Новости

Новости

23 июня 2016, 17:23

Культура

Живые поэты: кто и зачем занимается организацией литературных чтений в СНГ

Фото: vk.com/andrei_orlovskij

О том, как проходят чтения современных поэтов, можно ли на этом заработать, и зачем этим заниматься, m24.ru рассказали организаторы литературных мероприятий из разных городов СНГ.

В вопросах доступности и простоты распространения информации современный литератор имеет преимущество перед своими предшественниками: кто-угодно может разместить свои тексты в интернете, множество издательств и типографий печатают и выпускают сборники стихотворений, в каждом крупном городе проходят разноформатные литературные фестивали и концерты – набор этих простых и доступных инструментов, которые помогают автору подать голос, чрезвычайно широк. Из всех можно выделить два основных, наиболее эффективных: публикация текстов на бесчисленных социальных или тематических порталах и живые выступления.

Многие молодые авторы активно гастролируют по городам СНГ и за его пределами: уютные антикафе и огромные театры, презентации книг и моноспектакли, концертные туры по несколько десятков городов. Организация такой поездки требует участия команды профессионалов: директора, помощников, кураторов на местах, специалистов по рекламе, звуко- и светотехников. Но в большинстве случаев эта сложная система – составление маршрута, продумывание и обеспечение логистики между городами, продвижение мероприятий – реализовывается и поддерживается самими писателями.

Поэтическая культура в России еще не стала частью шоу-бизнеса, профильные концертные агенства, продюсерские центры и промо-группы еще не поняли, "как ее правильно продавать", массово известных современных авторов можно пересчитать по пальцам в отличие от, например, музыкальных групп. Именно поэтому организацией и поддержкой поэтических туров – кроме самих авторов – зачастую выступают люди, имеющие косвенное отношение к event-сфере, да и сама их работа мало кому может показаться привлекательной: динамика посещения таких выступлений плохо прогнозируема, слушателей иногда приходиться в буквальном смысле собирать на улицах, концерты нередко идут в убыток.

Мария Варыгина (Санкт-Петербург)
Возраст: 26 лет
Любимые поэты: не люблю поэзию
Высшее образование: event-менеджер
Место работы: продавец кроссовок

О себе:

Я люблю людей, рисовать и путешествовать. Не ем мясо. Терпеть не могу художественную литературу. На протяжении трех лет делала концерты поэтам из Украины, Эстонии и Белоруссии.

Об одной случайности:

Подруга знала, что у меня есть свободная комната, и попросила приютить знакомых на ночь. А, когда они уже ужинали у меня на кухне, выяснилось, что они поэты. На следующий день я почему-то сидела на входе на их концерте и собирала деньги. А еще через некоторое время один из них составлял тур и искал организаторов по городам. Я решила, что пора попробовать применить себя «по специальности». И понеслось. Остальные нашли меня сами.

О разнице подходов:

Не могу сказать, что с кем-то одним работать легко, а с кем-то – трудно. Все очень индивидуально. Организатор как переводчик между творческим выступающим и административной стороной. И чем лучше ты понимаешь человека, тем проще переводить. Андрей Орловский всегда точно знает, чего хочет, а если ты не знаешь, как это осуществить – объяснит или найдет людей, которые подскажут. Владимир Ток принимает активное участие в процессе подготовки к мероприятию и находится в добрых дружеских отношениях со своей аудиторией, это очень помогает. Дима Олейник много работает над своими турами и хорошо понимает, как нужно делать. Евгений Мори – отважный экспериментатор, но при этом очень серьезно относится к рабочим вопросам. Для меня они в первую очередь друзья, интересные люди, а потом уже артисты, так что и подход в первую очередь человеческий, а потом уже рабочий.

О ЛГБТ-вечеринке:

Полтора года назад я делала концерт Диме Олейнику. Мы готовились к нему месяца полтора орг составом из четырех человек. Сняли помещение, собрали полный зал. Концерт начинается, я наконец успокаиваюсь, потому что, вроде как, все благополучно, и осталось только смотреть. Как вдруг ко мне подходит администратор зала и говорит: "Там на входе полицейский. Хочет видеть организатора концерта Димы Олейника". А на тот момент очень остро стоял вопрос российско-украинских отношений, и, разумеется, первое, что приходит в голову в такой ситуации – должно быть сейчас я буду объяснять ему, о чем это парень из Днепропетровска рассказывает толпе в сто с лишним человек. Тут же в моем мозгу проносятся картинки, как все будет ужасно, как нас сворачивают, людей разгоняют, и мы все дружно, так и не успев начать, едем куда-то объясняться, а потом я разруливаю технические и финансовые последствия катастрофы. Выхожу в коридор, вижу мужчину в форме, он здоровается и вежливо интересуется, на каком основании мы тут устраиваем ЛГБТ-вечеринку и показ какого-то запрещенного фильма соответствующей тематики. Я окончательно перестаю понимать, что происходит, и пытаюсь ему объяснить, что ничего подобного мы не делаем. Просто читаем стихи. Приглашаю послушать. Он не хочет. Что-то от меня требует. И только после 20 минут совершенно абсурдного диалога осознает, что что-то перепутал, приехал по ошибочному адресу и покидает нашу вакханалию. В тот вечер я чуть не поседела.

Алина Ромбовская (Киев)
Возраст: 23 года
Любимые поэты: Бродский, Ахматова, Блок
Высшее образование: маркетинг
Место работы: специалист по развитию бизнеса на корпоративном рынке в телеоператоре

О "Творческой платформе 11":

Я начала заниматься организацией творческих мероприятий в далеком 2012 году. В 2013-м появился проект "Творческая платформа 11", который на данный момент уже стал международным. Началось все с чтений собственных стихотворений на киевской площадке. Побывав там, я поняла, что у меня немного другой взгляд на литературные мероприятия, после чего сделала свой проект. Я чувствую неподдельные эмоции, когда занимаюсь организацией. Эти гармония, радость и счастье от проделанного заряжают меня энергией и вдохновляют.

Об особенностях работы:

Каждый современный автор по-своему сложен. Но у нас в основном не возникает разногласий ни с кем. Мы делаем свою работу хорошо, авторам это нравится (судя по отзывам). Каждый поэт, писатель хочет, чтобы все было на высшем уровне – и это нормальное здоровое желание выступающего, а мы стараемся все устроить. Мы работаем с многими творческими людьми: Владимир Ромбовский, Андрей Орловский, Дима Птицами, Дима Олейник, Владимир Ток, Владимир Шляпошников, Мори, Ес Соя, Костя Крамар – этот список можно продолжать и продолжать, ведь за четыре года работы мы успели подружиться со многими талантами.

Артем Созыкин (Челябинск)
Возраст: 27 лет
Любимые поэты: Маяковский, Есенин
Высшее образование: информационные системы и технологии
Место работы: администратор кинотеатра

О современной поэзии:

Не люблю поэзию – тем более аудио – и не скрываю это: всем, с кем из поэтов работаю, это говорю. Тем более современную. Из поэтов, которых я знаю, есть двое, кто мне интересен, кто хоть как-то смог пробить мою нелюбовь к поэзии и стихам. Один из них – Иван Фефелов. Но слушать треки и читать их книги я не стану.

Об организации мероприятий:

Раньше я занимался организацией концертов разных рок-групп, но это мне надоело. Тогда я приобрел себе нужное оборудование и реализовал в Челябинске проект "Киноночь", а после начал заниматься организацией разных мероприятий – поэтических и литературных в том числе. Кроме того, у меня есть кинотеатр, своя площадка, которую можно использовать в любое время и под любой концерт. В плане организации поэты – в отличие от рок-групп, где пять человек и гора инструментов – менее привередливые. Получается следующее: есть аппаратура, площадка, реклама, неприхотливость выступающих – все играет на руку. Занимаюсь я этим потому что на каждом из мероприятий приобретаю какой-то интересный опыт, становлюсь профессиональнее как организатор.

О будущем:

Конечно, я еще не работал с поэтами уровня Полозковой, у нее там какая-то своя история. Ну, а еще у меня в планах выйти на билетные кассы, вроде кассы.ру, чтобы поток людей был больше. И он реально станет больше в будущем.

Роман Лубякин (Тюмень)
Возраст: 37 лет
Любимые поэты: Гейне, Бродский, Пинженин
Высшее образование: педагог-психолог
Работа: директор арт-пространства

Обо всем:

Занимаюсь организацией досуга творческой молодежи. Начал – случайно, в 2013 году. Финансовая составляющая не важна, я делаю это ради знакомства тюменцев с современными поэтами. С мужчинами – работать легко, с поэтами-женщинами – невозможно.

Эля Сайфуллина (Пенза)
Возраст: 22 года
Любимые поэты: Хармс, Бродский, Рождественский
Высшее образование: нет
Место работы: идеолог и управляющий антикафе

О внимании, опыте и дружбе:

Основной интерес в том, чтобы делиться с людьми тем, что тебе нравится, на более высокой ступени, чем просто говорить им: "Почитай книгу Хега, к примеру, она же такая классная". Во-первых, все делают за тебя, то есть не ты пытаешься привлечь чужое внимание, а сам поэт рассказывает стихи и своей харизмой и творчеством либо привлекает, либо отталкивает человека. Во-вторых, мне организация таких мероприятий кажется интересным опытом: есть преимущество перед обычным слушателем – время до и после концерта, которое выступающий обычно проводит как раз с организатором. И те люди, которыми ты восхищаешься, но слышал только со сцены (а я никогда не организую выступления тех, чье творчество мне не близко), становятся доступны для обычного общения.

О приятных совпадениях:

Однажды я наткнулась на видео в интернете, на котором питерские поэты читают стихи, посмотрела, поискала понравившихся ребят, добавила в закладки и благополучно забыла об этом. А через неделю один из них, Антон Володин, написал мне о том, что скоро будет в Пензе и хочет выступить у нас.

Анастасия Наумова (Нижний Новгород)
Возраст: 23 года
Любимые поэты: Бродский, Высоцкий, Рождественский
Высшее образование: международная журналистика
Работа: SMM-специалист в рекламном агентстве

О том, как сделать жизнь интереснее:

С Миленой Райт и Костей Гафнером мы провели потрясающие выходные, гуляя по городу, смеясь, шутили и отдыхали. Они нам подали идею завести домашнего ежа. Ни капли не жалеем, что их привезли. С Мишей Лузиным было полезно познакомится, он дал нам много контактов российских музыкантов, которых мы в последствии привозили. С Володиным и Крузенштерном, не смотря на то, что на концерт никто не пришел, умудрились потом собрать такой крутой бесплатный квартирник для друзей, что он запомнился надолго. Такие эмоции не променяешь на какие-то пару тысяч, заработанные с концерта. В этом мире полезно строить сети знакомств. Особенно среди музыкантов, поэтов, художников и просто творческих людей. Жизнь так становится интереснее.

Алексей Дьяконов (Пермь)
Возраст: 25 лет
Любимый поэт: Маяковский
Высшее образование: городское и муниципальное управление
Работа: организатор концертов

О моде:

Не так давно это было модным, за короткий промежуток времени появилось очень много поэтов. Все были поэтами, в связи с этим я подхватил волну с концертами ребят – со многими мы стали очень близкими друзьями, товарищами, соратниками по культурной деятельности и общаемся по сегодняшний день.

О доверии:

Встретил однажды с поезда одного артиста, своего – в будущем – друга. Мне нужно было покинуть город до конца его выступления, и я отдал ключи от своего дома с фразой: "Заедешь ко мне на квартиру после концерта, тебя там будет ждать бутылочка холодного пива. Когда будешь уезжать – просто выбрось ключи – так как не знаю, когда мы с тобой еще увидимся". Суть в том, что я этого человека фактически не знал, но доверился – и не пожалел.

О положении дел:

Могу сказать только одно: на поэтов есть спрос в Перми – а если есть спрос, почему бы и не работать?

Сергей Елсаков (Сыктывкар)
Возраст: 25 лет
Любимые поэты: Мережковский, Есенин, Маяковский
Высшее образование: социально-культурный сервис и туризм
Место работы: интернет-маркетолог

О себе:

Поэт Мокко fm. В свое время было интересно поднимать современную поэзию в нашем городе на новый уровень. Сейчас основная цель в жизни – найти свой новый дом, новый город.

О том, как начинал:

Когда-то организовал творческий вечер самому себе, удивился, что пришли люди, человек тридцать. Затем позвал в гости в наш город Диму Олейника, так как у нас были совместные аудиоработы, сделали вечер, была хорошая посещаемость. Затем поэты начали писать мне самостоятельно, или я кого-то приглашал.

О литературных слэмах и коммерции:

Параллельно я занимался организацией поэтических слэмов в Сыктывкаре, собирали по сто человек – было здорово. Коммерчески выгодно проводить их – местные поэты ничего не берут за выступление, им лишь дается возможность выступить. А на приезжих никогда ничего не зарабатывал, так как, в большинстве, это мои друзья, на которых мне совсем не хочется зарабатывать.

О проблемах и причинах:

У меня редко бывают какие-либо инциденты, связанные с организацией концертов, так как у меня большой опыт в этом, и есть наработанная схема действий. Хотя были проблемы с поэтом Ес Соей, так как у него достаточно большой для нашего города гонорар. На одном из концертов я с большим трудом набрал необходимую сумму, была вероятность влететь, но справился. Почему я привожу других поэтов в наш городе? Потому что большинству из них есть, что сказать. И наш город должен их услышать.

Вы тоже можете стать героем проекта "Живые поэты". Для этого напишите его куратору Андрею Орловскому:
  • "ВКонтакте"
  • Facebook
  • orlovsky.poetry@gmail.com
  • закрыть
    Обратная связь
    Форма обратной связи
    Прикрепить файл

    Отправить

    закрыть
    Яндекс.Метрика