Новости

Новости

Продюсер Игорь Толстунов рассказал о российском кинорынке

Продюсер Игорь Толстунов рассказал о российском кинорынке

Кинопродюсер Игорь Толстунов прочел лекцию "Как запустить киностартап". На ней слушатели узнали, в чем особенности продюсирования зрительского и авторского кино в России и как устроен российский кинорынок. Прямую трансляцию мероприятия провело сетевое издание M24.ru.

Игорь Толстунов - генеральный директор кинокомпании "Профит", главный продюсер "Кинотавра". В списке его проектов - картины "Ворошиловский стрелок", "Водитель для Веры", "Все умрут, а я останусь", "Питер FM", а также авторские фильмы Киры Муратовой и Веры Сторожевой. Один из ведущих кинопродюсеров России, создатель порядка 40 полнометражных художественных фильмов. Обладатель премии Ассоциации кинопроизводителей Америки (MPAA) "За выдающиеся достижения в развитии частного фильмопроизводства в России" (1999) и один из пяти "самых перспективных кинопродюсеров России" по версии журнала Forbes (2005).

Родился 30 января 1957 г. в Москве. Окончил экономический факультет ВГИКа в 1978 г. С 1980 по 1990 гг. был заместителем директора, а затем директором картин Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Принимал участие в создании фильмов "Юность Петра" (1980), "В начале славных дел" (1980), "ТАСС уполномочен заявить…" (ТВ-сериал, 1984), "Петр Великий" (ТВ-сериал, NBC, 1983) и др.

С 1990 по 1995 гг. - директор "Студии ТТЛ".

В 1995 году Толстунов возглавил собственную кинокомпанию "Продюсерская фирма Игоря Толстунова" ("ПРОФИТ"). С 1995 по 2005 год был генеральным директором кинокомпании "НТВ-ПРОФИТ". С 2002 по 2006 г. – заместителем генерального директора телеканала СТС по собственному производству.

С 2000 по 2004 гг. он руководил отделением "Продюсирование и менеджмент кино и телевидения" на Высших курсах сценаристов и режиссеров (Москва).

Инициатор создания в 2005 г. "Студии дебютного фильма "Проба" (под эгидой Гильдии продюсеров России), на которой начинающие кинематографисты снимают свои первые короткометражные фильмы.

С 2005 по 2010 гг. – генеральный продюсер Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр".

Членство в профессиональных и общественных организациях и награды

- Европейская Киноакадемия ("Феликс")
- Российская Киноакадемия ("Ника")
- Российская телевизионная Академия ("ТЭФИ")
- Ассоциация теле- и кинопродюсеров России
- Правление Гильдии продюсеров кино России.

Основные награды

1992: Премия "Золотой Овен" - "Лучшему молодому кинобизнесмену года"
1994: Премия "Зеленое яблоко, золотой листок" - "Лучшему молодому продюсеру года"
1997: Премия "Золотой Овен" - "Продюсеру года"
1999: Приз Ассоциации кинопроизводителей Америки (MOTION PICTURE ASSOCIATION) за "выдающиеся достижения в развитии частного фильмопроизводства в России"
1999: Премия ТЭФИ в категории "Лучший телевизионный документальный фильм" - "Дом мастера" (о Сергее Эйзенштейне)
2003: Приз продюсерского жюри Открытого российского кинофестиваля ("Кинотавр") лучшему продюсерскому проекту – фильм "Радости и печали маленького лорда"
2004: Главный приз "Кинотавра" ("Золотая Роза"); приз жюри Гильдии продюсеров Российского кинофестиваля "Кинотавр" за Лучший продюсерский проект - фильм "Водитель для Веры"
2007: Главный приз Московского Международного Кинофестиваля (ММКФ) – фильм "Путешествие с домашними животными"
2010: Премия ТЭФИ в номинации "Продюсер фильма/сериала" за сериал "Школа".

ПРОФИТ

"Продюсерская фирма Игоря Толстунова" ("ПРОФИТ") образована в апреле1995 года. Дебютом компании стала картина "Три истории" Киры Муратовой. В октябре 1995 года "ПРОФИТ" совместно с телеканалом НТВ создали кинокомпанию "НТВ-ПРОФИТ". В 2005 году "Продюсерская Фирма Игоря Толстунова" вышла из состава соучредителей "НТВ-ПРОФИТ".

Компанией "ПРОФИТ" создано более 40 полнометражных художественных фильмов. Среди них такие хорошо известные и отмеченные наградами на различных кинофестивалях фильмы, как "Вор" (номинация на премию "Оскар"), "Восток-Запад" (номинация на премию "Оскар"), "Ворошиловский стрелок", "Мама", "Русский бунт" (приз XI ОРКФ "Кинотавр", приз "НИКА"), "Папа" (приз XVI ММКФ), "Водитель для Веры" (главный приз XV ОРКФ "Кинотавр"), "Питер FM", "Путешествие с домашними животными" (главный приз XXIX ММКФ), "Все умрут, а я останусь" (специальный приз 61-го Каннского фестиваля), "Тариф Новогодний" и многие другие.

На счету "Продюсерской фирмы Игоря Толстунова" также более 600 часов телевизионных фильмов и сериалов, произведенных по заказу ведущих телеканалов страны: экранизация романов Д. Донцовой и Т.Устиновой (СТС), "Школа" ("Первый"), "Громовы" ("Россия"), "День рождения Буржуя" и др.

Питчинг (от англ. to pitch - продвигать, рекламировать) – небольшая презентация кинопроекта, создаваемая для привлечения продюсеров и инвесторов. Питчинг бывает двух типов – сценарный и продюсерский. Сценарный подразумевает презентацию сценария драматургом. Сценаристы выстраиваются в очереди к продюсерам, стремясь продать свою работу. Продюсерский питчинг представляет собой поиск финансовых средств или рекламной поддержки для осуществления кинопроекта.

На Западе питчинг осуществляется в рамках крупных кинофестивалей: Каннского, Берлинского, Роттердамского и т.д. Практически ни один солидный фестиваль не обходится без него. В России продюсерский питчинг впервые состоялся на "Кинотавре" в 2007 году. Прямым результатом первого российского продюсерского питчинга стал выезд десяти русских продюсеров в Версаль на ежегодные встречи Франко-немецкой киноакадемии, куда до тех пор никогда не ступала нога российского кинематографиста.

По мнению Игоря Толстунова, питчинг – это скорее дань моде, нежели что-то серьезное. Лектор отметил: чтобы как можно скорее достичь желаемого, стоит рассказать о своем проекте напрямую сразу нескольким продюсерам. Исключение составляет Кинотавровский питчинг, который Игорь Толстунов считает намного интересней.

Участники питчинга 25-го юбилейного кинофестиваля "Кинотавр"

В этом году на питчинг поступило около полутора сотен заявок от продюсерских компаний из России и стран ближнего зарубежья. Из них отборочной комиссией в составе продюсеров Натальи Дрозд (кинокомпания СТВ), Юлии Мишкинене (кинокомпания VitaAktiva), Александра Цекало (кинокомпания "Среда") и куратором питчинга Анной Гудковой были отобраны 11 проектов – 7 игровых и 4 документальных.

Проекты художественных фильмов:

"Дети решают все" (продюсер С.Корнихин, режиссер А.Дашина)
"Поезд" (альманах, продюсер Л. Антонова)
"Снеговик" (режиссер А.Нужный)
"Человек, который удивил всех" (режиссеры: Н. Меркулова и А. Чупов)
"Коробка" (продюсер Е. Гликман, режиссер Э. Бордуков)
"Гора искушений" (продюсер А. Учитель, режиссер А. Аббасов)
"Темный" (продюсер Г. Алейников, режиссер С. Баскова).

Проекты документальных фильмов:

"Код города" (продюсер А. Селянина)
"Дневник Довженко" (продюсер Ю. Ильина, режиссер И. Малахов)
"Петь" (продюсер Д. Рошковска, режиссер О. Короткая)
"Звук и тишина" (продюсер А. Кончин, режиссер С. Самошина).

С 2011 года питчинг документальных проектов проходит на фестивале "Артдокфест". Также питчинги с участием сценаристов, продюсеров и режиссеров, проходят во ВГИКе на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Начинающим сценаристам и режиссерам, которые не знают, кому именно показать свой проект, Игорь Толстунов советует заглянуть в рейтинг Forbes.

Лидеры российского кинопроизводства по данным Forbes

В список лидеров российского кинопроизводства в 20013 году вошли 13 компаний: "Арт Пикчерз Студия", "Дирекция кино", "СТВ", "РОК", "ТаББаК", "Нон-стоп Продакшн", "ТриТэ", "Продюсерская фирма Игоря Толстунова", и "Централ Партнершип". Также список пополнили четыре новичка: "Стрела", "Рекун-синема", "Реал-Дакота" и "Энджой Мувис".

Лидеры российского кинопроизводства определялись исходя из успешности произведенных ими картин.

На какие рынки может рассчитывать продюсер

Помимо всевозможных вариантов, среди которых прокат на телевидении, Игорь Толстунов считает перспективным азиатский рынок, где российские кинофильмы выходят в кинопрокат, а это большая редкость на сегодняшний день. Так, картина "Метро" собрала там порядка 1,5 миллионов долларов.

Российские фильмы, добившиеся успеха в международном прокате

"Сталинград" стал третьим российским фильмом, собравшим в иностранном прокате более 16 миллионов долларов, и пятидесятым отечественным фильмом, касса которого за рубежом превысила один миллион долларов.

В феврале 2006 года городское фэнтези "Ночной дозор" собрало в Америке $1.5 млн. Еще семь лент совместного производства России с другими странами также заработали в североамериканском прокате более $1 млн. Это "Монгол", "Последнее воскресение", "Мачете убивает", "Русский ковчег", "Восток-Запад", "Возвращение", "Утомленные солнцем" и "Вор".

Основную кассу "Сталинград" освоил в Китае, где стал самой кассовой российской картиной ($12 млн) за всю историю. "Ночной дозор" лучше всего смотрели в Германии ($4.38 млн). А "Монгол" пользовался огромным успехом в США ($5.71 млн) и во Франции ($2.42 млн).

Исторический боевик Сергея Бодрова "Монгол", в производстве которого также принимали участие Казахстан и Германия, вот уже семь лет является самой кассовой ($20.02 млн) российской копродукцией (совместное производство) в иностранном прокате.

Лента Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор" десять лет удерживает звание самой кассовой ($17.87 млн) картины только российского (без других стран) производства в зарубежном прокате.

Анна Лебедева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика