Александр Дейнека "Прыжок в воду"
По понедельникам редакция m24.ru в рубрике "10 неизвестных" знакомит читателей с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой.
Московский метрополитен – тоже своего рода музей и архитектурный памятник, недаром он считается одним из самых красивых в мире. Над проектами станций работали крупнейшие архитекторы эпохи: Алексей Щусев, Алексей Душкин, Иван Фомин, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх, Дмитрий Чечулин и многие другие. К оформлению вестибюлей были привлечены художники, создавшие образ советской эпохи в своих произведениях. Одним из них стал Александр Дейнека. Сегодня мы предлагаем 10 мозаик мастера, которые можно увидеть в подземке.
Александр Дейнека "Парашютисты"
Станция метро "Маяковская" была построена по проекту архитектора Алексея Душкина и открыта 11 сентября 1938 года. Для ее оформления 35 мозаичных панно из смальты были заказаны художнику Александру Дейнеке. Они были размещены в плафонах куполов центрального нефа станции, но таким образом, что увидеть их можно только если встать непосредственно под каждым из них. Из 35 панно на сегодняшний день сохранились 34 – парное "Знамя СССР", расположенное ближе всего к старому выходу, было утрачено из-за строительства гермозатвора, защитных ворот, не пропускающих радиоактивную пыль в случае ядерного взрыва. Но то панно, что было расположено симметрично относительно него, также со знаменем, сохранилось.
Александр Дейнека "Игра в волейбол"
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Уже в детстве он интересовался живописью и техникой, что нашло отражение в его творчестве. В 1919–1920 годах Дейнека служил в Красной Армии и руководил художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, благодаря чему имел возможность выезжать на фронт в качестве художника агитационного театра.
Александр Дейнека "Парашютист ночью"
После войны Дейнека уехал в Москву, чтобы продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении. Его учителями стали Игнатий Нивинский – известный живописец, график и театральный декоратор, и Владимир Фаворский, книжный иллюстратор, основатель советской ксилографии и выдающийся теоретик живописи, оказавший на молодого Александра Дейнеку сильное влияние. При этом, Дейнека очевидно был хорошо знаком с творчеством западных художников, например Анри Матисса или Фердинанда Ходлера, что также нашло отражение в его работах.
Александр Дейнека "Прыгун с шестом"
Окончив ВХУТЕМАС, Дейнека вместе с другими выпускниками основывают "Общество станковистов" (ОСТ). Художники нового общества стали совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, а главным героем их картин стала советская "художественная молодежь". Множество картин этого периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта. Мозаики в плафонах "Маяковской" стилистически и тематически близки к этому периоду, хотя Дейнека вышел из "Общества" намного раньше, чем были выполнены эти панно.
Александр Дейнека "Перелет через полюс"
Мозаики были набраны в мастерской Владимира Александровича Фролова в Ленинграде. Весь цикл получил название "Сутки советского неба", но в творчестве Дейнеки тема авиации появляется еще с начала 1930-х. На некоторых панно запечатлены важные исторические события. На одной из них, например, изображен самолет АНТ-25, на которым 18-20 июня 1937 года был совершен первый беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер во главе с командиром экипажа Валерием Чкаловым.
Александр Дейнека "Плодовое дерево"
Небо действительно изображено на каждой из мозаик, но сами сюжеты были обыграны по-разному. Дейнека изобразил не только достижения советской авиации, но и спортсменов в полете, архитектурные сооружения и скульптуру на фоне неба, а также флоральные мотивы. На трех панно можно увидеть яблоню с сочными спелыми фруктами, апельсиновое дерево и подсолнухи, а на другом – известный скульптурный мотив в советском искусстве – изображение девушки с веслом. Такие скульптуры были выполнены в разное время мастерами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко, а их название стало нарицательным.
Александр Дейнека "Прыжок лыжника"
Во второй половине 1930-х творчество Дейнеки получило признание за рубежом. В 1937 году панно "Знатные люди Страны Советов" принесло ему золотую медаль Всемирной выставки в Париже. А в 1939 архитектурный проект станции "Маяковская" и ее оформление получили Гран-при Нью-Йоркской Международной выставке. Мозаичный цикл был представлен в натуральную величину в виде мультимедийной инсталляции "Метрокомната".
Александр Дейнека "Прыжок в воду парня и девушки"
Хотя станция изначально получила название "Маяковская" в честь поэта Владимира Маяковского, его личность или стихи никак не были отражены в оформлении станции. Скульптурный бюст поэта появился в вестибюле только после войны. Но при этом, стилистически и эмоционально они действительно созвучны поэтическому языку и духу слова Маяковского.
Александр Дейнека "Спасская башня днем"
Изображение Спасской башни можно найти на Маяковской сразу в двух вариантах – днем, с авиапарадом, и ночью – с дирижаблем. Биплан И-15, изображенный на этом панно, производился серийно с 1934 по 1939 год. Первый полет на новом самолете в 1933 году произвел летчик-испытатель Валерий Чкалов, более позднему перелету которого через полюс также посвящена одна из мозаик станции. "Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, трактористы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьется полным пульсом круглые сутки. Так определилась тема – Сутки страны советов," – написал Дейнека в книге "Из моей рабочей практики".
Александр Дейнека "Дирижабль над Спасской башней ночью"
Кстати, металлические арки, которые поддерживают своды станции, были изготовлены на заводе "Дирижаблестрой" так как только там была освоена технология производства крупномерных металлических конструкций для дирижаблей. Предприятие существует и сегодня. Теперь оно называется "Долгопрудненское научно-производственное предприятие" и занимается производством авиационного вооружения. При этом, конструкции на станции действительно уникальны: если два человека встанут у противоположных колонн станции по разным сторонам от центрального нефа и один что-то скажет, отвернувшись лицом к колонне, то второй прекрасно все расслышит, даже невзирая на шум поезда. Такой же опыт можно проделать с монеткой, которая должна будет прокатиться по всей арке свода.