21 октября в Москве впервые покажут "В лучах солнца" Виталия Манского – один из самых ожидаемых, обсуждаемых и осуждаемых фильмов. Документальная лента рассказывает о жизни в КНДР, точнее, пытается это сделать, ведь о том, что на самом деле происходит в домах жителей самой закрытой страны, узнать невозможно – здесь следят, чтобы ни один гость не увидел лишнего.
Согласовав концепцию фильма – историю о девочке Ли Зин Ми, которая хочет вступить в северокорейский аналог советской пионерской организации – Манский снял два фильма. Один – одобренный властями КНДР, второй – свой собственный. О существовании авторской версии в Северной Корее не знали, пока она не начала греметь на международных кинофестивалях.
Поступок режиссера вызвал негативную реакцию не только на родине Зин Ми, но и в других странах. В частности, свое недовольство высказали в российском Минкульте, спонсировавшем съемки. Тем не менее, 27 октября фильм выходит в прокат в московских кинотеатрах.
Два взгляда – пожалуй, единственно приемлемая форма для рассказа о Северной Корее. По официальной версии, у граждан КНДР все хорошо, по версии ООН – здесь казнят за заграничную поездку. Мы выбрали 10 фактов об этой стране, в достоверности которых можно не сомневаться. Наслаждайтесь перед просмотром!
Кадр из фильма Виталия Манского "В лучах солнца"
Чучхе
Официальную идеологию Северной Кореи сформулировал ее первый руководитель Ким Ир Сен. Впервые это слово прозвучало в 1955-м, а в 1972-м вошло в конституцию КНДР.
По сути чучхе является корейской адаптацией идей марксизма-ленинизма, однако Ким Ир Сен, уверенный в серьезных преимуществах корейцев перед другими народами, объяснил своим подданным, что у них отныне особый путь – отличающийся пути СССР и Китая.
Дословно "чучхе" можно перевести с корейского как "самобытность". Великий вождь предложил корейцам полагаться на свои силы – при этом считалось, что этот ресурс неограничен. Позже идеи чучхе найдут отражение в северокорейских пропагандистских фильмах о героических простых людях, готовых работать в нечеловеческих условиях, распевая песни и помогая менее сознательным товарищам.
Фото: kfausa.org
Сонбун
В КНДР блага негласно распределяются между гражданами согласно их принадлежности к одному из трех слоев – основному, колеблющемуся и враждебному. Принадлежность – сонбун – определяется происхождением: заслугами, положением и взглядами предков.
К основному классу принадлежат члены правящей с 1949 года Трудовой партии, потомки борцов с японской оккупацией до и во время Второй мировой войны, а также тех, кто был фабричным рабочим, трудящимся или крестьянином в 1950 году. К враждебным элементам относят потомков "белой кости" – землевладельцев, торговцев и юристов.
До 1960-х "плохой" сонбун можно было скрыть, с 1966 года происхождение каждого стали тщательно проверять. Сегодня каждый житель страны проходит через сложную систему анкетирования. Вопросы касаются не только самого опрашиваемого, но и самых дальних его родственников.
Фото: kfausa.org
Кино
Кинематограф КНДР, в соответствии с идеями чучхе, во-первых, самобытен, а во-вторых, – находится в полном ведении главы государства. Как нужно снимать – подробно изложил Ким Чен Ир в своем объемистом труде 1973 года "О киноискусстве". В книге собраны инструкции для режиссеров, операторов, художников-постановщиков и актеров: как снимать и сниматься, чтобы фильм понравился народу.
О том, что важнейшим из всех искусств является кино руководство КНДР поняло еще на заре создания государства. Первый звуковой фильм "Моя родина" был посвящен борьбе Ким Ир Сена с японскими империалистами. Гражданская война ненадолго затормозила процесс, однако уже к 1960-м киноиндустрия Северной Кореи переживала расцвет.
В 1970–1990 годы в КНДР снимаются так называемые чучхе-фильмы, "опережающие реальность": истории о ежедневном подвиге простого человека, духоподъемные патриотические картины, фильмы, поддерживающие классовое самосознание и веру в силы Трудовой партии и лидеров страны. В них много поют, плачут от счастья и работают за троих.
В конце 1970-х произошло важное для северокорейского кинематографа событие – похищение южнокорейского режиссера Син Сан Ока. Как пишет The Guardian, после похищения господин Син провел четыре года в северокорейской тюрьме "на диете из травы, соли, риса и партийно-идеологической обработки". После освобождения Ким Ир Сен вызвал его к себе и сообщил, что имеющиеся в КНДР режиссеры работают плоховато, поэтому вся надежда теперь на него.
Син Сан Ок снял в КНДР семь лент, среди которых наибольшую популярность получил фильм "Пульгасари" – своеобразный коммунистический вариант "Годзиллы". В нем мифологическое чудовище Пульгасари штурмует замок средневекового феодала вместе с простыми корейцами. Фильм ужасно понравился Ким Чен Иру, поэтому режиссеру и его жене разрешили поехать в Вену для переговоров о европейском прокате. В КНДР они больше не вернулись. Сейчас Син Сан Ок живет на юге, ему 79 лет. На Севере его имя предано забвению.
Фото: AP/Korean Central News Agency/Korea News Service
Наблюдение
В Северную Корею часто приезжают туристы – в основном, они посещают столицу Пхеньян и живописные горы Кымгансан. Захотят увидеть больше – вряд ли получится: в стране существует список засекреченных мест, попасть в которые не гражданин КНДР не может. Впрочем, и в Пхеньяне гости увидят только то, что им покажут: к каждому посетителю или группе приставляются проводники.
Они не только помогают познакомиться с достопримечательностями, но и следят, чтобы иностранец не был слишком пронырливым. Проводников всегда не меньше двух – это нужно для того чтобы они могли следить друг за другом и в случае чего донести на неправильное поведение товарища.
Фото: wikimedia.org/Roman Harak
Космос
Жители Северной Кореи гордятся космической программой своей страны. Мало какое представление обходится без напоминания о Кванмёнсон – серии искусственных спутников, запущенных КНДР в космос. Лучезарному освоению космоса посвящают песни, фильмы, даже детские спектакли. Однако мировое космическое сообщество несколько недоумевает по этому поводу.
О запуске первых двух спутников, Кванмёнсон-1 и Кванмёнсон-2, руководство страны объявило в 1998 и 2009 годах соответственно. Однако мировые эксперты не смогли подтвердить их присутствия на орбите.
Следующая попытка была предпринята в 2012 году. Кванмёнсон-4 запустили в феврале 2016 года. Пентагон заявил, что спутник не работает и двигается в космосе хаотично, но в КНДР запуск объявили успешным.
Фото: AP/Wong Maye-E
Враги
У Северной Кореи три врага – Япония, США и Южная Корея. До 1945 года Корея была колониальным владением Японии. После войны США и СССР поделили страну пополам – по 38-й параллели. Наладить общение не удалось, и в 1948 году образовались два государства. Противоречия между ними привели к трехлетней гражданской войне (1950–1953), результаты которой – более миллиона погибших – до сих пор трактуются госпропагандой как доказательство кровожадности империалистов-американцев и их приспешников южнокорейцев.
Фото: ТАСС/Actionpress
Культ личности
Американская журналиста Барбара Демик в своей книге "Повседневная жизнь в Северной Корее" рассказывает, что в 1970-е всем жителям страны выдавали портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, заключенные в стекло. Портреты нужно было повесить на пустую стену в комнате и ежедневно протирать специальной белой тряпочкой, входящей в набор. Каждую неделю дома обходили сотрудники "полиции нравов" и проверяли степень чистоты портретов.
Демик рассказывает и о значках с портретами руководителей, которые выдавались жителям страны. Значок нужно было носить на груди слева – у сердца. О том, что Ким Чен Ын станет преемником своего отца, стало ясно еще в 2006 году, когда руководству Трудовой партии начали выдавать значки с его портретом.
Фото: ТАСС/Kyodo News
Права человека
Конституция КНДР гарантирует соблюдение свободы слова, печати, собраний, демонстраций и объединений, совести и научной и литературно-художественной деятельности, а также права подавать жалобы и заявления и права на труд и свободу. На практике нормы закона не выполняются.
Согласно Уголовному кодексу КНДР, смертная казнь применяется за преступления против государственного суверенитета и преступления против народно-освободительной борьбы – то есть казнить могут по политическому делу. Как следует из резолюции ООН 2005 года, в действительности казнят здесь и за такие провинности, как путешествие за границу.
Среди отмеченных ООН нарушений прав человека в КНДР – пытки и другие бесчеловечные или унизительные виды обращения с людьми, отсутствие судебного процесса и верховенства закона, всеобщие ограничения свободы мысли, совести, вероисповедания, слова, мирных собраний и объединений, доступа к информации.
Фото: wikimedia.org/Mark Fahey
Самокритика
В середине ХХ века жителей Северной Кореи обязали посещать после работы обязательные лекции-политинформации. Раз в неделю каждый гражданин страны проходил процедуру самокритики – признавался во всех несоответствующих генеральной линии ("Десяти принципам основания системы одной идеологии") поступках. Плохим поступком считалось, например, недостаточное рвение. Барбара Демик называет этот процесс северокорейским аналогом христианской исповеди.
Регулярный "собрания подведения итогов" проходят в КНДР до сих пор. По рассказам перебежчиков в Южную Корею, сегодня к ним относятся не так строго, например, при плохом самочувствии или занятости на работе вместо устного отчета можно передать с соседом письменный. Однако обсуждать бессмысленность собраний нельзя – это грозит серьезными наказаниями.
Кадр из фильма Че Гён Сун "Колокольчик" (1987)
Кимчи
Одна из сцен фильма "В лучах солнца" посвящена поеданию кимчи. Строго говоря, кимчи едят не только в Северной Корее, но и в Южной, однако именно здесь эта острая квашеная капуста приобрела статус важнейшего продукта.
Во-первых, вкусно, во-вторых, полезно (в 2009 году Сеульский университет зафиксировал успешный эксперимент по излечению куриц, больных птичьим гриппом, с помощью кимчи!), в-третьих – довольно дешево. А еще это хорошая закуска к традиционному корейскому крепкому алкогольному напитку соджу (рисовая водка), в котором не отказывают себе ни в Северной, ни в Южной Корее.
Кадр из фильма Виталия Манского "В лучах солнца"