В Москве выступит Alias Kid – новая гитарная команда из Манчестера, ведомая к вершинам славы гуру музыкальной индустрии Аланом Макги – тем самым, кто когда-то открыл миру Oasis и много других, не менее прекрасных английских групп. Обозреватель m24.ru напоминает, какими еще талантами богат север Англии, и за что нам стоить благодарить Манчестер.
Фото: facebook.com/aliaskid
Примерно в эти же дни тринадцать лет назад в российский прокат через год после его мировой премьеры вышел фильм "Круглосуточные тусовщики", посвященный расцвету британского панк-рока, безумным рейвам и новому музыкальному направлению "мэдчестер".
Картина, наполненная персонажами-музыкантами, почти неотличимыми от их прототипов в реальной жизни, впервые преподнесла Манчестер – индустриальный город на севере Англии – не как мрачное, угрюмое и депрессивное место, а как центр новых музыкальных течений, творческую мастерскую невероятных масштабов. Каждый житель города так или иначе связан с музыкой, потому что, кажется, иного выбора у манкунианцев просто нет. Не зря много лет спустя после происходящих в фильме событий бессменный гитарист и духовный лидер культовой брит-поп группы 90-х Oasis Ноэль Галлахер скажет: "Манчестер – все начинается здесь".
На самом деле все началось еще раньше: Манчестер всегда был местом, уникальным с точки зрения музыкальных вкусов его жителей. И если в Лондоне уже давно поставили ход музыкальной истории на коммерческий поток, проводя экскурсии от одной студии до другой, а в Ливерпуле, кажется, не осталось даже спичечного коробка без сувенирной символики The Beatles, то тусовщики Манчестера вместо того чтобы заниматься собственной популяризацией в глазах туристов, негромко чтут свои традиции. Ну а на все вопросы отвечают громкой и уверенной музыкой, после чего предлагают особо любопытным ознакомиться со списком тех групп и музыкантов, которые обязаны своим появлением на свет Манчестеру.
Впрочем, еще до того, как активисты-музыканты Говард Девото и Пит Шелли из только что появившейся группы Buzzcocks (не сыгравшей, правда, к тому моменту еще ни одного концерта) в 1976 году организовали в родном Манчестере выступление отчаянных панк-рокеров Sex Pistols, положив начало для появления десятка новых групп, суровый северный город уже был знаменит на всю страну.
"Манчестер – все начинается здесь"
Именно здесь в 60-е зародилось музыкальное танцевальное направление northern soul, или северный соул. Все выходные до самого утра диджеи крутили пластинки в Twisted Wheel – клубе, куда ради этого стекалась молодежь со всей страны. Несмотря на годы northern soul до сих пор невероятно популярен в Англии: британский певец Джон Ньюман, например, боготворит эту музыку и непревзойденно под нее танцует, о чем свидетельствует клип на его песню Love Me Again.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: JohnNewmanVEVO
Все могут короли и панк-рокеры
Экономический и индустриальный кризисы дали о себе знать. На смену энергичным танцам пришел панк-рок, на сцену вышли маргиналы и неудачники, песни которых нашли отклик в сердцах простых людей, единственным развлечением которых был просмотр футбола по выходным, пинта лагера после смены на заводе и драки по поводу и без.
В 1976-м уже упоминавшийся Шелли и Девото организовали в Манчестере первый концерт Sex Pistols – самый малочисленный по количеству публики, но самый знаковый. Почти все находившиеся в тот вечер в зале люди либо организовали свои собственные группы, либо оказали колоссальное влияние на развитие музыкальной индустрии не только своей страны, но и всего мира. Вот лишь неполный список зрителей того памятного концерта:
Убедившись на примере Sex Pistols, что для создания собственной группы вовсе не обязательно быть профессиональным музыкантом и, честно говоря, даже совсем не обязательно уметь на чем-либо играть, манкунианцы начали экспериментировать. Пару месяцев спустя в городе появились сразу две новые постпанк группы: The Fall и Joy Division. И если первая, ставшая одной из самых авторитетных независимых групп, существует до сих пор – с переменным успехом и зачастую в составе с только лишь ее единственным лидером Марком Э. Смитом, то история Joy Division закончилась 4 года спустя суицидом фронтмена Йена Кертиса, что, однако, не помешало оставшимся музыкантам создать New Order – впоследствии одну из самых коммерчески успешных британских электронных групп.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: RHINO
К счастью для Joy Division, на своем недолгом карьерном пути они повстречали Тони Уилсона – телеведущего и меломана, который открыл свой независимый музыкальный лейбл Factory Records. Именно на нем и было выпущено два единственных альбома группы, последний из которых увидел свет уже после смерти Кертиса – страдавший от тяжелых приступов эпилепсии музыкант не выдержал и покончил жизнь самоубийством. Несмотря на весь трагизм истории Joy Division, группа оставила после себя огромное наследие, став практически основоположниками постпанка. Творчеством Кертиса вдохновлялись The Cure, Dead Can Dance, Radiohead, Editors, Swans и, вне всякого сомнения, эта музыка еще окажет влияние на многих молодых музыкантов и тех, кто только готовится взять в руки гитары.
К счастью для Joy Division, на своем недолгом карьерном пути они повстречали Тони Уилсона
Круглосуточная вечеринка
Тем временем настроения в стране в целом и Манчестере в частности менялись: город если и не выходил из индустриальной депрессии, то нашел верный способ ее игнорировать. Его захватили банды, которые стали полностью контролировать ночную жизнь, включая клубы и бары.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: RHINO
Спрос рождает предложение: под влиянием алкогольного (и не только) угара музыка становится более электронной, клубной. Оставшиеся музыканты Joy Division уже под именем New Order выпускают на Factory Records пользующиеся огромной популярностью электронно-танцевальные треки, а сам Тони Уилсон параллельно с лейблом открывает The Haçienda – известный на весь север Англии ночной клуб внушительных размеров. The Haçienda стал символом целой новой эпохи в истории музыкальной сцены Манчестера, знаменитый как своими концертами (здесь впервые в Англии выступала тогда еще почти никому неизвестная Мадонна), так и менее приятными инцидентами: именно в The Haçienda была зафиксирована первая в истории Великобритании смерть от передозировки экстази.
На сцену выходит "мэдчестер" – новое направление, представляющее из себя смесь гитарной музыки и психоделии либо эйсид-хауса. Новыми героями сцены становятся Happy Mondays и The Stone Roses – простые парни, которых, впрочем, даже сложно было назвать рабочим классом – у этих музыкантов никогда и не было настоящей работы, по крайней мере, легального заработка, а все свои деньги они тратили на удовольствия.
Happy Mondays стали новыми звездами Манчестера и лейбла Тони Уилсона в частности. Стоит, правда, отметить, что именно эта группа и стала причиной разорения Factory Records и закрытия The Haçienda – Уилсон до последнего верил, что несмотря на все свои зависимости, музыканты смогут записать стоящий альбом и вложил в это все до последнего пенни, но прогорел.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: RHINO
Особняком стояли The Smiths: появившаяся в 1982-м еще одна группа из Манчестера, костяк которой составили Моррисси (еще один посетитель памятного концерта Sex Pistols) и гитарист Джонни Марр, отвергла предложение записываться на Factory Records (как мы уже знаем, это было весьма мудрое решение).
The Smiths уехали в Лондон и в пику расхлябанным Happy Mondays стали писать более интеллектуальные песни с упором на игру слов, аллюзии, метафоры и мощные гитарные партии Марра. Впрочем, и их постигла печальная судьба многих манчестерских групп – в 1987-м страдающий от алкоголизма и нервного истощения Марр покинул The Smiths, тем самым поставив точку в истории великой группы.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Let It Bleed • Revolver
Лихие 90-е: брит-поп
Закрытие и последующий снос в 90-х клуба The Haçienda принято считать окончанием эпохи безумных ночей "мэдчестера": наркотический угар выветрился, члены банд заняли свои места на тюремных нарах, музыканты отправились лечить нервы и здоровье в клиники и, казалось бы, сил на ночные кутежи ни у кого не осталось. Не тут-то было – оказалось, украдкой пробиравшиеся в Гасиенду подростки, дежурившие у черного входа дети повзрослели и взяли гитары в руки. В противовес упадническим настроениям популярного на тот момент американского гранжа и на волне ожидания позитивных перемен в экономике и политике страны в Великобритании набирает популярность новое музыкальное направление – брит-поп.
Стиль, ориентированный на возрождение гитарной музыки 60-х, с легкими, порой наивными текстами про секс, дружбу, любовь и большие возможности, который таит в себе этот, несомненно, опасный, но, черт побери, такой прекрасный мир. Новая волна удачно совпала со сменой правительства: после долгих лет консервативного режима к власти пришли лейбористы, Тони Блэр стал самым молодым премьер-министром за всю историю страны и одновременно символом светлого будущего, которое так восторженно воспевали звезды брит-попа.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: OasisVEVO
Самой яркой группой этого направления в Манчестере, во всей стране, а потом и в мире стали Oasis. Основу проекта составляли братья Ноэль и Лиэм Галлахеры, такие же герои рабочего класса, как и весь Манчестер – любители футбола и дешевого светлого пива. На том дворе они, возможно, и остались бы, не заметь их случайно на концерте в одном из баров великий гуру шоу-биза, тоже когда-то постоянный посетитель The Haçienda Алан Макги. Разочаровавшись в своих старых проектах, Макги, подорванное здоровье которого уже не позволяло ему вкушать от жизни все то, что еще можно было в эпоху "мэдчестера", отчаянно искал новый проект для раскрутки. Звезды сошлись: благодаря работе Макги, своему таланту и во многом скверному характеру (склочные Галлахеры постоянно лезли в драки и попадали в неприятные ситуации, за что журналисты их просто обожали), Oasis стали одной из самых популярных брит-поп групп в мире, но, к сожалению, тоже распались.
Новая эра
Впрочем, как мы знаем, история имеет свойство повторяться. Праздно прогуливающийся по Манчестеру наш старый знакомый Макги пару лет назад в одном из баров заприметил на сцене группу со странным названием Alias Kid. Как и с Oasis, уже несколько песен спустя известный менеджер предложил пятерым манкунианцам подписать контракт. Под опытным руководством Макги и его компании Creation Management карьера отвязных Alias Kid резко пошла в гору: группа выпустила дебютный альбом Revolt to Revolt, заслуживший похвалу критиков и британского музыкального бомонда. "Alias Kid – команда, в которой нуждается современный рок-н-ролл. Сердце, душа и огонь", – признался Том Мейган из Kasabian, а легендарный менеджер The Rolling Stones Эндрю Луг Олдэм вообще благословил молодых манков на покорение мира. За прошедший год Alias Kid стали любимыми гостями на эфирах BBC и Radio X, проехали всю Англию и Европу в турах с The Jesus & Mary Chain, Happy Mondays, Black Grape, Primal Scream, Echo & The Bunnymen, Reverend and The Makers и Sleaford Mods.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Alias Kid
Теперь Alias Kid едут с единственным концертом в Москву – выросшие и окрепшие, они обещают настоящий угар субботним октябрьским вечером в 29 октября в клубе Fassbinder. Музыкант, диджей и писатель Марк Рэклифф как-то сказал про свой родной город: "Манчестер – это то место, где все думают, что стол предназначен для того, чтобы на нем танцевать". Кажется, город не намерен сдавать своих позиций и готов поставлять мировой сцене все новых героев.
Наталья Шиняева
Время: 29 октября, 20:30