйте, мэм, я могу вам как-нибудь помочь? Мне показалось, что вы что-то потеряли, я бы хотел помочь вам это найти". Она ответила: "Да-да, ты кое-что потерял. Ты лишился жизни!" После чего слышны выстрелы.
Слепая женщина олицетворяет последствия, которые приведут к вечным мукам в книге "Мишне Тора" или Второзакония, являющегося частью Ветхого Завета. В ней говорится о том, что можно повиноваться Богу и быть благословленным или же ослушаться и быть проклятым. Совершить дурной поступок (англ. –Is it wickedness? Этими словами завершается трек) или признаться в своей слабости (англ. – Is it weakness? Этот вопрос играет ключевую роль на протяжении всего альбома и звучит в той или иной форме в каждом треке).
Выстрелы в Blood. и Duckworth. (последнем треке альбома) воплощают последствия выбранного пути: Кендрик был застрелен, потому что он потерял свой путь, и поэтому был проклят, а в Duckworth он возвращает все назад и остается в живых.
DNA. ("ДНК")
[html][/html]
Видео: YouTube/KendrickLamarVEVO
Второй трек альбома начинается со слов Loyalty, got royalty inside my DNA. ("Верность, у меня королевское достоинство записаны в ДНК" – прим. ред.). Вполне типичная история самоутверждения темнокожего рэп-исполнителя, который на протяжении всего клипа доказывает, что у него есть деньги, и поэтому ему все можно. Однако клип на эту песню стал настоящей головоломкой и оказался невероятно популярен.
Вместе с музыкантом в ролике снялся актер Дон Чидл, который когда-то сыграл эпизодическую роль в сцене допроса полицией в фильме "Час пик" с Джеки Чаном. В клипе уже сам Чидл допрашивает Ламара, одетого в традиционный костюм для кунг-фу. Герои спорят, все ускоряя и усложняя ритм речитатива на протяжении трека. На фоне этого звучит фрагмент вечернего эфира на канале Fox News, где ведущий Джеральдо Ривера цитирует песню Кендрика Alright и критикует его неприязнь к полицейским. Этот же фрагмент стал концертным интро на фестивале Coachella в 2017 году.
"За последние годы хип-хоп нанес афроамериканцам больше вреда, чем расизм", – продолжает Ривера. Ламар же доказывает обратное, утверждая, что хип-хоп-культура у него заложена в ДНК.
Yah. (англ. разг. "Ага")
Третий трек альбома получил название Yah., что опять отсылает к Ветхому Завету: Yah – это сокращение от английского Yahweh, Яхва, имя ветхозаветного Бога. Также трек содержит и другие религиозные отсылки, вроде исхода израильтян и книги Второзакония.
Ламар также упоминает своего двоюродного брата Карла Дакворта, который объясняет Ламару суть Книги Второзакония, где говорится о наказании за нарушение заповедей. Фрагмент голосовой почты от Карла появится и в песне Fear.
Как и на предыдущих двух треках, Yah. содержит фрагменты из эфира FOX News, с критикой выступления Ламара на BET Awards–2015: "Кто-нибудь, скажите Джеральдо, что у этого ниггера есть амбиции!"
Согласно журналу Spin, на песню оказала влияние композиция Jesus Walks Канье Уэста с его первого студийного альбома The College Dropout, в которой также были использованы библейские аллюзии.
Element. ("Элемент")
[html][/html]
Видео: YouTube/KendrickLamarVEVO
Element. примерно о том, о чем и Loyalty.: о том, насколько крут Ламар, и как он смело выступает один против всего мира. "Отложить Библию и устроить "око за око" / Медленно уничтожать своего врага" – говорит он.
Кендрик исследует свой личный путь самопожертвования и семейные невзгоды, которые до сих пор накапливались в его жизни: разбирает те трудности, что обрушились на его семью и на него лично. То, как это повлияло на него, чтобы в конце концов стать тем, кем он является сейчас: "Мы больше не будем бедной семьей, толкающей наркотики", и далее он рассказывает, как его били на глазах у матери, что его бабушки умерли, а отец сидит в тюрьме. Ламар также упоминает мессенджер Telegram: "Тетя в "Телеграме" пишет: "Будь осторожен!"
Feel. ("Чувство")
В Feel. Кендрик вновь обращается к религиозной тематике: сама песня начинается с многократного повторения слов "Никто не помолится обо мне", а большинство строк – со слов "такое чувство, что..." Несмотря на критический и коммерческий успех последних лет, Ламар ведет с собой эмоциональную и духовную борьбу. В своей музыке он регулярно открывает темные стороны своей жизни – депрессию, с которой он живет с подросткового периода, и ненависть к себе, "ощущение свершающегося Апокалипсиса", а также вспоминает рэпера Тупака Шакура и его альтер-эго – Николо Макиавелли.
Loyalty. ("Преданность")
[html][/html]
Видео: YouTube/KendrickLamarVEVO
Трек Loyalty. был записан совместно с певицей Рианной. На протяжении всей композиции они размышляют о ценности и необходимости полного доверия и честности в отношениях между людьми. "Скажи, чему ты предана? Деньгам? Славе? Медным Трубам?"
В конце песни Рианна поет о том, как трудно оставаться скромной: "It’s so hard to be humble. Lord knows I'm tryin'" ("Очень сложно быть скромной. Господь знает, что я стараюсь"). Данный финал ведет к песне Pride., который начинается со слов: "Love's gonna get you killed. But pride's gonna be the death of you and you and me" ("Любовь тебя погубит. Но гордость погубит нас обоих"), а также к композиции Humble.
Pride. ("Гордость")
Это интроспективный трек, который продолжает рассматривать религиозные темы. Принимается во внимание одиннадцатая притча, стих второй: "Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость".
Кендрик анализирует свою собственную гордость, а то, что его часто называют лучшим рэпером современности, вызывает напряжение между его идеалами и его поступками. Кроме того, на протяжении всей песни тембр голоса Ламара меняется от высокого к низкому, что подчеркивает контраст между его идеалами и его действиями. Гордыня является одним из семи смертных грехов: в послании Иакова говорится "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Таким образом, Pride. оказывается в противоречии со следующей композицей Humble.
Humble. ("Скромность")
[html][/html]
Видео: YouTube/KendrickLamarVEVO
В видеоклипе на композицию Кендрик предстает в костюме священника, а также создает аллюзию на "Тайную вечерю", где сам восседает на месте Христа. Он, подобно проповеднику, призывает всех смиренно принимать его стихи, собраться вокруг него и выслушать.
Lust. ("Похоть")
В Lust. Ламар рассказывает о том, как он смотрит на скучную жизнь рэп-исполнителей, которые выставляют роскошь напоказ. Кендрик исследует монотонную ежедневную рутину богатых и известных людей, которые часто эксплуатируют похоть как средство самовыражения. Во втором куплете, погрузившись в размышления, Ламар подчеркивает неутолимую жажду людей к роскоши, сексу и вечеринкам.
Love. ("Любовь")
[html][/html]
Видео: YouTube/KendrickLamarVEVO
В этом треке Кендрик размышляет о роли женщин в его жизни. Вероятно, речь идет о его невесте, Уитни Элфорд, с которой он встречается со школьных лет: "Вместе уже десять лет, денег только прибавляется. Любовь проходит, но только не наша". На контрасте с предыдущей песней, Ламар утверждает, что деньги ему будут не нужны, если эта любовь пройдет. Если Lust. – о физической, земной любви, то Love – о высокой любви и самоотречении.
XXX.
В XXX. Кендрик возвращается к политическим темам, противопоставляя реальную жизнь афро-американского населения в гетто и политические конфликты. Он рассказывает, что однажды его друг спросил совета по поводу трагической гибели сына. Кендрик призывает его к мести: "Если кто-то убил моего сына, значит, кто-то умрет". Далее он переводит конфликт на исторический метауровень: американский критик Стивен Хайден отметил, что в стихах артиста прослеживается духовная борьба современной Америки с Ветхозаветным подтекстом.
Fear. ("Страх")
В Fear. Ламар изучает три типа истинного страха людей в возрасте семи, семнадцати и двадцати семи лет. В первом куплете он исследует страх, который испытывает ребнок со строгой матерью, которая запугивает его угрозами за поведение: "Я тебя высеку, если ты прыгнешь на мой диван. Я тебя высеку, если ты не сделал домашнее задание. Я тебя высеку, и тебе лучше не бежать к отцу".
Во втором куплете Кендрик исследует страх подростка в 17 лет, который заключается в страхе смерти от уличных бандитских группировок или полицейской жестокости: "Вероятно, я умру по дороге домой из кондитерского магазина. Вероятно, я умру, потому что я другого цвета". В третьем же куплете Ламар рассказывает о неуверенности в собственных силах, страхе потерять жизнь, которую он построил самостоятельно, ответственности за маму и близких людей.
God. ("Бог")
Фото: AP/Jordan Strauss/Invision
В предпоследнем треке альбома Кендрик как бы отказывается от этих страхов, сравнивая себя с Богом: "Вот, что чувствует Бог!" – говорит он. Ламар хвастается своими успехами перед другими исполнителями, такими как Джей Зи и Джей Ти.
Duckworth. ("Дакворт")
В заключительном треке Кендрик рассказывает историю о том, как отец Кендрика, Дакворт, чуть не погиб от рук нынешнего владельца музыкального лейбла TDA, Энтони Тиффита. В прошлом отец Кендрика работал в KFC, а Энтони принадлежал бандитской группировке и вел криминальный образ жизни. Энтони планировал ограбить кафе, а отец Кендрика давал ему бесплатную еду. В знак благодарности Энтони не стал убивать Дакворта.
Ламар рассуждает о том, что, если бы Энтони убил Дакворта, то босс TDA отбывал бы пожизненный срок в тюрьме, а Кендрик бы рос без отца, не поступил в колледж и умер в уличной перестрелке. После заключающей фразы, слышится звук выстрела, перемотки аудио, после чего Кендрик произносит фразу, с которой начинался альбом: "So, I was taking' a walk the other day..." (Как-то раз я решил прогуляться...).