Обычно по понедельникам редакция m24.ru рассказывает про "10 неизвестных" произведений искусства, которые можно увидеть в Москве прямо сейчас, про выставки, которые недавно открылись, или художников, на которых стоит обратить внимание. Но сегодня – понедельник исключительной важности. Ирина Александровна Антонова, легендарный директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, отмечает 95-летие. Мы вспоминаем самые громкие выставки музея, которые были организованы по ее инициативе.
Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков
Ирина Антонова занимала пост директора музея с февраля 1961 по июль 2013 года. За полвека ей удалось привезти в Москву самые великие произведения искусства со всего мира. Теперь она исполняет почетные обязанности президента ГМИИ, но благодаря ее связям и протекции, музей до сих пор имеет уникальный статус в мировом музейном сообществе.
Леонардо да Винчи. Джоконда
Говорят, что сегодня искусство как никогда популярно и считают часы, проведенные в очереди на выставки Серова. На самом деле этот феномен далеко не современен: очереди за искусством были всегда. Одной из первых громких выставок, случившихся при директорстве Ирины Антоновой стала выставка одной картины: в 1974 году в Москву привезли легендарную "Джоконду" Леонардо да Винчи. Это был последний раз, когда самая известная картина в мире покидала Лувр ради мирового турне. В Москве ее смогли увидеть более 300 тысяч человек. Шедевр возили в пуленепробиваемом саркофаге и выставляли под постоянной охраной. В США ее "опекуном" стала Жаклин Кеннеди, вдова президента Джона Кеннеди, а сами "гастроли" спровоцировали целую волну новых произведений в поп-культуре, а Энди Уорхол создал под впечатление от картины одну из своих самых известных шелкографий "Четыре Моны Лизы". Впрочем, вандализма избежать не удалось: в США и в Токио посетители музеев кидали в картину различными предметами.
Фото: ТАСС/Роман Денисов
На выставке "Париж – Москва" посетители музея впервые увидели русское искусство, которого раньше, казалось, не существовало. После полувека вновь заговорили о существовании русского авангарда, живописи Малевича, Кандинского, Шагала, и их связи с французской школой, с Пикассо и Матиссом. На эту выставку пришли почти 650 тысяч человек, что стало абсолютным рекордом посещаемости.
Марк Шагал. Прогулка
В каком-то смысле эта выставка стала продолжением экспозиции "Париж – Москва". Произведений Шагала в России крайне мало, а в Москве на тот момент их не было вообще. Сегодня работы художника можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском валу, а тогда он стал для посетителей музея настоящим открытием. Марк Шагал является представителем французского авангарда, хотя родился в Витебске и всю жизнь вспоминал об этом городе, изображая его на своих картинах.
Фото: ТАСС/Виктор Великжанин
А вот проект "Москва – Berlin/Берлин – Moskau" действительно стал продолжением практики параллельно показывать российское и зарубежное искусство. Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы", которая открыта в ГМИИ прямо сейчас, также стала отголоском той идеи. Нет искусства западного и восточного, нет искусства современного и несовременного – все искусство едино. Более того, в рамках выставки "Москва – Berlin/Берлин – Moskau" впервые после 1956 года, когда в музее выставили шедевры, награбленные из Дрезденской галереи после Второй мировой войны, стало возможным оценить, сколько произведений искусства было вывезено из немецких музеев в 1945 году.
Клод Моне. Белые кувшинки
В 2001 году в рамках программы "Декабрьские вечера" проходило две выставки – "В сторону Марселя Пруста" и "Живопись Клода Моне...". Параллель между художником и писателем была проведена настолько ярко, что, хотя каждая из них имела свое название и свое отдельное пространство, по сути, это был один литературно-живописный проект. Такая кураторская идея была очень оригинальна: эти две исторические личности при жизни никогда не встречались, но Пруст видел картины Моне и записал свои впечатления о них, которые стали эпиграфом выставки: "Мы жаждем видеть города на склоне холма, вечно созерцающие реку, и летнюю сирень, присутствие людей на картинах Моне нас пугает".
Фото: Григорий Сысоев
Выставка "Шанель. По законам искусства" стала для ГМИИ настоящей революцией: впервые в консервативном музее мода встала в один ряд со слепками античных статуй. Ирина Антонова готовила ее совместно с Домом CHANEL, а куратором стал Жан-Луи Фроман, французский специалист в области современного искусства и моды. Творчество одного из самых известных дизайнеров в истории Коко Шанель было представлено как целая веха в истории искусства, а "русским" связям Шанель, оказавшим столь ощутимое воздействие на ее личность и творчество, был посвящен целый раздел экспозиции. Такие проекты, созданные на пересечении моды и других форм изобразительного искусства – живописи и скульптуры – стали обычной практикой в крупнейших музеях мира, и успех выставки "Шанель. По законам искусства" у московской публики был вполне предсказуем. Экспозиция "Диор: под знаком искусства" подхватила эту инициативу.
Уильям Тёрнер. Яхта подходит к берегу
Крупнейшая выставка Тёрнера прошла в Москве в декабре 2008 года. Более 100 работ – 40 картин, 70 акварелей и две гравюры – одного из самых известных британских художников привезли в ГМИИ из собрания лондонской галереи Тэйт. По словам Антоновой, выставка "Тернер. 1775–1851" стала самым дорогостоящим проектом в истории музея.
Пабло Пикассо. Портрет Амбруазо Воллара
В 2010 году в ГМИИ прошла выставка "Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж". Надо сказать, что у самого музея неплохая коллекция картин Пикассо, которую можно увидеть в Галерее стран Европы и Америки, но специально для выставки в Москву привезли 240 экспонатов, не считая подсобных материалов: 88 картин, 30 скульптур и картин-рельефов, 6 предметов керамики, 61 рисунок, 4 гравюры, 39 оригинальных фотографий, 12 иллюстрированных книг, а также личные вещи художника, со многими из которых он не расставался на протяжении всей жизни. Это была не первая выставка художника в Москве: в 1956 году также в ГМИИ состоялась беспрецедентная по масштабу выставка его работ, но экспозиция 2010 оказалась ничуть не менее масштабной и позволила посетителям музея буквально год за годом проследить эволюцию всего творчества, возможно, величайшего французского художника всех времен и уж точно самого плодовитого: его наследие насчитывает почти 20 тысяч работ.
Вечернее платье Miss Dior, коллекция весна-лето 1949. Фото: Laziz Hamani
В 2011 году ГМИИ продолжил идею показывать историю моды в контексте истории искусства. Линию, начатую выставкой Шанель, подхватил проект "Диор: под знаком искусства". В ней была представлена более чем шестидесятилетняя история Дома Кристиана Диора от истоков его стиля до современного воплощения образов женственности и утонченности. "Все что было в моей жизни, хотел я того или нет, запечатлелось в моих платьях", – говорил сам модельер. И роскошные платья New Look демонстрировались на подиумах в окружении эскизов и картин Пикассо, Модильяни, Ренуара, Сезанна и даже Гогена, которым они оказались созвучны. Это неудивительно, ведь сам Кристиан Диор прекрасно разбирался в искусстве и дружил с величайшими мастерами своей эпохи. Параллельно на экранах можно было увидеть, как современные мастера Модного Дома творят настоящее искусство: сегодня, как и полвека назад, многие наряды и аксессуары выполняются вручную.
Эдуард Мане "Олимпия"
Выставку одной картины "Олимпия" Эдуарда Мане ГМИИ провел уже после ухода Антоновой с поста директора музея. Но она стала возможной только благодаря ее колоссальному опыту, личным связям в лучших европейских музеях и личной протекции. "Олимпия" никогда не покидала стен парижского Музея д'Орсэ, но специально по просьбе Антоновой шедевр привезли в Москву.