Новости

Новости

09 ноября 2012, 13:45

Город

Как изменилась схема столичного метрополитена за 77 лет

Схема 2012 г. Фото: metro.ru

Московский метрополитен занимает второе место в мире, после Токио, по количеству пассажиров. Каждый день его услугами пользуются почти 8 миллионов человек. Столичная подземка объединяет 186 станций, 12 линий, общей протяженностью более 308 километров. Ежедневно по ним ходят 10 тысяч поездов. Сложно представить, что когда-то в метро была лишь одна линия с 13 станциями.

Недавно департамент транспорта объявил конкурс на разработку дизайна новой схемы столичного метрополитена. Власти обещают, что уже в январе следующего года в вагонах появятся усовершенствованные и доступные схемы.

В идеале на новой карте будут обозначены нумерации станций, пересадочные узлы на железнодорожные вокзалы, станции пригородного сообщения, перехватывающие парковки и линии монорельсовой дороги. Также на схеме будут указаны телефоны "горячих линий" метрополитена и даже QR-код сайта подземки. М24 решил проследить, как менялись схемы метро на протяжении 77 лет.

Эта схема, датированная маем 1935 года, считается первой официальной.

Схема 1935 г. Фото: metro.ru

Поезда шли в двух направлениях – "Сокольники - Охотный ряд - Смоленская площадь" и "Сокольники - Охотный ряд - Парк Культуры". Метро открывалось в семь утра, а завершало работу в час ночи. На участке "Сокольники-Охотный ряд" поезда отправлялись каждые пять минут, а на остальных – каждые 10. В вестибюлях, правда, висели другие схемы – "вилкой вниз".

В 1946 году журнал "Огонек" опубликовал схему Большого подземного кольца Московского метрополитена. Серым цветом помечены действующие линии, красным – первая очередь большого кольца, а бордовым – вторая очередь. К сожалению, не удалось выяснить, как в этот период выглядели официальные схемы.

Схема 1946 г. Фото: metro.ru

Большое кольцо было замкнуто лишь в 1954 году. На схеме видна приписка, что участок, помеченный контуром, введен в эксплуатацию 14 марта 1954 года. Действующие линии отмечены черным, а строящиеся – не закрашены.

Схема 1954 г. Фото: metro.ru

Черно-белые схемы висели в вагонах вплоть до 1958 года. Первая линия обозначалась красным цветом, вторая – синим, а третья – зеленым.

Схема 1958 г. Фото: metro.ru

Из года в год карта мало менялась – добавлялись новые линии и станции. Кардинально дизайн изменился лишь в 70-х. Кольцевая линия начала изображаться как правильная окружность, а радиусы – прямыми линиями.

Схема 1970 г. Фото: metro.ru

В 1980 году дизайн вновь сменился – кольцевую линию изобразили в виде эллипса, начертания линий стали плавными, а в связи с Олимпийскими играми начали выпускаться схемы на иностранных языках. Позже кольцевую линию вновь начали обозначать идеальным кругом.

Схема 1980 г. Фото: metro.ru

В таком виде, но с незначительными изменениями, схема метро просуществовала до 2003 года, когда был представлен абсолютно новый дизайн. Он не прижился. Москвичи жаловались, что надписи трудночитаемы, да и схема показалась большинству неудобной. Эксперимент был признан неудачным. В конце 2003 году был представлен новый вариант карты метро. Он был традиционным – кольцевая линия представлена идеальной окружностью, линии выпрямлены.

Схема 2003 г. Фото: metro.ru

В сентябре 2012 года в вагонах вновь сменились схемы. На них были отмечены недавно открывшиеся станции, изменен дизайн: линии стали тоньше, в центре композиции по-прежнему кольцевая ветка, а линии монорельса и строящегося третьего пересадочного контура намечены концентрическими дугами; появилась информация о наличии у станций перехватывающих парковок.

И вот теперь проводится конкурс на новый дизайн. Ждать осталось недолго. Работы на конкурс принимаются до 23 ноября. Дальше будет отобрано до шести лучших проектов, а в январе проведено интернет-голосование. Какой будет новая карта подземки - решать москвичам.

Виктория Сальникова

Материал подготовлен на основе данных сайта Московское метро и проекта Артемия Лебедева.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика