В интервью телеканалу "Москва 24" уральский писатель Алексей Иванов рассказал о работе над новой книгой "Горнозаводская цивилизация", любви к труду и отношениях между Москвой и Уралом.
- Алексей, расскажите об Урале так, чтобы москвичам захотелось туда поехать.
- Боюсь, что москвичам все равно будет не интересно. Чтобы рекламировать Урал через какой-то бренд, нужно, чтобы он был общезначим. Есть один такой бренд, по которому Екатеринбург, как главный город Урала, узнают по всей стране – расстрел царской семьи. Но это не правильно, не должен бренд основываться на катастрофе.
У Урала есть горные заводы. Что это такое, Россия не знает, к сожалению.
- Почему горнозаводская цивилизация вообще кому-то может быть интересна?
- Дело в том, что в ХVIII и в первой половине XIX веков эти горные заводы в России были организованы по принципу квазигосударства, то есть внутри огромной аграрной страны функционировали промышленные государства со своей административной структурой, властью, системой ценностей, культурой, ментальностью. Горнозаводская держава – это идеальный социум с индустриальным мышлением. Сейчас мы в стране строим постиндустриальное общество, нацеленное на потребление. А тогда было индустриальное общество – для созидания. В качестве эталонного социума горнозаводская цивилизация интересна не только России, но и всему миру, так как нигде больше промышленность не была построена по принципу государства, везде за основу брали бизнес.
Если это объяснить внятно, с картинками, будет интересно всем. Нельзя говорить, что уральская горнозаводская цивилизация оказала на мир такое же влияние, как древнегреческая.
Древнегреческая цивилизация – социум, где поклонялись гармонии, древнеегипетская подразумевала поклонение власти, на Урале поклонялись труду.
- Могут ли заинтересовать остатки индустриальной цивилизации туристов?
- Есть уникальнейших завод-музей в Нижнем Тагиле. Это интересный аттракцион с точки зрения активного туризма. Например, река Чусовая в свое время была превращена в водный конвейер по спуску продукции в центральную Россию. Там устраивали искусственное цунами, на котором неслись караваны горнозаводских судов.
- Вы первым сформулировали идею горнозаводской цивилизации?
- Нет. Впервые это сделал профессор Пермского университета Богословский в 20-х годах. Его идеи возродились только в конце 90-х.
- События, которые произошли в период с 1920-х по 2014 год, не размыли следы горнозаводской цивилизации?
- Размыли. Надо успеть схватывать. Не поймаем – исчезнет навсегда.
- А вы – выходец из горнозаводской цивилизации?
- Думаю, да. Самое главное – реализовываться посредством своего труда. Кто-то самореализуется через власть – это наследие крестьянского социума; кто-то – через бизнес, и это наследие промысловых хозяйств Севера; кто-то через социальные практики – это казачество.
Но еда заканчивается быстрее, чем амбиции. Поэтому индустриальная система ценностей будет всегда.
- В одном из интервью вы говорили, что Урал определяется не как наследие заводской державы, а как край всего мистического и фантазийного. Речь, например, о Перевале Дятлова. Так что в итоге: заводской это край или мистический?
- Я говорил о других вещах, о том, как Урал нужно преподносить.
- И как же?
- Как фантазийный край.
- При этом некоторые фантазии вы называли бредом. А что истина?
- Мифология уральская горнозаводская, мифология самоцветов. Например, драгоценные камни считали земными плодами. Или было предание, что копями, в которых добывают эти камни, владеет определенный хозяин, подземный царь. И если у тебя внезапно кончилась жила с самоцветами, то надо оставить в этой копи тарелку с угощением. Также, когда сборщик находил кристалл, его нужно было обязательно облизать, якобы глина на нем святая. Об этом нужно рассказывать, приводить туристов на заброшенные копи в лесу, разрешать искать им драгоценные камни. Вот вам познавательный и развлекательный туризм.
- Урал может стать крупным туристическим регионом?
- Не думаю. Туристическая привлекательность зависит не только от смысловой наполненности культурными феноменами. Должна быть инфраструктура.
- Какие отношения связывают Урал и Москву?
- Москва считает, что вся остальная Россия – это та же Москва в ухудшенном, упрощенном, искаженном и недоделанном виде. Она лишь может согласиться с национальными идентичностями: якутской, калмыцкой, чеченской.
- Вами движет любовь к труду или к родным местам?
- Разумеется, любовь к труду и любовь к родине. Но одного этого мало. Если бы я просто любил трудиться, то мог бы только копать ямы.