Новости

Новости

28 февраля 2017, 14:45

Культура

Орхан Памук: "А сейчас я побуду слоном"

Орхан Памук, один из самых известных турецких писателей, Нобелевский лауреат и любимый автор миллионов романтиков, живущих по всему миру, посетил Москву. В пятницу, 24 февраля, он получил премию "Ясная Поляна", присужденную ему за роман "Мои странные мысли" еще в ноябре прошлого года. После церемонии награждения в Российской государственной библиотеке Памук пообщался с журналистом Фёклой Толстой в формате публичного интервью о Льве Толстом, писательстве и счастье. M24.ru подготовило конспект рассказа писателя.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

О Льве Толстом

Я познакомился с его книгами, когда мне было около 20 лет. И хорошо, что не раньше – мне бы не хватило глубины понимания. Я читал и думал: бог ты мой, вся литература должна быть такой – дающей ощущение настоящей жизни. Читаешь и чувствуешь наслаждение от каждой детали. Ну вот, например: Облонский завтракает с Левиным в ресторане. Это мои любимые главы – реалистичные описания, точно схваченная жизнь.

Мы изучаем со студентами "Анну Каренину" в Колумбийском университете, если честно, я знаю ее наизусть. Это позволяет придумывать всякие каверзные вопросы для студентов на семинарах. На одном из занятий я спросил их, о чем последний монолог Анны. "А, – отвечают они, – да-да, знаем, она же в конце там совершила самоубийство, вот о нем и речь". Но для того, чтобы говорить о произведении Толстого, недостаточно ознакомиться с синопсисом, изложенным в "Википедии". Вся соль в деталях. В жизни, которую Толстой создает в своих романах.

О преподавании

Моя специализация – сравнительная литература, я не преподаю то, что называется creative writing, – не учу студентов писать. Как вообще можно кого-то научить писать? И с другой стороны – если у человека есть талант, он даже слушать не будет, что я там ему скажу.

На занятиях мне приходится быть и писателем, и профессором. Я часто вспоминаю историю из биографии Набокова. Он пытается получить работу преподавателя в университете, и все против, за – только один человек. И вот он говорит: "Он такой прекрасный писатель!", а ему отвечают: "Ну, если бы мы брали преподавать литературу только великих писателей, на должность преподавателя зоологии нужно было бы взять слона". Иногда я говорю: "Ну а сейчас я побуду слоном и расскажу, как я пишу романы".

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Об исторической правде в литературе

Где-то до середины ХХ века писателя оценивали по тому, насколько он точен. Доходило до абсурда. Ну, например, критик мог сказать: "В книге написано, что высота этого дерева – столько-то метров, а я навел справки, и вы знаете, на самом деле деревья этого вида тогда-то вырастали только до такой-то высоты". Сейчас таких критериев нет. Наоборот, сегодня такая дотошность свойственна лишь коммерческим писателям, которые выпускают исторический роман и объявляют: купите мой роман, вам откроется великая тайна.

Точность важна, но кому нужен роман, в котором все как в учебнике истории?

Все мои романы исторические. Сейчас я работаю над романом о закате Османской империи, действие в нем происходит в начале ХХ века. Читаю мемуары, работаю с художественной литературой того времени. Иногда я просто теряюсь: столько несостыковок.

Каждый исторический роман предполагает определенные критерии точности. Сейчас мы читаем "Войну и мир" как образец романа о войне 1812 года. Но при этом мы не осознаем, что Толстой писал его спустя 50 лет после описываемых событий. Он не был их свидетелем, ему пришлось поработать историком, копаться в мемуарах, узнавать, читать. Я постарался взять за образец подход Толстого – кажется, у меня это получается.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

О литературных приемах

Во время работы над романом "Странные мысли" я много общался с уличными торговцами. Речь в нем идет о бедном торговце Мевлюте, который переезжает в Стамбул из Анатолии в 1969 году. Я рассказываю о сорока годах его жизни. Разговоры с торговцами помогли мне создать портрет главного героя.

Когда я только задумал этот роман, я хотел написать его стандартно – от имени некого рассказчика, ну как Стендаль или Бальзак. Но пообщавшись со всеми этими людьми, записав их монологи, я отказался от первоначальной идеи и переплел повествование с рассказами от первого лица. Неплохая идея, мне кажется!

И о счастье

Сёрен Кьеркегор однажды высказал очень интересную мысль: счастлив тот человек, который может жить в настоящем. Он не скучает по прошлому и не мечтает о будущем.

Счастье связано с нашими материальными условиями нашей жизни – так принято считать. Но вот, например, Мевлют из "Моих странных мыслей" – очень бедный человек, но при этом счастливый. Почему он так счастлив? Он счастлив, потому что многого от жизни не ждал.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика