Фото: ИТАР-ТАСС
Столичные власти подготовили проект отраслевой программы "Транспорт Москвы без границ", рассказал M24.ru источник в мэрии. В частности, согласно проекту, в 2014 году для маломобильных граждан приспособят 520 автобусных остановок и 131 трамвайную платформу, все турникеты на станциях метро будут оснащены указателями с надписью по Брайлю, на улицах города появится еще 200 дорожных знаков "Инвалиды", более 400 светофоров оснастят звуковым сопровождением. Также будут разработаны интернет-портал и мобильное приложение с картой доступности транспорта в Москве, а электронные табло на остановках будут предупреждать о приближении низкопольных автобусов.
Проект (есть в распоряжении M24.ru) предполагает, что в 2014 году будет модернизировано 520 остановок общественного транспорта: их оснастят поручнями, плакатами с номерами маршрутов и укрупненным расписанием, а также устройствами связи с диспетчером. Предполагается, что до 1 января 2018 года все остановки "Мосгортранса", а их 7573, будут такими. На это будет потрачено более 350 млн рублей.
Программа предполагает и строительство посадочных платформ для инвалидов на трамвайных путях. Высота этих площадок должна совпадать с уровнем нижней ступени трамвайного вагона. До 2016 года запланировано создание 203 таких платформ. "Вопрос строительства оставшихся 592 площадок требует дополнительной проработки", - говорится в проекте программы.
Разработчики программы также напоминают, что уже к концу этого года в столице будет 5269 низкопольных автобусов, 948 троллейбусов и 92 трамвая. К 2016 году все автобусы и троллейбусы должны быть приспособлены для колясочников. В новом подвижном составе предусмотрены места для инвалидных колясок, световые индикаторы открытия и закрытия дверей.
Что касается метро, до конца 2014 года планируется оснастить все турникеты указателями с надписями по Брайлю. Сейчас они есть на 121 станции, однако из-за непродолжительного срока службы в год приходится менять по 1 тысяче надписей. Также ежегодно будет увеличиваться количество станций с багажным проходом. Если сейчас 166 вестибюлей подземки оснащено широкими турникетами, то к концу года их будет 186, а к 2018 багажными проходами оснастят все станции.
В метро также продолжат устанавливать пандусы для детских колясок и сумок-тележек. К концу 2014 года ими оборудуют 335 лестничных маршей, к 2017 году – 398. К 2018 году планируется также улучшить освещенность платформ на 51 станции, на платформах 23 станций установят световую разметку, которая предупредит инвалидов по слуху о приближении поезда.
Программа "Транспорт без границ" предполагает также изменения в организации дорожного движения. Так, сейчас на столичных улицах установлено 224 знака "Инвалиды" - они, в основном, стоят рядом с "зебрами", чтобы предупредить водителей о частых маршрутах маломобильных граждан. К концу года в Москве будет установлено ещё 200 таких знаков, а к 2018 году – еще 400. До конца 2014 года на 540 светофорах появятся табло обратного отчета, 477 светофоров оснастят звуковым сопровождением. Кроме того, власти планируют усилить контроль за парковочными местами для инвалидов и выгонять оттуда машины, не принадлежащие маломобильными гражданам. Сегодня для инвалидов предназначено 10% машино-мест на всех московских парковках. Для тех, у кого нет машины, социальное такси в ближайшее время можно будет оплатить соцкартой москвича.
Начальник отдела адаптации городской инфраструктуры департамента социальной защиты населения города Москвы Сергей Ларин заявил M24.ru, что в городские программы по маломобильным гражданам впервые включен железнодорожный транспорт. "Это шаг вперед, так как на железной дороге проблем больше, чем на городском транспорте", - сказал он.
Согласно программе, на московских вокзалах будет появляться тактильное покрытие и светоотражающие полосы на платформах, пандусы, специальные лифты и туалетные комнаты. Ряд вокзалов уже сейчас оборудован пониженными кассами, а также кассами со встроенным оборудованием для слабослышащих людей. ОАО "РЖД" также сделает зоны ожидания для граждан на инвалидных колясках. На входах в помещения вокзалов планируется установить мнемосхемы для незрячих.
На Московской железной дороге ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", к примеру, уже установила 177 широких турникетов на 82 станциях для маломобильных граждан и пассажиров с багажом. На 170 станциях работает "система автодиктор", оповещающая о прибытии и отправлении поезда. 17 станций с наибольшим потоком пассажиров оборудованы пандусами.
Напомним, в Москве официально проживает 1,16 млн инвалидов. "В программе учтены все возможные виды транспорта, - пояснил Сергей Ларин. - Но важно еще и проложить маршруты движения инвалидов. Это также обозначено в программе. Сложная вещь - проложить безбарьерный путь инвалида от остановки городского транспорта через метро до социальных объектов".
Согласно проекту программы, будет создан сайт, а также мобильное приложение, где маломобильные москвичи, как и другие горожане, смогут проложить удобный маршрут наземного транспорта. Электронные табло на остановках также будут предупреждать инвалидов о приближении специально оборудованных низкопольных автобусов.
По словам Ларина, инвалидные организации, которые уже рассмотрели проект программы "Транспорт без границ". "Они не высказываются против, только переживают, чтобы все было хорошо реализовано, - отметил чиновник. - К примеру, в проекте есть приспособление остановочных павильонов – задача правильная. Но нужно также правильно расположить пандусы, чтобы можно было на коляске подъехать к этому остановочному павильону".
Метрополитен лучше всего идет на контакт с инвалидами, рассказала M24.ru ведущий специалист московской городской организации Всероссийского общества слепых Любовь Шурыгина. "В метро появились наклейки на колоннах с направлением движения поездов, подземка обещает удлинить перила на лестницах в переходах. Сегодня они часто короче лестницы, и слабовидящие падают. Благодаря новой службе индивидуального сопровождения, те, кто раньше боялись спускаться в метро, спокойно перемещаются внутри", - сказала Шурыгина.
Она добавила, что инвалиды также просят поставить на турникеты звуковые индикаторы, информирующие, когда можно проходить, а когда – нет.
Координатор фонда "Городские проекты" Ирина Правниченко напомнила, что три года назад в столице была принята госпрограмма "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012–2016 годы". В рамках этого документа предполагается формирование безбарьерной среды для маломобильных граждан. Однако отдельная программа для транспорта все равно крайне необходима, так как в уже имеющемся документе выделяется всего один показатель улучшения жизни инвалидов. "Это удельный вес городских общественных зданий, доступных для маломобильных групп населения. Он должен возрасти с 54% в 2011 году до 85% к 2016 году. На достижение этого показателя за 4 года будет потрачено 10,7 млрд. рублей, что составляет 0,5% от всех средств, выделяемых на программу соцподдержки населения", - сказала Правниченко.
Председатель межрегиональной Ассоциации молодежных инвалидных организаций Юрий Баусов полагает, что Москва становится доступней для инвалидов, однако маломобильные граждане должны сами участвовать в переменах. "Инвалидам не стоит занимать потребительскую позицию, ждать, что для них сделают доступную среду, они должны активно включаться в процесс обсуждения", - сказал Баусов.
Наталья Савельева