Она говорила, что этого никогда не случится, что история завершена, что никаких продолжений о том, как сложилась взрослая жизнь героя, не будет. Она – это одна из самых успешных писательниц современности, образец литературной мечты, написавшая самую популярную и, безусловно, великую книгу современности. Джоан Роулинг все-таки сделала это: в свет вышла восьмая книга о Гарри Поттере.
Внимание! Текст содержит спойлеры.
Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень"
Если быть совсем уж честным, то "Гарри Поттер и проклятое дитя" (именно так называется книжка, которая ровно в полночь 31 июля появилась на прилавках британских магазинов) не совсем творение Роулинг. Это пьеса, которая написана драматургом Джеком Торном и режиссером Джоном Тиффани по сюжету Роулинг. Премьера пьесы состоялась днем раньше – уже 30 июля первые счастливые зрители смогли оценить новое, на этот раз сценическое воплощение истории Гарри.
Никто из киноактеров, снимавшихся в фильме о Поттере, в пьесе участия не принимает: Дэниэл Рэдклифф, исполнивший роль Гарри во всех фильмах о мальчике-волшебнике, даже отказался прийти на предпремьерный показ, сославшись на то, что "фанаты будут смотреть на меня, а должны смотреть на сцену". Тем не менее Эмма Уотсон, исполнительница роли Гермионы, на предпремьеру пришла, и никакого жуткого ажиотажа ее визит не вызвал.
То, что спектакль будет более чем успешен, сомнений нет: в продакшн вложены колоссальные деньги и "самое настоящее волшебство" реализуют на сцене, выполненив его в той же стилистике, что и в фильмах о Поттере. Визуальный ряд, судя по фото с премьеры, передан необычайно точно. Но можно ли сказать то же самое о тексте?
Фото предоставлено Павлом Сурковым
Автор этих строк "проглотил" восьмую книгу поттерианы за пару часов ночью, как только она появилась в свободной продаже на официальном сайте Pottermore. И, надо сказать, остался не разочарован – в отличие от многих других фанатов книжного сериала о юном (а теперь повзрослевшем) волшебнике.
Для английской литературы перенос новых сюжетов о старых героях на сцену – далеко не новая тенденция: чего стоит, например, пьеса "Черный кофе", вернувшая к жизни самого Эркюля Пуаро (она была впоследствии переработана в отдельный роман, и в качестве автора в нем честно стоит имя Агаты Кристи, а вовсе не Чарли Осборна, который подготовил новеллизацию пьесы). Так что Гарри, поверьте, оказался в отличной сценической компании.
Новая книга уже подверглась жесточайшей критике со стороны фанатов поттерианы – и, в целом, это понятно: мы получили довольно длинную (433 страницы) пьесу, в которой, конечно, появляются все любимые персонажи (даже те, кто давным-давно мертв, но это для волшебного мира Хогвартса – не преграда), но в этом тексте нет закрученности и одновременно легкости, которая была свойственна текстам Роулинг. Скорее, восьмая книга о Поттере больше всего напоминает очередную серию "Стар Трека": герои мотаются туда-сюда по времени, пытаются изменить прошлое, а в результате меняется настоящее (и, естественно, не всегда в лучшую сторону). Растянутый на четыре действия "эффект бабочки", конечно, может кого угодно свести с ума.
Сама Роулинг уже дала жесткий ответ всем доморощенным критикам, призывая их, с одной стороны, не спойлерить сюжет (хотя, в целом, уже посмотрев на кастинг, можно понять, о чем пойдет речь в восьмой части и кто именно затеет всю заваруху с беготней по оси времени), а с другой – выразив всестороннюю поддержку авторам сценической адаптации. Писательницу уже обвинили в высокомерии и чуть ли ни в презрении к собственным читателям, однако фанаты, ослепленные бескомпромиссной любовью к персонажам поттерианы, не могли не сообщить Роулинг о том, что они-то, дескать, знают, что лучше, а что хуже для Хогвартса.
Кадр из фильм "Гарри Поттер и философский камень"
При этом главная ценность восьмой книги – именно в разрушении фандомных (и потому – фантомных) миров: в ней мы видим все варианты возможного будущего. А что было бы, если бы победил не Гарри, а Волдеморт? А что было бы, если бы Рон не женился на Гермионе? А если бы Гарри распределили не на Гриффиндор, а на Слизерин? Вся первая половина "Проклятого дитя" посвящена ответам именно на эти вопросы: персонажи все те же, но они меняются местами, как фигуры на шахматной доске, и все равно продолжают разыгрывать собственную партию – цели и задачи у Гарри и его друзей-родственников не модифицировались, равно как и у противостоящих им сторон.
Правда от некоторых вещей российского поклонника Поттера при виде артистов, занятых в спектакле, может заштормить – касается это, прежде всего, Гермионы, которую играет (и, надо сказать, делает это блестяще) чернокожая актриса Нома Думезвени. С другой стороны, по поводу цвета кожи Гермионы в книгах Роулинг не сказано ни слова, а все артисты отбирались при участии писательницы лично – а кто, как не сама Роулинг, точно знает, как выглядят придуманные ею персонажи?
Но главная вещь, которая есть в "Проклятом дитя" – это культивация одной (и, вероятно, главной) идеи поттерианы, которая и делает эту книгу (по сути, все семь романов о Поттере – это одна большая книжка) по-настоящему ценной. Эта идея – подтверждение изменившегося в нашем мире статуса зла.
Как мы помним, сам Гарри Поттер оказался тем самым вместилищем зла – он стал одним из сосудов (в чудовищном русском переводе названных крестражами) для вместилища души лорда Волдеморта. Согласитесь, метафора не самая простая – внутри протагониста оказалось сосредоточено главное, вселенское зло: у Роулинг этот образ передан чрезвычайно ярко – душа Гарри представляется ему самому как огромный пустой вокзал, где под одной из скамеек пищит и плачет крохотный, сморщенный Волдеморт. И в самом деле в современном мире, где не знаешь, откуда ждать удара, носителем зла, насилия, агрессии может быть кто угодно, а в пределе – ты сам. Волдеморт живет в каждом из нас, и наша задача – вовремя его в себе обнаружить и ни в коем разе не позволить ему вырваться на свободу.
Кадр фильма "Гарри Поттер и дары смерти - 2"
Как показывает сюжет книги (я намеренно постараюсь обойтись без прямых спойлеров, но все же) – зло вообще и Волдеморт в частности оказываются чрезвычайно живучи: "Проклятое дитя" – это своеобразные "Двадцать лет спустя" поттерианы. Новая книга начинается ровно там, где закончилась последняя история канона – "Гарри Поттер и Дары Смерти". Прошло 19 лет с момента победы над Темным лордом, герои подросли, помудрели и уже не могут похвастаться щенячьей бесшабашностью. Но, как и в случае с тремя мушкетерами, в этом мире появится свой Мордаунт, одержимый идеей мести главным героям и направляющий все свои силы на очередное возрождение Волдеморта. Ну разве что этот Мордаунт – не сын главного злодея, а… Впрочем, Роулинг же просила не спойлерить, я и не стану.
Сравнение с "Тремя мушкетерами" опять же не лишнее – ведь четыре факультета Хогвартса суть не что иное, как четыре темперамента, уже представленные в литературе героями Дюма. Не трудно представить, куда бы направила Распределяющая Шляпа каждого из мушкетеров: холерик д’Артаньян отправился бы прямиком на Гриффиндор с его горячностью и отвагой, старший из друзей – Атос, рассудительный и не склонный к порывистым действиям, нашел бы себя на факультете Равенкло, любящий хорошие застолья и склонный к семейному уюту Портос так и просится на скамейку Хаффлпаффа, ну а обаятельный интриган Арамис, бесспорно, оказался бы одним из лучших учеников Слизерина.
И, возвращаясь к тому, о чем сказано раньше: при всей нестандартности текста (перед нами не роман, а все-таки пьеса, хотя и переполненная спецэффектами, колдовством и кучей новых заклинаний, некоторые из которых – действенные) "Проклятое дитя" – отличное дополнение и расширение мира Гарри Поттера. Роулинг вполне сознательно не прописывала свой волшебный мир досконально: в отличие, скажем, от Толкина или Джорджа Мартина, мир Поттера достаточно схематичен, даже сам Хогвартс условен, не говоря уже об окружающей его вселенной.
Конечно, канонические семь книг идеально дополняются легендариумом из "Сказок Барда Бидля" или бестиарием из "Волшебных тварей и где их искать", но Роулинг дает читателям идеальную возможность самим домысливать магическую вселенную. Хогвартс держится на наших с вами домыслах, и очередная – теперь уже сценическая – материализация Гарри и компании – всего лишь еще одно расширение этого прекрасного мира и вполне логичное продолжение истории.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
За те годы, что прошли после выхода седьмой книги, мир Поттера оброс многочисленными фанфиками, продолжениями и ответвлениями, написанными преданными фанатами – и, естественно, когда теперь мир, построенный верным фандомом Гарри оказывается разрушен коварными замыслами Роулинг – поклонники начинают протестовать против именно такого продолжения. Но ничего не попишешь – книга вышла, история зафиксирована.
Приключений, надо сказать, в восьмой книге хватает – как и порой откровенно страшных, совсем не по-детски жестоких, сцен. Впрочем, Роулинг нас и к этому приучила – зло действительно рядом: Волдеморт сидит в каждом из нас, но бояться его не надо. Потому как – это просто бессмысленно.
А вот как с ним сражаться – каждый решает сам. Опять же у каждого волшебника есть своя уникальная волшебная палочка. Кстати, уже упомянутый сайт Pottermore позволяет сгенерировать ее самостоятельно. Ну а в конце не забудьте сказать: "Шалость удалась!"
Ссылки по теме
- "Гарри Поттер и проклятое дитя" выйдет на русском к ноябрю
- В Великобритании стартовала продажа новой книги о Гарри Поттере
Павел Сурков