Новости

Новости

29 февраля 2016, 14:00

Культура

Выживший ради "Оскара": очевидные и невероятные итоги главной кинопремии

Фото: Zumo/ТАSS/David Bro

Результаты "Оскара-2016" можно охарактеризовать довольно просто: все самое предсказуемое за год. Интриг среди номинаций и лауреатов практически не было, и единственное, чем церемония удивила – это своими предварительными скандалами. Напомним: сперва на киноакадемию ополчились за то, что та обошла внимание темнокожих кинематографистов (почетный "Оскар" Спайка Ли не в счет, тем более что оказавшийся в апогее расового скандала режиссер решил церемонию бойкотировать), а затем подсыпал перца Иэн МакКеллен, заявив, что ЛГБТ-сообщество тоже недовольно, так как среди номинантов нет ни одного открытого представителя сексуальных меньшинств. Теперь киноакадемии придется быть осмотрительнее, но результаты таковы, каковы они есть. Мы стали свидетелями новой истории: не слишком интригующей, но вполне обоснованной.

Из предсказуемого: большую часть технических номинаций увез "Безумный Макс: дорога ярости" – продолжение постнуклеарной эпопеи о пустынных водителях. Невероятные тачки, сумасшедший драйв – "Безумный Макс" представляет собой торжество визионерства, да и вообще это, как метко выразился режиссер фильма Джордж Миллер, "фильм, который можно слушать ушами". И "Оскары" за лучшие костюмы, художественное оформление, монтаж звука, звуковое оформление и монтаж в целом – это вполне заслуженное достижение. У "Макса" в этом отношении практически не было конкурентов.

Кадр из фильма "Безумный Макс: дорога ярости"

Третий "Оскар" подряд уносит гений камеры Эммануэль Любецки – "Гравитация", "Бердмэн", а теперь и "Выживший": мастер длинного плана Любецки снимает так, что монтажных склеек мы в жизни не заметим (в "Бердмэне", если что, их около ста на весь фильм, но кто отыщет хотя бы десяток!), и тут у Любецки тоже не было конкурентов – слишком очевидно было мастерство оператора.

Сохранялась некоторая интрига в номинациях за лучшие роли второго плана. И тут обидно за Дженнифер Джейсон Ли и "Омерзительную восьмерку" Тарантино: "Оскар" достался Алисии Викандер за "Девушку из Дании". Фильм в целом не очень примечательный, но роль у Викандер сильная, с этим не поспоришь. И россиянам должно быть приятно: "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана ушел Марку Райлэнсу за роль советского разведчика Рудольфа Абеля. Его невозмутимое "А разве это поможет?", красной нитью прошедшее через спилберговский "Шпионский мост", пожалуй, одна из самых запоминающихся кинофраз последнего времени. Правда, обидно за Сильвестра Сталлоне. Он мог рассчитывать на приз за фильм "Крид", продолжение истории Рокки Бальбоа, который ушел из большого спорта и тренирует сына своего друга-соперника Аполло Крида, но в этот раз Слай остался без статуэтки.

Одним из самых трогательных моментов церемонии стал выход на сцену троицы роботов из "Звездных войн": C-3PO, R2D2 и новенький малыш-колобок BB8 под аплодисменты зала предстали перед зрителями, но это был, пожалуй, единственный триумф седьмой части франшизы. Несмотря на невероятный ажиотаж вокруг новых "Звездных войн" и сумасшедшие кассовые сборы (что, впрочем, было вполне предсказуемо – всем хотелось узнать, что же нового случилось в далекой-далекой Галактике), фильм получил в основном отрицательные отзывы как критиков, так и поклонников, а главное – самого Джорджа Лукаса: от его оригинальных идей компания "Дисней", которой Лукас неразумно передал права, не оставила и камня на камне.

Кадр из фильма "Звездные войны. Эпизод VII: пробуждение силы"

Аналогичного мнения придержалась и киноакадемия, прокатив "Звездные войны. Эпизод VII: пробуждение силы" в номинации, где у них, казалось бы, почти нет конкурентов. Приз за лучшие спецэффекты ушел очевидному аутсайдеру – картине "Из машины": фильм об искусственном интеллекте и человекоподобных роботах был представлен лишь в двух номинациях (еще мог получить в номинации за "Лучший сценарий", но там у него не было ни единого шанса по сравнению с мощной работой Томаса МакКарти и Джоша Сигера "В центре внимания"), но одну из них радостно получил: роботы и вправду завораживающе хороши и вчистую переиграли старичков из "Звездных войн".

Кадр из фильма "Из машины"

Не повезло нашему соотечественнику Константину Бронзиту – его короткометражный анимационный фильм "Мы не можем жить без космоса" (в меру наивный и чрезвычайно душевный) проиграл чилийской "Медвежьей истории" Габриэля Осорио и Пато Эскала. Выбор тоже в целом очевидный: уж больно эстетична и по-своему нежна оказалась "Медвежья история". Ну а в том, кто победит в категории "Лучший анимационный фильм", сомнений не было – "Оскар" ушел "Головоломке" (она еще номинировалась за лучший сценарий, но тут киноакадемия снова держала ушки на макушке и сюжет, вчистую скопированный из романа Мэтью Грина "Воспоминания воображаемого друга", оставила за бортом).

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Весьма достойно распорядилась киноакадемия призом за лучший документальный фильм: пронзительная и бескомпромиссная история Эми Уайнхаус покорила всех и вся. Ну а тех, кто до сих пор почему-то не видел "Эми", в обязательном порядке призываю бежать и смотреть: это действительно один из лучших документальных фильмов ушедшего года – да что уж говорить, и вправду лучший.

Кадр из фильма "Эми"

Музыкальные награды ушли к Эннио Морриконе за саундтрек к "Омерзительной восьмерке" Тарантино (и тут пришлось подвинуться даже мастеру Джону Уильямсу, номинированному за музыку к "Звездным войнам"), а "Оскар" за лучшую песню достался очередной серии "бондианы" – Сэм Смит так яростно спел в "Спектре", что конкурентов у него тоже практически не было (да и опять же в последнее время сольное мужское исполнение заглавной песни – редкая вещь для фильмов о Бонде).

Лучшим фильмом на иностранном языке стал "Сын Саула" (если быть предельно точным, то фильм надо называть, конечно, "Сын Шауля") венгерского режиссера Ласло Немеша: тема холокоста по-прежнему актуальна, и история о том, как узник Освенцима пытается похоронить своего сына по иудейскому обряду, конечно же, не могла остаться без приза. Один из самых страшных фильмов года унес заслуженный приз.

Кадр из фильма "Сын Саула"

Ну и наконец, главные номинации – и тут тоже никаких сомнений быть не могло: победителей можно было предсказать со стопроцентной точностью. Приз за главную женскую роль достался Бри Ларсон за "Комнату", очень точную и яростную работу. Ну а "Оскар" за лучшую мужскую роль – и тут сомнений, пожалуй, быть не могло – наконец-то унес с собою Леонардо Ди Каприо.

Бри Ларсон. Фото: Zuma/ТАСС/Yang Lei

Да простят меня поклонники Лео, но эта победа оказалась по большому счету пирровой. По сравнению с основными соперниками работа Ди Каприо в "Выжившем" – это набор довольно простых актерских этюдов: Леонардо играет фактически одну-единственную эмоцию (хотя, бесспорно, делает это отлично) и в сравнении, скажем, с тем же Майклом Фассбендером, бесспорно, проигрывает. Заглавная роль Фассбендера в "Джобсе" – это совершенный, всеобъемлющий труд: он балансирует на грани между пронзительной рефлексией и глухим сарказмом, и это ему отлично удается (финальную сцену на крыше можно хоть сейчас включать в учебники актерского мастерства). Но, увы, киноакадемия в этот раз решила оправдать надежды миллионов поклонников Ди Каприо, свой "Оскар" Лео фактически "высидел": так что это скорее "Оскар" за выслугу лет, а не за "Выжившего".

Фото: Zuma/ТАСС/David Crane

"Выживший" получил еще одну ключевую статуэтку – Иньярриту получил приз за лучшую режиссуру, и многие думали, что фильму скорее всего достанется и приз за лучший фильм. Но и здесь киноакадемия оказалась чрезвычайно мудра: дело в том, что получить главный приз года "Выживший" не мог ни при каком раскладе. Российскому зрителю неведомо, но историю Хью Гласса американские школьники знают с детства назубок, и тем яснее невероятное противоречие, которое заложено в фильме Иньярриту с реальной историей. Дело в том, что Хью Гласс действительно прошел через кучу тягот и опасных путешествий, а затем отправился на поиски своего обидчика. И нашел, но вот тут начинается история вовсе не мести, а тотального всепрощения: Гласс не убил бросившего его Фицджеральда, а просто отнял у него свое ружье. И если бы лучшим фильмом года вдруг стал фильм, в котором история о прощении превратилась в историю звериной мести, боюсь, это был бы слишком отчетливый сигнал того, что с моралью в нашем мире, и без того неспокойном, что-то не так.

Кадр из фильма "Выживший"

Лучшим фильмом стал тоже спорный, но не такой одиозный с точки зрения морали фильм Томаса МакКарти "В центре внимания". История расследования журналистов The Boston Globe, раскрывших сексуальные скандалы в лоне католической церкви – это, конечно, тоже не сказка про Колобка, но с точки зрения отстаивания общечеловеческих ценностей этот фильм куда правильнее "Выжившего".

Кадр из фильма "В центре внимания"

Итак, призы нашли своих обладателей: церемония "Оскара" завершилась, и это, повторюсь, была одна из самых предсказуемых церемоний за всю историю кинонаграды. Тем не менее можно с радостью констатировать, что на этот раз мнение киноакадемии почти стопроцентно совпало с мнением зрителей, а всегда, согласитесь, приятно ощущать себя если не умнее кинокритиков, то по крайней мере приравнять себя к самому авторитетному киножюри на свете. На этот раз так и получилось. Ну и за Ди Каприо можно, конечно, порадоваться: даже не представляю, что случилось бы с парнем, если бы он и в этот раз остался без заветной статуэтки.

Павел Сурков

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика