Сотовые операторы помогут составить карту пассажирских потоков столицы. Московские власти развернули масштабные исследовательский проект, в котором участвуют мобильные телефоны всех, кто находится на территории города. Личные данные неприкосновенны, о слежке подобно той, что вели американские спецслужбы за своими гражданами, речи тоже не идет. Обозреватель телеканала "Москва 24" Николай Петров выяснил, как это поможет решать транспортные проблемы Москвы.
Столичные власти намерены начать сбор данных о передвижениях жителей города через сотовые компании. У подавляющего большинства москвичей есть мобильные телефоны, с их помощью можно отслеживать все маршруты горожан. Данные о местонахождении абонентов необходимы для создания математической модели транспортных потоков города, которая находится на стадии разработки.
Каждый день несколько миллионов москвичей отправляются по своим делам с включенным мобильным телефоном в сумочке или кармане. Всегда быть на связи, всегда иметь возможность позвонить детям и родителям, или ответить на деловой звонок - это и преимущество и, в какой-то степени, недостаток нынешней информационной эпохи.
Каждый из нас постоянно находится в поле зрения, нет, не спецслужб или злоумышленников - а сразу нескольких самых обычных сотовых станций. При этом ваш телефон, даже в кармане, независимо от вашего желания, все время ищет и находит самый сильный и устойчивый сигнал ближайшей базовой станции. Так работает технология. И не использовать ее потенциальные возможности в интересах города было бы неразумно.
Математика - царица всех наук. Достоверная математическая модель движения в городе автомобилей, грузов, людей, причем в реальном времени, позволит увидеть очень многое. Неудобные маршруты, излишне перегруженные пересадочные узлы в метро, нестыковку расписаний общественного транспорта, ошибочный алгоритм работы каждого отдельного светофора.
Уже сейчас в Москве созданы отдельные элементы такой интеллектуальной модели. Установлено несколько тысяч датчиков загруженности дорог. В распоряжении специалистов есть информация о числе срабатываний турникетов метро и наземного транспорта. Но представление о маршрутах движения сотен тысяч людей, местах пересадки могут дать только данные о загруженности станций мобильной связи.
Причем данные обезличенные, где важен не номер телефона, а количество людей, перемещающихся в поле действия сотовых станций. Нечто подобное, но с использованием мобильных устройств с функцией GPS в свое время реализовали создатели сервиса "Яндекс-Пробки".
Если технология "Глонасс" или GPS позволяет определить местоположение объекта с точностью до метра, то возможности мобильного позиционирования гораздо грубее - несколько сотен метров. Уже поэтому скептикам не стоит опасаться утечки персональных данных. Тем более, что речь идет не об отдельных пользователях мобильной связи, а о статистике перемещений больших групп людей. Здесь используются другие математические алгоритмы.
Во многих крупных городах, причем не обязательно мировых столицах, "умные" компьютерные системы контроля за пассажиропотоками уже давно стали эффективным инструментом управления жизнью мегаполисов. Причем, в ряде случаев муниципальные власти интересует не столько асшивка "узких мест", борьба с пробками или создание дополнительных пересадочных узлов, а самая обычная экономия ресурсов - топлива для автобусов, электричества для трамваев.
И, конечно же, самого ценного ресурса, которые только есть в нашем распоряжении - это время каждого жителя большого города.
Николай Петров