Фото: m24.ru/Александр Иванов
Вопрос участия сборной России по легкой атлетике в Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро решится 17 июня в Вене на совете Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Обозреватель m24.ru напоминает о том, из-за чего такой вопрос вообще включен в повестку дня и поясняет, от кого сейчас зависит судьба российского спорта.
Спорт заменила политика
История, продолжение которой переросло в самый крупный допинговый скандал не только российского, но и мирового спорта, началась полтора года назад – в декабре 2014 года. Тогда на немецком телеканале ARD вышел документальный фильм журналиста Хайо Зеппельта, который рассказал о систематическом применении допинга российскими легкоатлетами. В связи с этим Международное антидопинговое агентство (WADA) решило провести расследование, которое привело к тому, что совет IAAF 13 ноября 2015 года приостановил членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в организации на неопределенный срок и поставил под угрозу участие российских легкоатлетов в Олимпийских играх.
С этого момента и по сей день спорт в России отошел на второй план. То, что происходило в последние месяцы, нельзя назвать никак иначе, как большая политика. За право попадания на Олимпийские игры боролись не на стадионах, а в кабинетах разного уровня. К февралю специально созданная для решения данного вопроса комиссия получила от IAAF список требований, который нужно выполнить для удачного завершения процесса, но ситуация буквально сразу же усложнилась еще сильнее…
Давление на Россию усилилось в связи с тем, что у десятков наших спортсменов, включая олимпийских чемпионов, в крови был найден мельдоний – препарат, который с 1 января 2016 года считается допингом. Конечно, его нашли не только у россиян, но список наших спортсменов был достаточно длинным, да и время неподходящее. Так или иначе, в течение четырех месяцев "воевать" приходилось как минимум на два фронта. И если в ситуации с мельдонием практически всем спортсменам из России сделали поблажку (Мария Шарапова – исключение, но это уже другая история), и они не были дисквалифицированы, то назвать удачной кампанию по возвращению российской легкой атлетики в большой спорт едва ли можно.
Новые обвинения
Фото: ТАСС/Виталий Белоусов
Дело в том, что серия фильмов о допинге в российском спорте на немецком телевидении продолжилась и после ноября 2015 года. Героями мартовского фильма стали исполняющая обязанности генерального директора Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Анна Анцелиович, тренеры Владимир Мохнев и Юрий Гордеев, которые обвиняются авторами в нарушении антидопинговых правил. МОК также упоминался в фильме как организация, поддерживающая Россию. Тогда ВФЛА и Министерство спорта пообещали проверить всю информацию о допинге в российском спорте, а также еще раз выразили готовность к полному сотрудничеству со всеми вовлеченными в процесс структурами. В марте и апреле на какое-то время даже показалось, что мировое сообщество понимает Россию и готово идти на компромисс, но вышедшая 8 июня очередная серия фильма стала настоящим ударом в спину в преддверии совета IAAF.
В новом фильме со ссылкой на экс-главу московской антидопинговой лаборатори Григория Родченкова, в частности, говорилось об участии министерства спорта и лично министра Виталия Мутко в сокрытии допинг-пробы футболиста "Краснодара" (его имя не называлось). Родченков также утверждал, что советник Мутко Наталья Желанова помогала скрывать положительные допинг-пробы россиян и оказывала давление на WADA.
Кроме того, в фильме утверждается, что Желанова участвовала в передаче денег за сокрытие положительных допинг-проб в IAAF, а также вместе с Мутко оказывала влияние на президента WADA для прекращения расследования в отношении России. Таким образом, Желанову назвали чуть ли не "серым кардиналом", а министерство спорта обвинили в сговоре.
Нельзя не вспомнить, что в мае тот же Родченков в интервью New York Times заявил, что как минимум 15 медалистов Олимпийских игр 2014 года в Сочи были частью "допинговой программы" России, направленной на доминирование на домашних Играх. По его словам, российские эксперты антидопинговых служб тайно подменяли образцы мочи со следами допинга на "чистые" пробы, которые были собраны несколько месяцев назад.
Трудное решение
Фото: m24.ru/Роман Васильев
Естественно, все обвинения российские спортивные власти отвергли, а доказательств Родченков не предоставил. В министерстве спорта назвали заявления Родченкова никак иначе, как "сведением личных счетов", а также напомнили, что именно Родченков был признан комиссией WADA расследования лицом, которое покрывало пробы и, более того, распространяло допинг.
Сложно не согласиться с Мутко в том, что любые заявления Родченкова стоит рассматривать именно с учетом данного факта, но сейчас вопрос в том, кому поверят больше именно на данную минуту в нынешней политической ситуации.
Может так случиться, что решение совета IAAF повлияет не только на легкоатлетов, но и на всю сборную России в целом. В мае президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах не исключил возможность отстранения сборной России от участия в летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро.
Бах считает, что "международные федерации и МОК должны будут принять трудное решение о коллективной или индивидуальной ответственности". С тем, что решение – как IAAF, так и МОК – не будет легким, сложно не согласиться. В любом случае, российская сторона вынуждена будет его принять.