Фото предоставил Андрей Санников
Откуда у москвичей появился интерес к славянской письменности? Где сегодня можно применять скоропись и вязь? Почему рукописные шрифты начинают цениться в графическом дизайне больше компьютерных? Каллиграф, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка имени Виноградова РАН Андрей Санников в интервью m24.ru рассказал об этом и многом другом.
– Андрей, как вы начали заниматься славянской каллиграфией? Откуда у вас возник такой интерес?
– По профессии я филолог. В процессе работы с древнерусскими текстами я начал обращать все большее внимание на письмо. Так, через интерес к слову я пришел к буквам. Я стал двигаться в этом направлении, учиться каллиграфии как технике письма. В буквах для меня воплощается живое движение – связь рук, характера, души и текста на бумаге. Больше всего меня интересует именно древнерусское письмо – полуустав, скоропись.
Вязь. Фото предоставил Андрей Санников
Я помню, буквы меня интересовали всегда. Когда я был совсем маленьким, родители выписывали литературные журналы – "Новый мир" и другие. Мне нравилось рассматривать титульные листы, изучать типографские композиции.
– Расскажите немного про историю славянских шрифтов. Когда они появились и как развивались?
– Шрифты формируются столетиями. Буквы живут своей жизнью, под руками сотен и тысяч писцов они эволюционируют. Процесс развития письма постепенный и очень медленный.
Изначально кириллические письмо было строгое, все буквы были выстроены по струнке. Это касается первых шагов нашего письма – устава. В X веке он достался нам в наследство от греков. Порой наши предки писали устав даже строже, чем сами греки. Они не умели писать быстро и не терять при этом каллиграфичность.
Устав. Фото предоставил Андрей Санников
Со временем началось постепенное раскрепощение письма. Ведь буквы важно писать не только красиво и понятно для чтения, но и быстро.
Полуустав. Фото предоставил Андрей Санников
Из устава рождается полуустав – это компромисс между строгостью письма и скоростью. На Руси это происходит в XV веке. Полное раскрепощение письменности произошло с появлением скорописи. Она начала формироваться примерно в то же время, как и полуустав, но расцвет скорописи приходится на XVII век.
Скоропись. Фото предоставил Андрей Санников
– Как соотносится славянская письменность с тем, как нас учили писать буквы в школе? Скоропись является предком современного письма от руки?
– Буквы, которые нас учат писать в школе, имеют с русской скорописью близкое родство. Правда, они сильно "европеизированы" во времена Петровской реформы и приспособлены к написанию современными инструментами. Тем не менее, например, наша буква "г" "червячком" – это сохранившаяся до наших дней чисто скорописная форма. То же можно сказать и о нашей букве "д" с петлей под строчкой – это буква скорописи, лишь случайно совпавшая по форме с латинской "g".
– Будет ли письменность развиваться дальше или компьютерные технологии остановили этот процесс?
– Глобальной эволюции письма, возможно, больше не будет. Буквы изменяются под пальцами пишущих поколений. И раз сегодняшнее поколение от руки практически ничего не пишет, значит, у письменности нет стимула эволюционировать дальше. По крайней мере сейчас это трудно представить себе.
Но потенциал у славянского письма сегодня большой. Люди истосковались по ручному письму. Не сомневаюсь, что культура славянской каллиграфии будет развиваться.
– Почему интерес к славянской каллиграфии возрождается? Зачем в наши дни вообще нужно писать от руки?
– Интерес к каллиграфии действительно возрождается. Это происходит не случайно. Культура развивается по законам маятника. Если маятник качнулся в одну сторону, то он обязательно качнется и в другую. Сейчас мы практически перестали писать от руки. Даже записки о том, что нужно купить в магазине, мы делаем в телефонах, так нам удобнее и быстрее. Мы пишем сообщения друг другу, а не бумажные записки. Сфера ручного письма в быту сузились до минимума.
А это значит, пришло время маятнику качнутся в другую сторону. Мы вспомним, что писать от руки важно для мозга, для мелкой моторики – и просто приятно. Кроме того, за ручным письмом стоит вся культура славянской письменности!
Полуустав. Фото предоставил Андрей Санников
– Может быть, как раз из-за большой истории славянской письменности складывается ощущение, что славянские шрифты могут применяться только для церковных текстов, а в повседневной жизни – нет.
– Некоторые виды славянской каллиграфии (устав и, в большинстве своих форм, полуустав) воспринимаются большинством как шрифты строгие и церковные: в древности их чаще использовали для написания церковных текстов. Именно поэтому многие считают, что славянские шрифты в современном мире в целом не очень жизнеспособны.
Фото предоставил Андрей Санников
На самом деле это заблуждение. Да, устав и полуустав – шрифты строгие, они могут не подойти для свадебных открыток. Но скоропись выглядит совершенно иначе: актуально и свежо. Этот тип письма не имеет эмоциональной привязки к религии. Думаю, у скорописи большое будущее.
– Какой сейчас у каллиграфии есть практический смысл? Где ее можно применять в современном мире?
– Огромное количество шрифтов, которые есть в компьютере, уже воспринимаются нами как что-то обыденное и привычное. Для нас аккуратные буквы безукоризненных форм – это уже данность, то, что само собой разумеется. Сейчас в культуре письма есть запрос на живость: чтобы буквы были написаны живым человеком, а не машиной. Уникальность письма стала важнее аккуратности. Можно ожидать, что "рукотворные" буквы будут цениться все больше.
В практике сегодняшней жизни каллиграфию можно применять в графическом дизайне, рекламе, оформлении книг, а также для пригласительных открыток и других визуальных материалов, которые должны выглядеть свежо и индивидуально.