Фото: ИТАР-ТАСС
Московские власти до конца 2014 года разработают схему зонирования приаэродромных территорий, то есть определят, что можно строить в радиусе 30 км от аэропортов "Внуково" и "Остафьево", рассказали M24.ru в департаменте развития новых территорий. Глава ведомства Владимир Жидкин пояснил M24.ru, что разрешенные виды строительства будут определены в зависимости от близости к аэропорту. В пресс-службе ведомства добавили, что застройщики, которые подготовят проекты планировки, не соответствующие схемам, не смогут пройти Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК) и получить разрешение на строительство.
"У воздушных гаваней есть определенная граница влияния на застройку, к примеру, при шуме в 75 децибел можно строить нежилые коммерческие объекты, склады, логистические центры, рекреационные зоны, офисные здания", - сказал Владимир Жидкин. По его словам, для строительства в санитарной зоне - 30 км от аэропорта, необходимы дополнительные замеры шумов, согласование руководства аэропорта, а также Роспотребнадзора.
"Мы разработаем территориальные схемы ТиНАО, в рамках которых будет указано, где в приаэродромных зонах можно вести строительство. Это зависит от глиссады - траектории полета самолета, по которой он снижается перед посадкой. В некоторых случаях строить можно и ближе, если сделать шумоизоляцию", - сказал Жидкин. Отметим, что согласно СанПиНам, уровень шума в жилых комнатах не должен превышать 55 децибел.
Как пояснил M24.ru советник руководителя департамента развития новых территорий Валерий Зубахин, территориальные схемы ТиНАО утвердят к концу 2014 года. Он подчеркнул, что после этого процедура согласования строительства для застройщика станет намного понятнее и прозрачнее. "Застройщик увидит на схемах разрешенные типы построек и выберет себе площадку", - сказал Зубахин.
Напомним, в районе Остафьево планируется возведение крупного агропромышленного комплекса.
Отметим, что девелоперы, работающие на приаэродромных территориях, и сегодня должны согласовывать строительство с руководством аэропортов. За нарушение этой нормы застройщикам грозит штраф до 300 тысяч рублей, пояснил адвокат Олег Сухов. Несмотря на это, половина девелоперов начинает строительство без разрешения. Цены на квартиры, расположенные на приаэродромных территориях, намного ниже среднерыночных. Так, например, двухкомнатную квартиру в трехэтажном пентхаусе в двух километрах от "Внуково" (16 км от Москвы) можно купить примерно за 5 млн рублей. Для сравнения, аналогичная квартира, в 15-16 км от Москвы, на Ленинградском шоссе стоит уже около 10 млн рублей.
Как пояснил директор Центра экологической безопасности гражданской авиации Александр Корольков, планы внести зонирование приаэродромных территорий в терсхемы ТиНАО позволят усилить влияние руководства аэропортов на застройку близлежащих земель. "Сейчас многие застройщики или не знают, или не хотят согласовывать свои постройки с начальником аэропорта, об этом говорит количество жилых домов в этой зоне. Хотя на расстоянии 5-10 км от воздушной гавани уровень шума составляет примерно 75 децибел", - отметил Корольков. По его словам, к серьезным последствиям для здоровья такое соседство может и не привести, но постоянный шум вызывает стресс и раздражение, которое будет накапливаться у жильцов дома.
Аэропорты пытаются воздействовать на нелегальных застройщиков, сказала М24.ru пресс-секретарь "Внуково" Елена Крылова. "Но аэропорт не может их штрафовать, хотя мы периодически составляем списки и отправляем их в Росавиацию. Перечни мы формируем по жалобам жителей на шум, но, с другой стороны, москвичи сами покупают квартиры в такой близости от аэропорта", - пояснила Крылова.
Как пояснил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский, все жалобы от аэропортов ведомство направляет в транспортную прокуратуру. Между тем на рассмотрении в правительстве РФ сейчас находятся поправки в Воздушный кодекс, требующие от девелоперов согласования строительства на приаэродромных территориях не только с руководством аэропортов, но и с Росавиацией. "Мы ждем принятия законопроекта, вся база для контроля есть", - отметил Извольский.
По словам адвоката Сухова, большая часть незаконных строек на приаэродромных территориях легализуется. "Расчет инвестора, действующего без согласования, простой - начать стройку, а потом как-нибудь ее узаконить, - пояснил он. - В свою очередь, только 50% покупателей жилья проверяют все документы девелопера, в основном, их интересует только план квартир, дома и сроки строительства". Адвокат отметил, что прокуратура, заинтересовавшись незаконными постройками, может добиться их сноса, но, в основном, девелоперы все-таки легализуют свои дома. "Жильцы домов, купившие шумную квартиру, все претензии могут предъявлять только к застройщику", - заключил Сухов.
По словам генерального директора "МИЭЛЬ-Новостройки" Софьи Лебедевой, в районе аэропорта "Внуково" находятся жилые комплексы "Спортивный квартал" (12 км от аэропорта "Внуково"), "Зеленая Москва-2" (около 10 км), "Переделкино Ближнее" (13 км), "Сосны" (23 км), экопарк "Горчаково" (16 км). "Понятно, что в столице территория в 30 км не может быть освобождена от застройки, учитывая, что, например, "Внуково" находится в 10 км от Москвы. Однако существует так называемая зона шумового воздействия - радиус 5 км от аэропорта, которую необходимо выдерживать для обеспечения комфортного проживания", - сказала Лебедева.
Марина Курганская