Михаил. Фото предоставлено пресс-службой метро
Грохочущие по рельсам колеса, темный тоннель, механическое "Осторожно, двери закрываются". Серая подземная обыденность? Дорога, в которой можно почитать книжку или посидеть в бесплатном Wi-Fi? Нет: работа. Которая иногда может идти не на жизнь, а на смерть.
Сумбурное человеческое, а не электронное "Как можно быстрее производите высадку и посадку" и мельком замеченная у первого вагона фигура с черным портфельчиком. Вот, в общем-то, и все наши "столкновения" с машинистами электропоездов – одними из главных людей метрополитена.
Знакомиться поближе с теми, кто не боится темноты, корреспондент M24.ru отправился в электродепо "Красная Пресня". Здесь мы встретили Дмитрия, который накануне получил третью звезду на погоны (да-да, у машинистов они тоже есть), его ученика Виталия и Михаила, предпочитающего подземелье небу.
По следам сине-белых вагонов
Электродепо сильно напоминает обычный вокзал – впечатление схожести развеивают разве что рабочие в ярко-рыжих жилетах. Длинные платформы, поезда, сообщающие о своем прибытии пронзительным гудком, крыша, сквозь которую просачивается яркий солнечный свет. Так выглядит место, куда отправляется поезд, который "дальше не идет".
С другой стороны, многие вещи машинист делает на автомате. Когда что-то случается, ты точно знаешь, как нужно поступить, следуешь инструкции.
Главное, когда появляется какая-то неисправность, – первым делом успокоиться и определить, что случилось.
Незаметно незаменимые
Пассажиры редко видят машинистов. А потому не всякий обыватель, наверное, задумывался о том, что именно эти специалисты первыми должны реагировать на любые поломки составов и экстремальные ситуации – вроде подтоплений, например. Пожалуй, только смотревший отечественный блокбастер "Метро" вспомнит, чего стоили машинистам те решения, которые они принимали для спасения своих пассажиров.
В экстремальных условиях
Главная "настольная книга" машиниста - свод профинструкций. За любое неточное действие и незначительное отступление от правил можно схлопотать выговор (или что-то еще более серьезное). А чтобы инструкции не забывались, "водители" электропоездов постоянно учатся - для чего в каждом депо работают машинисты-инструкторы, которые регулярно проверяют их навыки и знания. За каждым "закреплены" свои машинисты.
Фото предоставлено пресс-службой метро
Конечно, к тем, кто только начинает работать, внимание особое. Но и помощник, ставший машинистом, продолжает обучение. Он постоянно что-то учит, его знания, умения, правильность действий, согласно нормативам, регулярно проверяются.
Делается все это для того, чтобы машинисты не забыли то, чему их учили с самого начала. Дергать ручку они, конечно, и так умеют, а вот аварийные ситуации происходят не с каждым: можно отработать 20-30 лет, и так и не получить никакого печального опыта. Без обучения существует риск того, что человек будет десять лет ездить без происшествий и напрочь забудет, как действовать при их наступлении. А потом раз – и случится что-нибудь. Так нельзя.
Каждые два года машинисты сдают техминимум. Это экзамен, 30 билетов. Причем если результат неудовлетворительный, к работе тебя не допустят, отправят на пересдачу. Еще ежегодно сдается электробезопасность и раз в два года – охрана труда.
Кстати, как раз накануне нашего разговора Дмитрий, "наставник" Виталия, получил на погоны третью звезду – официально стал машинистом-инструктором. Соответствующие обязанности он, впрочем, исполнял уже в течение нескольких месяцев, теперь же получил подтверждение нового звания.
Две звезды означает либо второй, либо первый класс. Три звезды – это погоны машиниста-инструктора.
Темные тоннели, яркие огоньки, постоянный поток бесчисленных пассажиров - для машинистов-инструкторов все это позади. К тому же, звание открывает новые карьерные перспективы - можно попробовать стать одним из управленцев депо, например.
От мечты детства до большой зарплаты
Длинные перегоны, которые "простые смертные" видят исключительно из окон вагонов, скорость, чувство управления огромной машиной. И, с другой стороны, вся та вечная суета, которая ассоциируется с метро у каждого, кто хоть раз толкался в час пик на одном из переходов. Находят ли машинисты в своей работе романтику? Некоторые - очень даже.
Сначала я, правда, поучился в Московском авиационном институте, на первом факультете ("Авиационная техника - примечание M24.ru) и отслужил в армии. В МАИ попал как-то нечаянно, кривая, так сказать, завела… так что после армии не стал восстанавливаться, а пошел в метро.
Самолеты я, кстати, строить так и не научился – высшее у меня неоконченное. Я ушел после второго курса, когда только закончилась общая программа.
Самое любимое у меня в профессии – это процесс вождения. У нас здесь тоже есть гонки - почти как на ралли! (смеется) В час пик или если у кого-то опоздание мы по-быстрому пытаемся успеть друг за другом. Это, естественно, совсем не опасно! Пассажиры даже не замечают. (улыбается)
Тот перегон был, конечно, жутковат. Если раньше я мог положиться на своего опытного коллегу, то теперь оказался один. Мне 20 лет, за спиной две тысячи пассажиров, вокруг темнота, машина большая… что с ней делать, если что-то случится? (улыбается) Конечно, меня учили, готовили, но ощущение все равно было жутковатое. Потом уже привык.
Теперь, когда за плечами уже 17 лет работы в метро, вести поезд – обычное дело. Тот, кто впервые попадает в кабину, ему все интересно – и тоннель, и станция, и выезд из тоннеля… А мне вот теперь уже кажется, будто так в моей жизни было всегда.
Есть, впрочем, машинисты, которые любят свою работу больше за высокую зарплату. Дмитрий говорит, что многие его ученики отправились в метро чисто "из материальных соображений". Наверное, отчасти такой выбор логичен - в среднем, машинист получает 90 тысяч рублей в месяц.
Михаил и Виталий. Фото предоставлено пресс-службой метро
Женщинам вход воспрещен
В среде машинистов есть и отслужившие 20-летние ребята, и 40-летние семейные мужья (то ли вспомнившие детские мечты, то ли просто вдруг оставшиеся без работы), и даже лица преклонного возраста. А вот представительниц прекрасного пола на этой должности не ждут.
Запрет брать женщин в машинисты закреплен законодательно, и достаточно давно: еще в 2000 году российское правительство постановило, что такая работа прекрасному полу противопоказана (постановление номер 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин"). Считается, что постоянное нахождение под землей вредит здоровью девушек и женщин и может негативно сказаться на их способности иметь детей.
Раньше, впрочем, слабый пол активно брали в машинисты. И выгонять уже работающих женщин с должности после принятия постановления тоже никто не стал (хотя многие, говорят, ушли сами). Совсем недавно из столичной подземки уволилась последняя женщина-машинист, Наталья Корниенко. Она долгое время трудилась на Сокольнической ветке.
"Отойдите подальше от края платформы"
Машинисты признаются, что один из главных кошмаров "водителя" электропоезда – падение человека на рельсы. Моментально остановить поезд, заметив пассажира, упавшего на рельсы, невозможно.
Я сразу нажал на "тайфун" (громкий и пронзительный сигнал электропоезда метро – примечание M24.ru), какой-то мужчина на платформе подорвался и отодвинул того, свесившего ноги.
Лучший из лучших
Пока мы беседовали то с Михаилом, то с Виталием, этап конкурса завершился. Практических заданий было два, в обоих ребятам нужно было справиться со смоделированными неисправностями подвижного состава. Они "звонили" из кабины диспетчерам, возились с инструментами на рельсах, проверяли вагоны.
Михаил. Фото предоставлено пресс-службой метро
За действиями конкурсантов наблюдала комиссия из сотрудников депо, которые записывали неточности, совершенные машинистами при выполнении заданий. Инженер отдела эксплуатации, с блокнотом и ручкой следовавший за ребятами, сказал, что важна была и сама последовательность действий, и соблюдение техники безопасности.
По итогам практики лучшим стал Михаил. Он же, как мы выяснили в день финала конкурса, получил в итоге почетное звание лучшего машиниста года. Наверное, потому, что искренне любит свою работу.
Анна Теплицкая