Фото: ИТАР-ТАСС
Государственную программу Москвы "Развитие транспортной системы в 2012 - 2016 гг." продлят до 2020 года, сообщил M24.ru источник в мэрии. На транспортные проекты столицы с 2017 по 2020 годы планируется потратить 2,1 трлн рублей. Таким образом, вся обновленная программа будет стоить 4,4 трлн. Из них 3,2 трлн рублей выделят из городского бюджета, 1,3 трлн рублей – инвестиционные средства, 178,2 млрд рублей – федеральный бюджет.
Согласно проекту программы (есть в распоряжении M24.ru), за 2012-2013 гг. было потрачено 737,5 млрд рублей. Таким образом, транспортный бюджет, по прогнозам властей, до 2020 года составит 3,7 трлн рублей.
Самые крупные вложения, согласно проекту программы, были и будут, безусловно, в московский метрополитен - 1,409 трлн рублей до 2020 года. К этому времени протяженность столичной подземки составит 459, 51 км. На 2017-2020 годы намечено строительство 69,7 км линий метро. Расходы бюджета на прокладку линий с 2012 по 2020 год превысят 1,2 трлн рублей, 40 млрд должны вложить инвесторы. Больше всего станций метро - 15 - планируется ввести в 2017 году. На приобретение подвижного состава метро планируется потратить почти 130 млрд инвестиционных средств, из них 95 млрд - в 2017 - 2020 гг. С 2014 по 2020 гг. в метро появится 2656 новых вагонов.
Программа также подразумевает вложение 1,4 трлн рублей в автомобильные дороги, из них 620 млрд - в 2017 - 2020 гг. Всего до конца 2020 года планируется построить и реконструировать свыше 650 км дорог, на 11% увеличить пропускную способность радиальных направлений, а также построить 133 пешеходных перехода, сделать и реконструировать 137 искусственных сооружений - мостов и тоннелей, а также выполнить капитальный ремонт около 160 инженерно-транспортных сооружений.
Сумма вложений в наземный общественный транспорт, согласно проекту программы (есть в распоряжении M24.ru), составит почти 460 млрд рублей, из них 342 млрд - инвестиции, в том числе, в подвижной состав "Мосгортранса", строительство трамвайных путей. Протяженность выделенных полос к 2020 году составит 310 км.
Почти 323 млрд было и будет потрачено с 2012 по 2020 годы на железнодорожную инфраструктуру, 128 млрд из них - привлеченные средства "Аэроэкспресса" и пригородных перевозчиков. В 2015 году будет открыто 32 остановки на Малом кольце Московской железной дороги (МКЖД), с 2014 по 2020 гг. планируется ввести 226 км новых главных путей пригородных железных дорог. Уже в 2014 году будет закуплено более 220 новых вагонов электричек, а в 2015 - 2016 гг. "Аэроэспресс" поставит 118 двухэтажных вагонов.
13 млрд рублей, согласно проекту обновленной программы,будет потрачено на водный транспорт по 2020 год. Так, в 2015 году начнется реконструкция инфраструктуры Канала им. Москвы, в том числе, гидроузлов "Карамышево и "Перерва". До 2016 года будет идти модернизация Южного речного порта и реконструкция Северного речного вокзала и порта, а к 2018 году должна быть создана система интермодальных пассажирских перевозок с участием водного транспорта.
Подпрограмма "Грузовой транспорт" подразумевает строительство в 2016 - 2018 годах четырех логистических центров на железнодорожных станциях "Ховрино", "Люблино" (на территории Литейно-механического завода), "Кунцево-2" и на территории грузового двора станции "Москва-Товарная-Ярославская" (Северянин). На это планируется потратить 30 млрд рублей. При этом пять грузовых дворов в пределах МКЖД планируется ликвидировать в 2015 году. Введение экологических ограничений для грузовиков и создание грузового каркаса позволит снизить транзитный поток через Москву на 50%, по столице также к 2020 году будет ездить на 20% меньше машин массой более 3,5 тонн.
455 млрд будет выделено на развитие транспортно-пересадочных узлов и автовокзалов, из них 247 млрд - в 2017 - 2020 гг. Эти деньги пойдут на строительство четырех автовокзалов, реконструкцию трех автостанций и одного автовокзала, а также строительство и обустройство 272 плоскостных и капитальных ТПУ.
На московское парковочное пространство планируется выделить 235 млрд рублей, из них 88 млрд - в 2017 - 2020 гг. Так, к 2020 году планируется ввести в эксплуатацию более 800 тысяч машино-мест для парковки и хранения легковых автомобилей, а также площадок для отстоя грузовиков. К 2016 году будет создано 130 тысяч платных парковочных мест в центре Москвы.
73 млрд рублей будет потрачено на создание интеллектуальной транспортной системы, 37 млрд - на развитие новых видов транспорта.
Так, общая длина сети велосипедных дорожек превысит 250 км, также будет создано 18 тысяч парковочных мест для байков. Кроме того, власти будут заниматься развитием воздушного транспорта, в том числе, строить новые вертолетные площадки. Также за счет федерального бюджета и инвестиционных средств будет проведена модернизация материально-технической базы аэропортов "Внуково" и "Остафьево".
Всего, согласно проекту программы, в первую очередь, за счет введения платной парковки, доля поездок на личном транспорте снизится с 12 % до 8 % при въезде на Третье транспортное кольцо и с 26 % до 18 % при въезде на МКАД к 2020 году. Количество транзитных грузовых перевозок через Москву снизится на 50%. Среднее время поездки в "часы пик" к 2020 году уменьшится до 55 минут по Москве и до 70 минут из Подмосковья в столицу за счет увеличения провозной способности общественного транспорта на 40%. Кроме того, в 2017-2020 годах уровень приспособленности наземного транспорта для маломобильных групп населения вырастет с 87% до 100%.
Эксперт организации "Город и транспорт" Александр Морозов считает, что обновленная программа нацелена, в первую очередь, на развитие общественного транспорта. "Это правильный вектор. Ясно, что Москва как современный мегаполис "переросла" систему метро, заложенную еще в 1930 годы. Необходимо развивать скоростной транспорт на базе железных дорог. В Москве 200 км "железки", она должна работать как второе метро – причем не только МКЖД, но и радиальные направления. Поезда должны ходить с 5 утра до часа ночи, каждые 5 минут. Железнодорожные составы обладают большей вместимостью. Их длина – 12 вагонов, длина поездов в метро – 8. Кроме того, необходимо строительство обособленных линий для скоростного трамвая", - отметил Морозов.
Замглавы Московского городского союза автомобилистов Максим Воротилкин считает, что заложенных ресурсов вполне достаточно, чтобы добиться запланированных показателей. "Для развития автомобильного движения необходимо строить дороги, эстакады, хордовые связи, развязки. Однако интересные проекты порой сталкиваются с сопротивлением жителей районов, которые выступают против прокладки необходимых трасс, сноса гаражей", - сказал Воротилкин.
София Сарджвеладзе, Маргарита Верховская