Новости

Новости

26 апреля 2018, 15:55

Культура

"Из советского Печерский стал просто человеком": Хабенский о фильме "Собибор"

Режиссерский дебют актера Константина Хабенского, исторический фильм "Собибор", выйдет в российский прокат 3 мая. Военную драму о единственном успешном восстании в нацистском лагере смерти в октябре 1943 года уже успели показать в Варшаве. Российская премьера прошла на родине героя – в Ростове-на-Дону, где до сих пор живут родственники Александра Печерского, организовавшего восстание в Собиборе 75 лет назад.

В преддверии выхода фильма Хабенский рассказал о первом режиссерском опыте, героях картины и реакции на нее в Польше.

Видео: YouTube/iVideos

Октябрь 1943 года. В лагерь смерти, организованный нацистами в Польше, вагонами привозят людей: на словах на переселение и новую жизнь, а на деле – в газовые камеры. Советский офицер Александр Печерский (роль которого исполняет сам Хабенский) понимает, что единственным способом избежать верной гибели станет только побег. Бежать удалось почти 300 узникам. После этого Собибор был закрыт и стерт с лица земли. На его месте немцы вспахали землю, засадили ее капустой и картофелем.

По словам Хабенского, картина основана на реальных событиях, но некоторые детали в ней были дофантазированы. Ведь, в первую очередь, он хотел показать людей, оказавшихся в условиях концлагеря.

Над фильмом, съемки которого проходили два года назад, работали кинематографисты из разных стран. Команда фильма интернациональная, в нем снимались немецкие, польские, голландские, французские и русские актеры (Кристофер Ламберт, Мария Кожевникова, Фелисе Янкелль, Михалина Ольшанска и другие). Хабенский предпочитает говорить, что главный персонаж картины – концлагерь "Собибор", а все остальные роли второстепенны.

Съемочная группа и сам режиссер пока не делают прогнозов об успехе картины. Но точно уверены, что фильм войдет в историю. Хотя бы потому, что это первая картина в российском прокате, пять процентов доходов от которой пойдут на спасение жизней детей.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

О возрастных ограничениях

Ограничения у фильма 12+. "Мы на это пошли сознательно, понимая, в какие компьютерные игры играют современные дети. Поэтому наш фильм – это легкий вариант, по сравнению с тем, что они видят в этих играх", – сказал Хабенский.

О мировом прокате

Многие страны Европы купили права на прокат фильма. Его будут показывать в Японии и Австралии, а сейчас ведутся переговоры картину за океаном.

"Что касается места "Собибора" в российском кинематографе... Я бы не хотел заниматься теорией, это самое последнее дело, – признается актер и режиссер. – Давайте послушаем, что будут говорить, как будут говорить, будут ли вообще вспоминать или забудут, как страшный сон. Но мне кажется, что эта картина запомнится, в первую очередь, тем, что, по-моему, это первый фильм в нашем прокате, от которого пять процентов с каждого билета будет уходить в благотворительный фонд на помощь детям в борьбе с онкологией головного мозга".

Об истории и людях

Любая тема, если она касается людей, деликатная. Все остальное – это кумачовые вещи, какие-то широкие мазки. Человек становится "прозрачным", максимально проявляется, когда находится на грани между жизнью и возможностью через пять секунд умереть. "И мне показалось, что эта история дает все возможности, чтобы поизучать, пофантазировать и попытаться, может, местами парадоксально, но показать людей", – добавляет Хабенский.

Он отметил, что фильмы на подобную тему должны, как минимум, не оставлять зрителя равнодушным. "Это очень важно. Нельзя подобные фильмы рассказывать не авторским тоном. Нельзя равнодушно, с "холодным носом" читать лекции о таких событиях. Нужно максимально подключаться к этой волне – и самому, и коллегам, и зрительному залу", – уверен Константин.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

О восприятии и польском зрителе


По словам Хабенского, он нашел ответ на вопрос "на кого ориентирован этот фильм": на людей, которые умеют чувствовать, сопереживать, не боятся проявления своих чувств. А такого зрителя в нашей стране много.

"У нас была премьера в Варшаве, – рассказал режиссер, – и польский зритель ничем не отличается от нашего. Думаю, что мы совершим такое турне по Европе, по миру, и я очень надеюсь, что неравнодушная реакция будет во всех странах. Я отталкиваюсь от себя: если меня эта история и фильм волнуют, значит, может взволновать и других людей".

О работе с архивами

Декорация концлагеря была воспроизведена по тем чертежам, которые сохранились. Что касается "безумной, пьяной вечерники", страшной ночи – это почти на сто процентов фантазия создателей. "И, мне кажется, эта фантазия доведена до истории мифологии: чтобы там прочитывались и Библия, и римские колесницы, и Древняя Греция. Это создание нового мифа, это попытка какого-то страшного шаржа", – добавил он.

О Кристофере Ламберте

Актерам свойственно играть разные роли и ломать стереотипы. Идея пригласить Кристофера в нашу историю – это идея продюсеров, и она связана не только с тем, что он выдающийся актер, но и с европейским прокатом. Нужна была величина, которая помогала бы нам с продвижением.

"И я ни на секунду не пожалел, что он вошел в нашу историю, – отметил Хабенский. – Мне кажется, мы придумали, дофантазировали, довели до точки этого человека (Карла Френцеля, роль которого в фильме исполнил Кристофер Ламберт – прим. ред.). Человека, которого как бы мы ни пытались оправдывать, оправдать невозможно. В фильме есть один момент, когда он пытается валить все беды на отца: это очень понятно, очень по-человечески, когда мы на кого-то пытаемся свалить свои беды. В этот момент у зрителей возникает скорее не сопереживание, а просто мысль: "Парень, как же тебе не повезло". Мы никого не оправдывали".

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

О немецких офицерах

Режиссер рассказал, что ему не хотелось показывать немецких офицеров "просто функциями": хотелось придумать всем какие-то подробности биографии: как они там оказались и как они пытаются спрятаться от того, что происходит.

"Спрятаться – это тоже свойственно человеку. Кто-то прячется в пьянство, кто-то – в обещания матери, что он изменит жизнь, и она будет купаться в шелках, кто-то пытается спрятаться в будущую фотовыставку, живя в перспективе того, что это все когда-нибудь закончится. Но все равно, как бы мы их ни разбирали, ни придумывали им судьбы, менталитет наших граждан, нашего зрителя, никогда их не оправдает", – подчеркнул Хабенский.

О роли режиссера


"Работать в качестве режиссера – это самое сложное, я действительно хорошо чувствовал себя в роли актера. Но видимо те знания, которые я приобрел, общаясь с режиссерами, с блестящими операторами, художниками, были для меня какими-то базовыми, и я решил войти в эту воду и попробовать свои силы. Но это не значит, что я завтра приступаю к съемкам нового фильма", – признался он.

О "начали" и "стоп"

Процесс съемок был довольно простым. "Был помощник, литовский парень примерно с меня ростом, у него была рация, по-моему, он не говорил по-русски", – пояснил режиссер.

"Я не говорил "начали", не говорил "мотор", я просто говорил "стоп", когда считал, что нужно закончить кадр", – добавил Хабенский. Был второй болгарский режиссер Бобби, он руководил съемочным и организационным процессом на площадке.

Что касается монтажа, было где-то 34 версии фильма: режиссер монтажа, соавтор фильма, Юрий Троянкин, внес очень большой вклад в то, чтобы эта история была такой, какой вы ее увидите.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Об эпизодах и концлагере


Режиссер специально достаточно лаконично и с минимальными объяснениями рассказал истории всех людей. Главный герой – это концлагерь, лагерь смерти. Все остальные – эпизоды, проходящие в жизни этого главного героя. Какой-то эпизод моментально пролетает, другой – задерживается, пытается сопротивляться, хитрить, что-то придумывать, страдает. Но все это – "эпизоды в жизни этого страшного главного героя, который насыщен веселой эстрадной музыкой, это какое-то чудовище".

В фильме все подробности героев сказаны у кого-то одним, двумя словами. Но есть биография каждого человека. Так, Лука приехала с Печерским из минского лагеря, она знает историю неудачного побега, знает, с каким грузом прибыл Печерский: он остался жив, а каждого десятого в минском лагере расстреляли.

Она всячески пытается его успокоить, наивно, по-детски, с верой в то, что "взрослые" придут, и все сделают, и все исправят. Но эффект получается противоположный: он снова находит в себе силы для того, чтобы противостоять. И, более того, в какой-то момент из человека советского он становится просто человеком. "Это очень важно, потому что, в моем понимании, человека советского больше беспокоят общественные вещи, коллектив, а никак не личные, касающиеся его и людей, находящихся рядом с ним. И Печерский находит в себе силы для этого перелома", – объяснил режиссер.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика