Новости

Новости

16 июня 2016, 17:48

Культура

"Спасать все это интересно": как живет магазин старых книг "Чтец"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Осенью прошлого года мы рассказывали о том, как живут букинистические магазины Москвы: кто приходит в них за книгами и как они существуют в нынешних экономических условиях. Этой весной на Большой Татарской, 25 открылся новый букинистический магазин "Чтец". Один из его основателей Яков Петерс рассказал корреспонденту m24.ru, что сподвигло его продавать антикварные издания, и почему букиниста можно сравнить с кладоискателем.

"Я начал этот бизнес со своим партнером полтора года назад. До этого занимался антикварной мебелью, произведениями искусства и совершенно случайно начал заниматься книгами. Сначала мы ездили и покупали библиотеки в домах. Когда люди переезжали, уезжали и не хотели выбрасывать книги, мы покупали библиотеки, полностью их разбирали, находили какие-то интересные издания или просто хорошие. И все это работало в режиме офиса: мы продавали книги через интернет и аукционы.

Идея магазина витала в воздухе, но была очень абстрактной. Руки не доходили. Но в один прекрасный момент мне сказали, что офис будет ремонтироваться. Я решил, что назад откатываться уже не хочется и пора сделать книжный букинистический магазин.

Яков Петерс. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Какие требования мы себе поставили: прежде всего, это будет хорошая отборная букинистика. Качественные книги, в хорошем состоянии, интересные, не ширпотреб и не все подряд. Также решили, что будет отдел антикварной книги, где будут представлены редкие, красивые и дорогие издания. Магазин должен специализироваться и на покупке антикварных книг, и на продаже, в разных форматах. Мы также продаем через интернет, используем соцсети. Основное требование – не терять уровень и не превратиться в макулатурный склад. То есть это должно быть всегда очень хорошее место для чтения книг.

Для того, чтобы такой магазин работал, надо использовать максимальное количество инструментов. Я не могу содержать этот магазин одной букинистической литературой. Соответственно, это и антикварный бизнес, и интернет-продажи. Но существовать такому магазину можно. Сложно, но можно.

Есть очень большое количество нюансов, почему это дорого. Есть очень много всяких подводных течений в книжном бизнесе, о которых не все говорят, и именно благодаря им можно существовать. Можно, например, найти какую-то очень редкую книгу, сформировать кому-то библиотеку. Нельзя рассчитывать только на то, что к тебе придут в магазин и купят книжку. Ты должен обставлять библиотеки, искать антикварные книги, подбирать под заказ, продавать в интернете. И все время думать и искать какие-то новые модели. Я для себя выбрал такую модель: магазин не должен быть скучным.

[html]


[/html]
Антикварные книги люди нам приносят по нужде: им просто нужны деньги, и они хотят продать книги. А букинистические книги покупаем чаще всего, когда люди переезжают. Но мы, конечно, покупаем далеко не каждую библиотеку, только выборочно.

Что касается людей, которые у нас покупают книги, то они очень разные. Это, в том числе, узконаправленные покупатели, которые ищут определенные книги, которые в магазинах найти нельзя. То есть реставраторы, художники, иконописцы, музыканты и другие. Я помогаю им найти книги. И есть, естественно, коллекционеры, которые покупают дорогие редкие издания. Это совершенно другой мир: каждая книга ценится отдельно, она рассматривается по каждой страничке и из этого складывается ее стоимость.

Есть два критерия оценки книг. Конечно, мы отталкиваемся от внешнего рынка – Alib.ru и подобные сайты. Но они далеко не всегда объективны. Всегда должно быть свое мнение о каждой книге. Оценка книги – это субъективное мнение об объективном предмете. Поэтому все равно каждая книга пропускается через руки, и ты думаешь, сколько она стоит, можно ли продать дешевле или дороже. Каждый раз индивидуально.

Недавно я обставлял библиотеку, в которой было несколько тысяч книг. Просто человек купил очень большую мебель и ему надо было ее заставить. Месяца три ему книги возили. Обычно человек приходит покупать какую-то книжку и говорит, чтобы по какой-то тематике ему откладывали книги. Я ему собираю книги, он приезжает, отбирает то, что ему нужно, а остальное выходит в продажу.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

У нас представлена русская классика, зарубежная литература, книги по истории, философии, религии, научные, технические, по медицине и так далее. Я стараюсь захватить все пласты, которые могут заинтересовать людей. И здесь, уже внутри магазина, я все буду моделировать, потому что не знаю досконально, кто ко мне придет и что будут просить. В этом смысле магазин полностью настроен на клиентов – чтобы каждая книжка находила своего человека.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Сейчас очень популярны такие издание как "Большая советская энциклопедия". Иногда их "загоняют" в полукожанные дорогие переплеты, и чиновники дарят их друг другу. И переплет стоит гораздо дороже, чем книги. На сленге эти книги называются "обои". Поставил на полку и стоит.

Одна из самых дорогих у нас книжек – "История русского искусства" Грабаря, начала 1900-х годов. Этот пятитомник будет стоить около 200 тысяч рублей. Многие книги имеют историческое значение. Например, "История русского раскола, известного под именем старообрядства". Вот такая книжка редкость. Там и бумага особая. До середины 19 века она делалась другая. Ее можно было положить в воду, достать и с ней ничего не будет. Еще интересная антикварная книга – "Топографические известия, служащие для полного географического описания российской империи". Эта книга 1774 года, то есть ей практически 250 лет. Она тоже сделана на такой бумаге.

Попадается и самиздат, его довольно много. Например, Высоцкого, Булгакова. У меня даже попадались в самиздате различные еврейские указы, которые передавались из рук в руки. И довольно ценны бывают рукописные книжки XVI-XVII века.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Ну и конечно, прижизненные издания. Не так давно нашел прижизненное издание Карамзина, есть прижизненные издания Пушкина. Это всегда приятно, радостно и к этим книгам светлое отношение, потому что их осталось очень мало и большинство из них находятся в каких-то частных коллекциях. С прижизненными изданиями возникает много различных нюансов.

У меня есть одна история с этим связанная. Один дедушка принес мне сумку книг, там абсолютно мусор. Но я нашел первое издание "Униженных и оскорбленных". А она к нему попала из Первой Градской больницы, которая отправила это на макулатуру. Каждый раз из такой библиотеки необходимо "вымыть золото". Для того, чтобы находить такое, надо стать букинистом, всю жизнь изучать это. У обычного человека мышление не повернуто на то, чтобы искать. Раньше на изучение десяти книг у меня сутки уходили: что это за книги, почему, для чего и многие другие вещи были непонятны. Но постепенно все становится более ясным.

А у людей чаще всего обратная ситуация. Когда приносят какую-то вещь, например, библию конца XIX века, но она ничего не стоит, потому что была напечатана по одной штуке на душу населения. А человек считает, что если у него книжка XIX века, то он миллионер. Но это не так совершенно. Это очень сложный бизнес, и деньги здесь имеют далеко не первое значение. Это скорей как клад искать, да и спасать это все интересно".

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика